Сессия городского Совета об учебно-воспитательной работе в школах

На днях состоялась очередная сессия Печорского городского Совета депутатов трудящихся. Депутаты местного Совета обсудили доклад председателя исполкома горсовета - депутата И. П. Гусева "О состоянии учебно-воспитательной работы в школах города".

Докладчик сказал, что к началу 1949-50 учебного года все школы города были хорошо подготовлены, и учителя могли успешно справиться с возложенными на них задачами по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Но как показали итоги первого учебного полугодия, руководители школ и ряд педагогов не справились со своей работой. Учебно-воспитательная работа в школах города находится на низком уровне.

Низкое качество учебно-воспитательной работы в отдельных школах объясняется отсутствием действенного контроля и помощи со стороны руководителей и завучей школ за работой учителей. Вследствие этого, некоторые учителя безответственно относятся к делу обучения и воспитания учащихся. Например, учитель 4-й школы тов. Резвый формально объясняет новый материал, не применяет наглядных пособий, очень редко спрашивает учащихся, оценки успеваемости выводит только по контрольным работам, которые, кстати сказать, проводятся редко. Домашние тетради он не проверяет. Также плохо относятся к своей работе учительница этой школы тов. Михайлова, учительницы средней школы тт. Ладанова и Былинкина.

Уроки биологии в средней школе проводятся на низком идейном уровне, в отрыве от окружающей жизни и практики социалистического сельского хозяйства. Кабинет естествознания не оборудован, нет и уголка живой природы.

В школах города имеется не мало учителей, опыт которых должен быть достоянием всех работников народного образования. Но, к сожалению, до сего времени ни на совещаниях учителей, ни в какой другой форме педагогической пропаганды не рассказано об опыте работы учителей т.т. Виноградовой, Калиничевой, Краав, Филипповой, Кутузовой, Новиковой и многих других, которые имеют в своих классах высокую успеваемость учащихся, занятия проводят на высоком идейном уровне, в совершенстве владеют методами педагогического мастерства.

За последнее время несколько улучшилась пионерская работа в школах. Но она всё ещё не соответствует требованиям, которые предъявил XI съезд ВЛКСМ. Как правило, почти все пионеры учатся на "4" и "5". Но всё же отличников мало. По городу всего насчитывается 12 пионеров-отличников.

Пионерские организации в школах могли бы работать много лучше, если бы все учителя по-настоящему занимались пионерской работой.

На сессии также говорилось о необходимости повседневно укреплять дисциплину среди учащихся, об улучшении работы родительских комитетов, санитарном состоянии школ и медицинском обслуживании учащихся. Участники сессии потребовали от руководителей Печорского отделения "Псковоблторга", Дома культуры, кинотеатра "Красный Октябрь" помогать учителям школ города во внеклассной работе по культурно-бытовому обслуживанию учащихся.

Директор средней школы тов. Демидов, выступая на сессии, сказал, что высокий процент неуспевающих в школе - показатель слабого контроля и помощи учителям со стороны руководства школы. Учительница тов. Былинкина, пользуясь бесконтрольностью, во второй четверти имеет большее количество неуспевающих учеников по математике, чем их было в первой четверти.

Тов. Демидов отметил, что в первом полугодии партийные, профсоюзные и комсомольские организации города не оказывали никакой практической помощи школам.

Директор Печорского детского дома № 1 - депутат тов. Шонина в своём выступления отметила, что учебно-воспитательная работа в школах города, по сравнению с прошлым годом, проводится крайне неудовлетворительно. Воспитанники детского дома, которые в прошлом году учились только на "хорошо" и "отлично", в этом году являются неуспевающими.

- Следовательно, - говорит т. Шонина,- дело не только в способностях учащихся, а главным образом, в качестве обучения. Когда просматриваешь тетради воспитанников и видишь отметку "2", то пытаешься узнать причину, а её как раз и нет. Учитель нигде не подчеркнул ошибку ученика, а лишь формально выполнил свою прямую обязанность: не проверяя поставил ученику плохую отметку. Учителя школ города не поддерживают деловой связи с воспитателями детского дома.

Депутат городского Совета депутатов трудящихся тов. Стефанова, отмечая серьёзные недостатки в учебно-воспитательной работе школ в первом полугодии, подчеркнула, что многие учителя и первичные партийные организации не уделяют внимания изучению марксистско-ленинской теории, мало, а некоторые учителя и совсем не работают над повышением своего педагогического мастерства, не участвуют в общественно-политической жизни города. В этом повинен и исполком городского Совета депутатов трудящихся. С момента выборов в местные Советы прошло немало времени, а на повестке дня сессии впервые стоит вопрос о состоянии учебно-воспитательной работы в школах города.

После оживлённых критических выступлений 14 участников сессии было принято решение, направленное на улучшение учебно-воспитательной работы в школах, на мобилизацию общественности города в помощь школе.

«Печорская правда»
19 января 1950 г.

Счастливая юность

На днях в Печорской средней школе состоялась интересная встреча учащихся десятого класса со своими товарищами - студентами.

В свою родную, воспитавшую их школу пришли съехавшиеся на каникулы двадцать юношей и девушек, обучающихся теперь в различных вузах Ленинграда: в Горном, Электротехническом, Медицинском, Педагогическом, Финансово-экономическом и других институтах.

Впитавшая в себя новую обстановку учёбы и кипучей общественной жизни, сразу повзрослевшая студенческая молодёжь поделилась с младшими товарищами своими впечатлениями и опытом первого года учёбы в вузе.

Тепло вспоминая школу, бывшие питомцы её рассказали о своих вузах, об условиях занятий, быта и о некоторых горьких уроках, полученных ими из-за пренебрежения в прошлом к некоторым предметам школьной программы.

Студент электро-технического института связи В. Зиле и Горного института Н. Юга рассказали о трудностях, с которыми они встретились при сдаче технических чертежей, и призвали десятиклассников серьёзнее отнестись к подготовке в этой области. Студентка Инженерно-Экономического института Е. Зехова настойчиво рекомендовала выпускникам тщательно взвесить свои профессиональные склонности при выборе вуза, чтобы избежать в будущем разочарований.

Взволнованно о своих вузах и предстоящей практической деятельности говорила будущий врач Л. Тополева и будущей географ Г. Ильина.

Много хороших практических советов и пожеланий высказали студенты А. Дементьев, В. Коновалов и другие.

Участники встречи, закончившейся вечером молодёжи, разошлись глубоко удовлетворенные. Счастлива наша советская молодёжь, выросшая под солнцем Сталинской Конституции - она твердо уверена в своём завтрашнем дне, в своём праве на образование и в праве на радостный труд для счастья Родины.

«Печорская правда»
7 февраля 1950 г.

К экзаменам идём уверенно

Через несколько дней начнутся выпускные и переводные экзамены в школах.

Коллектив учителей и учащихся Печорской средней школы проводит деятельную подготовку к этому ответственному периоду.

Во всех классах организовано повторение пройденного материала. По слабо усвоенным темам проводятся консультации, и учащиеся могут получить исчерпывающий ответ по любому интересующему их вопросу. Проведены консультации по темам: 1. Церковь, наука и культура в средние века; 2. Общий обзор исторической карты.

Большое внимание уделяется лабораторным работам по физике, химии в дополнительные часы после уроков. По отдельным темам прочитаны обзорные лекции. Составлено расписание экзаменов. Проведено общешкольное собрание, на котором учащиеся ознакомлены с Положением о выпускных и переводных экзаменах. В пионерских отрядах состоялись тематические сборы, посвященные подготовке и проведению экзаменов в нашей школе.

М. Яснова, зав. учебной частью школы.
«Печорская правда»
16 мая 1950 г.

Шахматный турнир

В Печорской средней школе состоялся шахматный турнир.

Первые места заняли учащиеся шестого класса Олег Павлов, Юрий Михайлов, Иван Тренов, Юрий Шонин и Сергей Васильев.

О победителях в соревновании послан материал в шахматно-шашечную секцию в областном комитете физкультуры и спорта для присвоения им категории по шахматам.

М. Романов
«Печорская правда»
27 мая 1950 г.

Хорошие итоги

20 июня в 10 классе Печорской средней школы закончились государственные экзамены на аттестат зрелости.

Из 29 учащихся этого класса многие сдали экзамены на хорошо и отлично.

Особенно прочные и глубокие знания учебной программы 10 класса показали на экзаменах Василий Иванов, комсомольцы Павел Пиллер, Ольга Аверьянова и Валентина Лукина.

На днях закончат государственные экзамены и учащиеся 11 класса эстонского отделения. В этом классе лучше всех сдают экзамены учащиеся Сакс и Аю.

М. Яснова, завуч школы
«Печорская правда»
24 июня 1950 г.

Воскресник всенародной помощи школе

18 июня состоялся массовый воскресник по оказанию всенародной помощи школе в подготовке к новому учебному году. В нём приняли участие 1595 трудящихся района. На подвозке дров, деловой древесины, торфа для школ работало 650 лошадей и 27 автомашин.

За время воскресника заготовлены 211 кубометров дров, 10 тонн торфа. Вывезено дров 719 кубометров и торфа 69 тонн, кроме того подвезено к школам деловой древесины 42 кубометра. Распилено и расколото дров 269 кубометров, отремонтировано 160 парт, оборудованы 2 спортивные площадки, выстроен вновь один сарай, перевезен и собран заново один жилой дом.

Организованно вышли на воскресник труженики полей Печорского сельсовета. За один день к школам подвезено 76 кубометров дров, 3 кубометра щепы, 1 кубометр досок. Произведен текущий ремонт в Декшинской школе и полностью подготовлена к новому учебному году Рагозинская начальная школа.

Большую помощь Печорской средней школе оказали трудящиеся города. Только в одной этой школе участвовало в работах 72 человека. В течение дня подвезено к школе 25 тонн торфа, 15 кубометров лесоматериала для ремонта школы, полностью отремонтировано 8 печей и 55 школьных парт. Произведена штукатурка на площади 10 квадратных метров и на 100 квадратных метрах - побелка.

В период воскресника трудящиеся района половину школ полностью подготовили к новому учебному году.

«Печорская правда»
24 июня 1950 г.

Г. Печоры. Здание средней школы

Фото В. Иванова
«Печорская правда»
24 июня 1950 г.

Спортивные соревнования школьников

В конце июня на городском стадионе состоялись районные спортивные соревнования школьников по легкой атлетике и волейболу.

В соревнованиях приняло участие 53 учащихся.

Наилучшие результаты в спортивных состязаниях показал физкультурный коллектив Печорской средней школы, занявший первое место. 2-е место в соревнованиях получила Старо-Изборская средняя школа. Ново-Изборская средняя школа заняла третье место.

В индивидуальных соревнованиях первенство среди мальчиков одержал Смирнов Олег в беге на 100 метров и метании гранаты. Его результаты: 100 метров пробежал за 13 секунд и бросил гранату на 56 метров.

Среди девочек по бегу на 1500 метров первое место заняла Шковорова Людмила, пробежавшая 500 метров за 1 минуту 37 сек.

По прыжкам в высоту, в длину и в беге на 1000 метров лучшие результаты показал Мольтсаар Алексей. Его прыжок в высоту - 1 метр 50 см, в длину - 4 метра 75 см и бег на 1000 метров - 3 мин. 5 сек.

Среди девочек победителями по прыжкам в высоту оказались Махорина Н., Леписто Л. и Кодар А. Их показатели - 1 м. 20 см.

Ядро толкнул дальше Крившук Александр (10 м 65 см).

В розыгрыше по волейболу победителем вышла волейбольная команда Печорской средней школы.

Участники спортивных соревноваций, получившие первенство по отдельным видам спорта, зачислены на областную спартакиаду.

М. Романов
«Печорская правда»
11 июля 1950 г.

Районное учительское совещание

В вместительном зале Печорского педагогического училища состоялось открытие августовского совещания учителей paйона. Кроме работников народного образования, присутствуют представители общественности, много гостей. Так что к часу открытия совещания в зале свободных мест не было.

В этом году учителя собрались на своё традиционное совещание в тот момент, когда трудящиеся нашей страны, поставив свои подписи под Стокгольмским Воззванием Постоянного комитета сторонников мира, встали на вахту мира и самоотверженным трудом укрепляют мощь любимой Родины, когда весь советский народ по указанию своего вождя и учителя товарища Сталина приступил к строительству величайшей в мире волжской гидроэлектростанции, с успехом претворяет в жизнь сталинский план преобразования природы.

Забота большевистской партии и советского правительства о народном образовании практически осуществляется в открытии новых начальных, семилетних школ и школ сельской молодёжи в нашем районе, в увеличении денежных расходов государства на народное образование. Только в этом учебном году школы района получили за счёт окончивших Печорское и ряд других педагогических училищ страны пополнение: более трёхсот учителей будет работать в этом году в наших школах.

Участники совещания заслушали и обсудили доклад инспектора районо тов. А. Васильева: "Итоги работы школ района за 1949-50 учебный год и задачи на предстоящий учебный год", доклад секретаря райкома комсомола тов. А. Кузнецова о работе пионерских и комсомольских организаций в школе, доклад заведующего отделом пропаганды и агитации райкома ВКП(б) тов. М. Михайлова о политическом просвещении среди учителей и другие вопросы.

Большая часть доклада т. Васильева была посвящена качеству обучения, состоянию воспитания и выполнению закона о всеобщем семилетнем обучении в школах района. Докладчик рассказал о большой работе по обучению и воспитанию, которую проводят учителя Воронкинской и Декшинской школ т.т. Семенова, Бахис и многие другие, как они добились хорошей успеваемости учащихся всех классов и не допускают второгодничества, о их работе с родителями, о связи школы с общественностью, о работе передовых учителей района над повышением своего идейно-политического и культурного уровня, педагогического мастерства, об участии их в общественно-политической работе.

Некоторые успехи по выполнению закона о всеобуче, повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, неуклонный рост материальной базы школ и обеспеченности учителей - результат повседневной сталинской заботы о советском народе и учителе.

Вместе с тем на совещании были отмечены и существенные недостатки в работе отдельных школ и учителей, директоров и заведующих школ. Например, пятьдесят учеников по начальным классам не были вовлечены в школу. В Ново-Изборской средней школе 110 учеников оставлены на второй год. В некоторых школах допускался срыв уроков по физическому воспитанию, рисованию и пению. Все ещё формально преподаются естественные науки в школах, учителя недостаточно знакомят учащихся с фактами их окружающей общественно-политической и культурной жизни. Некоторые учителя не занимаются повышением своего идейно-политического и культурного уровня, педагогического мастерства, слабо участвуют в культурно-просветительной работе среди колхозного крестьянства, не занимаются вопросами естественно-научной пропаганды.

Докладчик отдела народного образования, правильно критикуя недостатки в работе отдельных школ и учителей, в то же время без самокритики говорил о работе районо и ничего не сказал об участии комсомола в работе школ.

По докладу тов. Васильева в прениях выступило 12 человек. Директор Ново-Изборской средней школы тов. Воскресенский в своём выступлении подчеркнул о необходимости правильного взаимоотношения между учителем и учениками, об усилении творческой инициативы в каждом педагогическом коллективе, о необходимости постоянно укреплять педагогическую базу в школе.

Тов. Семенова - заведующая Воронкинскй начальной школой и тов. Бахис (Декшинская начальная школа) рассказали об опыте своей работы по выполнению закона о всеобуче и преподавании основ наук.

Выступивший в прениях заместитель заведующего областным отделом народного образования тов. Фёдоров подробно разобрал недостатки в работе школ и отдела народного образования, подчеркнул, что по докладу тов. Васильева, как и в самом докладе, было мало критики и самокритики.

В работе совещания участвовали секретарь райкома ВКП(б) Ф. А. Богданов, заместитель председателя исполкома райсовета В.П. Объедков, заведующий отделом пропаганды и агитации РК ВКП(б) М. И. Михайлов, секретарь РК ВЛКСМ А.С. Кузнецов и другие.

А. Михайлов
«Печорская правда»
29 августа 1950 г.

Школы должны работать лучше

В этом году первую четверть учебного года наши школы в основном закончили с лучшими результатами, чем в прошлом. Однако нет ни одной школы без отстающих и много еще нужно сделать, чтобы успешно закончить учебный год, а некоторым школам пора серьезно задуматься над мероприятиями по улучшению своей работы. Каждому отстающему школьнику необходимо уделить большое внимание, чтобы знать, что нужно сделать для успешного обучения его. По поводу каждой плохой оценки знаний нужно бить тревогу и добиваться полной ясности в выяснении причин получения учеником неудовлетворительной оценки за ответ или за письменную работу.

В итогах за четверть имеются неуспевающие в первых классах, причем в Лебедовской начальной школе отстает один из трех учащихся класса. По каким причинам может отставать первоклассник в первые два месяца занятий ясно каждому учителю. Если ребенок аккуратно посещал школу, неуспевать он будет только потому, что учитель не уделил ему должного внимания, не выделил его из общей среды класса в момент затруднения, не помог ему, не пожелал немного больше повозиться с таким школьником, чем с другими. А если мы в первой четверти забыли первоклассника, значит мы обрекаем его на второй год, что хуже всего, воспитаем у него равнодушие к учению.

Наибольшее число неуспевающих падает на 5 и 6 классы. А особенно выделяются в этом отношении семилетние школы: Киршинская, Паниковская, Старо-Изборская, Печорская № 4 и Печорская средняя.

...

В Печорской средней школе из 562 учащихся по 5 - 10 классам неуспевают 150. При внимательном изучении причин неуспеваемости каждого учащегося и при должном отношении в подготовке к урокам, а также при правильном подходе к оценке знаний учащихся при устных опросах и письменных работах еще достаточно времени, чтобы ликвидировать неуспеваемость учащихся. Руководители школ и учителя должны серьезно обсудить недочеты в работе отдельных учителей и помочь им выправить положение. Каждый учитель должен строго придерживаться такого порядка: если ученик получил двойку, его нужно спросить не позже, как через урок и вообще не оставлять без сосредоточенного внимания, пока он не пойдет вровень с успевающими учащимися.

Школы должны улучшить свою работу, ибо для этого имеется полная возможность.

А. Васильев.
«Печорская правда»
28 ноября 1950 г.

Наступает спортивная зима

К спортивной зиме сейчас должны быть полностью подготовлены все комсомольские организации, каждый физкультурный коллектив. Лучше других подготовились к зимнему спортивному сезону комитет ВЛКСМ, дирекция и преподаватели физкультуры Печорского педагогического училища. Здесь все лыжи отремонтированы, вновь приобретено лыж 20 пар, работает лыжная секция. Все учащиеся, прежде чем стать на лыжи, проходят предварительную подготовку. Однако и в педучилище имеются серьезные упущения: не полностью укомплектована лыжная база, нет ни одной пары коньков.

Крайне плохо готовятся к зимнему спорту в Печорской средней школе. Достаточно сказать, что здесь на каждых 20 - 25 учащихся приходится одна пара лыж, и все они требуют ремонта. В школе три преподавателя физкультуры - т.т. Романов, Кочергина и Денисов. Казалось бы, что им-то в первую очередь и надо побеспокоиться о приобретении лыж, коньков и другого спортивного инвентаря, необходимого физкультурникам зимой. Но этим вопросом, к сожалению, никто не занимается. Преподаватель физкультуры т. Романов объясняет неудовлетворительный ход подготовки к зиме отсутствием денежных средств, а тов. Кочергина - преподаватель физкультуры в 5-х и 6-х классах и с девочками в 8-х - 10-х классах - приводит другую причину: "Видите ли, - говорит она,- я не специализировалась по лыжному спорту, гимнастика - это другое дело". На самом деле тов. Кочергина уже долгое время являясь руководителем гимнастического кружка, не проводит в нем никакой работы.

Большую помощь школе, учителю в подготовке к спортивной зиме могут и должны оказать комсомольцы. Однако комитет ВЛКСМ школы, учительская комсомольская организация стоят в стороне от этого важного дела. Отремонтировать лыжи, помочь пионерам сделать небольшой каток, организовать лыжную секцию, составить план зимней спортивной работы - все это в силах и должны сделать комсомольцы.

Четвертый пленум Центрального Комитета ВЛКСМ потребовал от комсомольских организаций дальнейшего широкого развития массовой физической культуры среди молодежи.

Зима входит в свои права. Долг комсомольских организаций Печорской средней школы и педучилища устранить недоделки в работе и организованно начать зимний спортивный сезон.

Н. Юрьев
«Печорская правда»
7 декабря 1950 г.