Январское учительское совещание

Состоялось традиционное январское совещание учителей нашего района.

Совещание обсудило три вопроса: 1. Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС "О мерах дальнейшего развитая сельского хозяйства СССР" и задачи школы. 2. О мерах улучшения преподавания русского и родного языков и математики. 3. Об участии учителей и руководителей школ в работе пионерской организации.

С докладом во первому вопросу выступил секретарь райкома партии тов. Прокофьев.

- Сентябрьский Пленум Центрального Комитета КПСС,- сказал докладчик,- наметил величественную программу дальнейшего мощного подъёма социалистического сельского хозяйства, создания обилия сельскохозяйственных продуктов. Борьба за претворение в жизнь этой грандиозной программы, принятой Пленумом ЦК КПСС - всенародная задача.

Общеобразовательная шкода не может стоять в стороне от этого дела. Ее долг - помочь подготовить высокообразованные кадры мастеров кколхозных полей, командиров сельскохозяйственной техники; она должна прививать своим питомцам лобовь к колхозному производству, готовить из юношей и девушек людей, хорошо владеющих основами наук, основами мичуринской науки, способных применять полученные знания и практические навыки в жизни, в колхозном производстве.

Однако нередки факты, когда выпускники сельских школ уходят в город, не остаются в родном колхозе. В этом повинны школыа, которые не сумелия привить им любовь к сельскохозяйственному труду, не вооружили их необходимыми навыками. Больше того, имеют место случаи, когда отдельные руководители школ аристократически относятся к сельскому хозяйству.

Далее тов. Прокофьев говорил об итогах полугодовой работы школ, о передовом опыте и недостатках в преподавании биологии, физики, химии, указал на пути устранения недостатков в обучении и воспитании учащихся.

В прениях по докладу тов. Прокофьева выступило 12 человек.

Заведующий Мальской начальной школой тов. Серебряков сказал: "Перед начальной школой стоят большие задачи в области воспитания подрастающего поколения. Однако внимания уделяется ещё мало. Учебной программой предусмотрен ряд лабораторных работ, но пособий для проведения их школа не имеет: даже спиртовок и тех нет. Районный отдел народного образования не проявляет заботы и об учебно-опытных участках. В ряде школ их совсем нет, а во многих школах они находятся в запущенном состоянии. РОНО ничего ещё не сделал, чтобы научить нас как изготовлять торфоперегнойные горшочки и выращивать в них рассаду овощных культур. Учителя должны это знать".

- Учебно-опытный участок в каждой школе, - сказал директор Печорской средней школы тов. Демидов, - должен стать лабораторией по привитию детям навыков сельскохозяйственного труда. В минувшем году учащиеся нашей школы вырастили на учебно-опытном участке высокий урожай различных сельскохозяйственных культур. Отличный урожай был получен по отдельным культурам и в Ново-Изборской школе. Казалось бы, что РОНО распространит этот опыт, сделает его достоянием всех школ. Но на деле этого не случилось. Неудивительно поэтому, что учебно-опытные участки почти во всех школах запушены, обрабатываются с большими нарушениями агротехники.

Тов. Демидов критиковал также РОНО в за то, что он не руководит работой секции биологов.

О преподавании биологии в свете задач политехнического обучения говорил директор Печковской семилетней школы тов. Курбатов. В шкоде заложен фруктовый сад, имеется, живой уголок, который к весне пополнится курами и одной пчелосемьей. Во втором полугодии школа проведет ряд экскурсий в колхоз, учащееся возьмут шефство над молодняком общественного скота.

Заведующий учебной частью педучилища тов. Панов свое выступление посвятил вопросам практических работ на школьных учебно-опытных участках. Кроме того, он указал, что преподавание естествознания в начальной школе значительно выиграет, если преподаватели биологии семилетних школ возьмут шефство над начальными школами и помогут им правильно организовать учебный процесс по этому предмету.

Преподаватель по биологии Митковицкой семилетней школы тов. Костров критиковал РОНО за то, что он не заботится об обеспечении школ учебно-наглядными пособиями. Нет приборов для постановки простейших опытов по хамии: отсутствуют пробирки, колбы, штативы.

Следует отметать, что выступавшие в прениях говорили больше о школьных учебно-опытных участках, чем о перестройке в преподавании биологии, физики, химии в свете задач политехнического обучения.

С докладом о мерах улучшения преподавания русского и родного языков и математики в школах выступил заведующий районным отделом народного образовании тов. Лаур.

Докладчик и выступавшие в прениях отмечали некоторое улучшение в преподавании русского и родного языков и математики, в результате этого ряде школ успеваемость учащихся по этим предметам несколько повысилась. Это в первую очередь относится к средней школе № 1, где успеваемость по русскому языку составляет 96%. Между тем участники совещания вскрыли серьёзные недостатки в преподавании русского и родного языков и математики.

Директор Печорской семилетней школы № 4 тов. Дозорцев в своём выступлении указал на то, что преподаватели русского языка много дают учащимся контролирующий работ и мало обучающих, что сказывается на успеваемости. Вместе с тем он отметил, что работники РОНО очень редко бывают в школах, не контролируют и не помогают им.

Одной из основных причин неудовлетворительной математической подготовки учащихся, как отмечалось на совещании, является наличие существенных недочётов в преподавании математики, снижение научного уровня изложения курса, нарушение учителем основных требований советской педагогики и дидактики, невнимание к качеству урока, однообразие методов обучения, неумение возбудить интерес учащихся, недостаточное использование наглядных пособий.

Острой критике РОНО подвергла учительница Бельской семилетней школы тов. Михайлова.

- Работая преподавателем биологии в Митковицкой семилетней школе,- сказала она, - я составила план работы на школьном учебно-опытном участке и передала его т. Васильеву для проверки. Прошло два месяца, но ни плана, ни деловых замечаний по нему от инспектора я не подучила. Тов. Михайлова указала также на то, что РОНО допускает большую текучесть кадров.- За семь лет работы,- сказала она,- мне пришлось сменить четыре школы и только в одной из них проработала четыре года, а то - по одному году и меньше.

По третьему вопросу повестки дня совещания - об участии учителей и руководителей школ в работе пионерской организации - выступила секретарь райкома комсомола тов. Лапунова.

Только при активном участии учителей, на основе их педагогического руководства, отмечали участники совещания, может быть интересно и содержательно организована работа пионерских дружин, отрядов и звеньев.

В прениях по этому вопросу также выступили секретарь райкома ВЛКСМ т. Ординов, директор Дома пионеров тов. Чернышева, директор Ново-Изборской средней школы тов. Ванин и другие.

По всем обсуждённым вопросам совещание приняло соответствующие постановления, направленные на устранение отмеченных недостатков и улучшение обучения и воспитания учащихся.

«Печорская правда»
8 января 1954 г.

Учителя повышают политические знания

Наша партийная организация большое внимания уделяет политической учебе учителей. По личному желанию в сеть партийного просвещения было зачислено 37 учителей. Изучать диалектический и исторический материализм пожелали 31 человек. Руководит семинаром преподаватель истории тов. В. Павлов. Историю КПСС с привлечением первоисточников изучают шесть человек. Остальные учителя повышают свои знания заочно в высших учебных заведениях.

Для слушателей постоянно действующего семинара прочитано три лекции: "Диалектический и исторический материализм - мировоззрение Коммунистической партии, теоретический фундамент коммунизма", "Русская материалистическая философия XII века - высшее достижение домарксовской философии", "Коренная противоположность марксистского диалектического метода к метафизическому методу".

Слушатели семинара по изучению истории партии (руководитель член КПСС тов. В. Герасимова) изучили решения I, II и III съездов партии и постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС.

Для участников семинара две лекции были прочитаны кандидатом философских наук тов. Куликовым (Псковский пединститут).

Большинство занимающихся серьезно относится к повышению своих политических знаний. Глубоко усваивают программный материал по диалектическому и историческому материализму т. т. Топчий, Кудрявцева, Афанасьев, Петровский и другие. Это помогает им в практической работе. Преподаватели т. т. Топчий и Кудрявцева, например, добились стопроцентной успеваемости учащихся по своим предметам.

Недостатком в работе сети партпросвещения является то, что еще не все учителя аккуратно посещают лекции. Не всегда являются на занятия семинара т. т. Круус, Розенберг, Акрман-Мельникова и некоторые другие. Имеют место срывы лекций из-за неявки лектора. По прослушанным лекциям еще не проведены собеседования.

Задача заключается в том, чтобы улучшить политическое образование учителей, ликвидировать имеющиеся недостатки и повысить качество учебно-воспитательной работы в школе.

М. Романов, секретарь парторганизации Печорской средней школы.
«Печорская правда»
10 января 1954 г.

Традиционная встреча

30 января в Доме пионеров состоялся вечер, посвященный встрече учащихся старших классов и преподавателей со студентами высших учебных заведений, бывших учеников городской средней школы. Стало хорошей традицией школы ежегодно проводить такие встречи в последнюю субботу января.

Нынче навестить родную школу приехали бывшие её ученики: студенты технологического института имени Ленсовета В. Карпов и В. Лысенко, студент медицинского института С. Одноколкин, студент сельскохозяйственной академии имени Тимирязева А. Шпилин, инженер-технолог одного из московских заводов О. Чернецов, студентка Тартуского университета Л. Куннус и другие.

Открывая вечер, директор школы тов. Демидов говорит об огромной заботе партии и правительства о росте народного образования. С каждым годом среднюю школу оканчивают все больше детей трудящихся. Если нынче будут держать экзамен на аттестат зрелости 80 человек, то в следующем учебном году закончат десятилетку уже 100 юношей и девушек.

Все питомцы школы успешно учатся в высших учебных заведениях, а некоторые из них, получив образование, нашли достойное место в трудовой семье народов страны.

Выступившие на вечере О. Чернецов, В. Карпов, С. Одноколкин, А. Шпилин и другие рассказали о своей учёбе, познакомили с условиями обучения в вузах, призвали учащихся школы настойчиво овладевать основами науки, чтобы подготовить себя к активной борьбе за построение коммунистического общества. Они благодарили преподавательский коллектив за то, что школа им привила прочные глубокие знания.

В своём выступлении студент московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева А. Шпилин призвал старшеклассников после окончания школы поступать в академию. В настоящее время, говорит он, весь наш народ решает ответственные задачи, намеченные сентябрьским Пленумом ЦК КПСС по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Ученые, специалисты и механизаторы сельского хозяйства, колхозники, трудящиеся городов борются за создание обилия продуктов питания и сырья для легкой и пищевой промышленности. Чтобы успешно решить эти задачи, школы должны повседневно воспитывать у учащихся любовь к сельскохозяйственному производству.

После торжественной части вечера состоялся концерт художественной самодеятельности. В нем приняли участие ученики школы и их гости.

М. Тимофеев
«Печорская правда»
3 (?) февраля 1954 г.

Экскурсии школьников

Несколько дней назад группа учащихся средней шкоды, состоящая из сорока человек, под руководством преподавателя Б. М. Афанасьева, совершила экскурсию в Печорскую МТС. Там мы побывали в ремонтной мастерской.

Заведующий мастерской тов. Белых познакомил нас с устройством мотора, принципом его действия и рассказал, как он ремонтируется. Там же мы познакомились с работой токарного станка новейшей конструкции.

В электросварочном цехе нам показали процесс электросварки. Некоторые из ребят сами попробовали сварить металл.

Потом мы увидели самоходный комбайн "С-4", льнокомбайн и много других сельскохозяйственных машин. Нам рассказали об их устройстве и действии.

В январе мы также побывали на городской электростанции и ознакомились с устройством её оборудования.

Все мы остались довольны экскурсиями, так как они очень помогают нам усвоить теорию, изучаемую в школе.

Ю. Шонин, ученик 10 класса Печорской средней школы.
«Печорская правда»
19 февраля 1954 г.

Вечер в Доме пионеров

Каждый раз, когда бываешь в Доме пионеров - не веришь, что живёшь в небольшом районном городе. Это лучший уголок культуры в нашем городе и неудивительно, поэтому, что он стал любимым местом для печорской детворы. Особенно хорошо здесь бывает в воскресные дни, когда это большое помещение оглашается звонкими голосами ребят, когда тут и там мелькают коричневые формы, красные галстуки.

Вот и в прошлое воскресенье в Доме пионеров было оживленно и весело, учащиеся собрались сюда на вечер географии.

Галина Андреевна Кузьмина объявляет об открытии вечера, рассказывает о его порядке и называет вопросы, на которые надо будет ответить.

- Эти вопросы были вывешены заранее,- говорит она,- а поэтому вы имели время подумать над ними. Ответы должны быть четкими, ясными, изложены литературным языком.

Затем Галина Андреевна предоставляет слово преподавателю географии Игорю Борисовичу Александрову.

Игорь Борисович в краткой беседе рассказал о значении географии, какую территорию занимает наша страна, какими богатствами она обладает. Беседа окончена. Избирается жюри из двух учениц 7 класса. После этого Игорь Борисович называет первые, изложенные в стихотворной форме, вопросы.

Поднимаются руки. Поступает несколько ответов. Но правильней и содержательней всех был ответ ученика 7 класса Егорова. В викторине принимали живое участие Коля Новосельцев, Регина Серебрякова и многие другие.

Но вот вопросы исчерпаны.

Жюри удаляется на совещание. А в это время ребята занимаются подготовкой к танцам. С молниеносной быстротой они переносят стулья на сцену, приводят в порядок зал.

Появляется баянист. Раздаются звуки вальса, н мальчики и девочки плавно закружились по залу. Потом "полька", "венгерка", снова вальс. В этом вальсе участвуют только две пары. Коля Новосельцев уверенно и красиво ведет свою партнершу - изящную девочку с длинными косами.

Танцы прерываются. Жюри объявляет результат викторины. Первую премию - красивый альбом, несколько тетрадей и карандашей получает, давший наибольшее число правильных ответов, ученик 7 класса Егоров.

Вечер заканчивается играми. Ребята отдохнувшие, веселые расходятся по домам.

М. Букина
«Печорская правда»
24 марта 1954 г.

Пионервожатый Володя Корюшкин

Звонок. Кончился последний урок. Ученики 7 "г" класса выбегают в коридор с сумками, но вскоре же опять возвращаются в класс: они увидели своего вожатого отряда Володю Корюшкина. Около него образуется круг.

- Мы побеседуем сегодня о долге и мужестве,- говорит Володя.

Среди пионеров шумок. Правда, они устали после шести уроков, а за окном светит такое яркое ласковое солнце, но все охотно остаются. К ним присоединяются и остальные ученики.

В классе воцаряется тишина. Все взоры устремлены к вожатому. Он взволнованно говорит о своей прекрасной Родине, о любви к ней советских людей, о долге и мужестве. "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему лишь один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочнее прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить".

Эти прекрасные слова Николая Островского, произнесенные Володей с большим волнением и искренностью, производят сильное впечатление на слушателей.

И так каждый раз. Поэтому-то ребята охотно слушают своего вожатого, готовы выполнить каждое его задание. Они всем сердцем привязались к Володе, уважают, считаются с его мнением.

Чем же Володя Корюшкин снискал к себе такое отношение ребят?

Еще в начале учебного года ученики 7 "г" класса обратились в комитет комсомола с просьбой направить к ним в отряд комсомольца-ученика 9-го класса Владимира Корюшкина.

Володя вскоре же был назначен вожатым в этом классе. Но первые несколько дней вожатый не появлялся в отряде. В это время он беседовал с классным руководителем, со мною, побывал в методическом кабинете Дома пионеров и в отряд явился уже подготовленным.

Работу свою он начал с подготовки к сбору отряда на тему "Город Печоры в прошлом и сейчас". Каждому звену было дано задание. Ребята читали литературу о Печорах, беседовали с жителями, ходили в музей, готовили фотоальбом "Наш город Печоры".

Это был первый сбор. Но он прошел очень увлекательно и содержательно. Много полезного и интересного рассказал на нем классный руководитель Самуил Борисович Асиновский. Вот с этого и началась дружба вожатого со своими пионерами.

А там один за другими пошли сборы, беседы и все такие интересные, захватывающие, что глубоко врезались в памяти.

Такого вожатого нельзя не любить. Он всегда впереди, всегда вместе со своими пионерами. Организуется художественная выставка - Володя первый сдает рисунок; начинается подготовка к сбору дружины - Володя вместе с отрядом готовит пьесу, какое-нибудь выступление, доклад; собрались ребята в пионерской комнате - Володя сразу же затевает игру в шахматы, шашки.

Учится Володя Корюшкин на 4 и 5. Много внимания он уделяет успеваемости и в своем отряде. И не случайно, что большинство пионеров учится без троек. Галя Акимова - отличница, Люся Бузько, Галя Гусева, Зоя Абрамова имеют лишь одну четверку.

В. Ларионова, старшая пионервожатая Печорской средней школы.
«Печорская правда»
28 марта 1954 г.

XIII сессия Печорского городского Совета депутатов трудящихся

29 марта состоялась XIII сессия городского Совета депутатов трудящихся. На ней был обсужден доклад заместителя председателя исполкома горсовета тов. Подоба об учебно-воспитательной работе школ города.

Докладчик отметил, что учебный год начался в хорошо отремонтированных и оборудованных школах. С целью улучшения учебно-воспитательной работы во всех школах были созданы родительские комитеты. Для пропаганды педагогических знаний среди родителей и населения был организован лекторий, который регулярно проводит лекции на педагогические темы.

В Печорах создана школа рабочей молодежи. В ней учатся более 150 юношей и девушек. При средней школе работает консультационный пункт для заочно обучающейся молодежи. Учебный год ознаменовался широким охватом всеобучем детей школьного возраста и высокой их посещаемостью.

Благодаря улучшению преподавания и воспитательной работе среди учащихся неизменно повышается и успеваемость. Возьмем к примеру среднюю школу. Если там в первую четверть успеваемость составляла 80,1 процента, то в третью четверть она повысилась до 90,7 процента. В базовой школе успеваемость первой четверти - 94,6 процента, второй четверти - 96,2 процента. Успеваемость повысилась также в школах № 2, № 4 и рабочей молодежи.

Многие учителя добились отличных результатов в своей работе. Например, учителя базовой школы т.т. Архипова, Плешкова, средней школы т.т. Топчий и Лебедева достигли полной успеваемости.

Однако, наряду с положительными сторонами, в работе школ имеется много недостатков, которые в той или иной мере отражаются на успеваемости.

Многие учителя, в частности т.т. Масленникова, Акрман-Мельникова, Александров, Дмитриева, Богданова, Колодченко не сумели привить учащимся глубокие и прочные здания, а поэтому успеваемость по их предметам низкая. Они не проявляют должной заботы о своих учениках, не организовали дополнительных занятий с отстающими, а если проводят их, то формально.

Руководители школ мало вникают в работу, учителей, не оказывают им необходимую помощь, мирятся с отставанием учащихся.

Докладчик также отметил, что решения XIX съезда КПСС по вопросам образования слабо претворяются в жизнь.

После доклада начались прения. Депутаты вскрыли ряд недостатков, подвергли резкой критике руководителей школ и особенно директора четвертой школы тов. Дозорцева.

Депутат тов. Быстрова говорила о влиянии воспитательной работы на успеваемость. В пример она привела работу учителей базовой школы т.т. Архиповой и Плешковой. Она подчеркнула необходимость распространения их опыта среди учительства всех школ нашего города.

Депутат тов. Дубровин говорил о недостатках в физическом воспитании учащихся, что в школах этому вопросу уделяется мало внимания как со стороны руководителей школ, так и со стороны райздравотдела.

Заведующий учебной частью средней школы тов. Павлов сделал анализ работы школы рабочей молодежи. Он говорил о том, что там наблюдается большой отсев учащихся. Только за третью четверть перестали посещать занятия 18 человек. Низка там и успеваемость.

В прениях также выступали депутаты Демидов, Мисуркин, Борисов Морозов и другие.

Сессия приняла решение, осуществление которого позволит устранить недостатки в работе школ, вскрытые участниками сессии.

«Печорская правда»
4 апреля 1954 г.

Вечер, посвящённый творчеству К. Симонова

На днях в Доме пионеров состоялся вечер, посвященный жизни и творчеству советского писателя и поэта К. Симонова.

Этот вечер был организован учащимися средней школы и художественной самодеятельностью Дома пионеров для учеников старших классов.

Ученица 10-го класса Лиля Сокк сделала доклад о жизни и творчестве К. Симонова. Она кратко охарактеризовала наиболее выдающиеся его произведения и значение творчества писателя в наше время.

Затем ученик 8-го класса Альберт Ноздрин прочитал стихотворение Симонова "Митинг в Канаде". После этого был дан отрывок из его пьесы "Русские люди". В пьесе показан героизм русских воинов, находившихся в окружении фашистских частей и вышедших победителями в неравной борьбе. С. Васильев, В. Корюшкин, В. Воронин, E. Зуева, М. Ожегова и Ю. Лешкин хорошо исполнили свои роли.

Смолкают аплодисменты. Конферансье объявляет, что будет показан отрывок из другой пьесы Симонова "Парень из нашего города". Вечер закончился играми и танцами. Он произвел хорошее впечатление на присутствующих.

Н. Иванов. Г. Печоры, Вокзальная, 37.
«Печорская правда»
4 апреля 1954 г.

В рукодельном кружке Дома пионеров занимается свыше 80 ребят.

На снимке: ученицы Печорской средней школы Г. Гусева и Н. Слесарева за вышиванием.

Фото В. Мартынюка
«Печорская правда»
11 апреля 1954 г.

"День птиц" в городе

В прошлое воскресенье пионерские дружины школ и детдомов стройными колоннами вышли на улицы города, чтобы отметить свой юный праздник, объявить себя друзьями птиц, выступить в их защиту.

Праздник этот по своей форме и содержанию является, поистине, необычным. Необычно была оформлена и сама колонна юннатов. Множество остроумных лозунгов, скворечников и всевозможных домиков для птиц, пёстрых птичьих масок, полные малышей машины, духовой оркестр. Всё это было подготовлено и сделано руками пионеров, юных натуралистов. Во всем чувствовалась большая кропотливая работа школ, пионерских дружин. А сколько пионерского огня, смекалки и вкуса было вложено в оформление этой колонны.

Колонна шла на площадь, к городской трибуне. Там состоялся короткий митинг.

В. Иванов
«Печорская правда»
11 апреля 1954 г.

Организованно готовиться к экзаменам в школах

Немного времени осталось до начала экзаменов в школах. Это - большое событие в жизни учащихся, проверка того, насколько хорошо усвоили они все, что изучили в году. Сейчас идут последние недели заключительной четверти учебного года. Еще не закончено прохождение учебной программы, а уже в школах началось повторение пройденного.

Чтобы экзамены прошли успешно, школы должны до начала их проделать большую подготовительную работу.

Организованно готовится к экзаменам - государственной проверке полноты и прочности знаний учащихся - Печорская средняя школа. Здесь с первых дней апреля систематически ведется повторение пройденного материала, организованы консультации, учителя подбирают предложения для грамматического разбора, тексты для чтения и задачи к экзаменационным билетам. Пример умелой подготовки к экзаменам являет собой также Печорская семилетняя школа № 4, о работе которой рассказывается сегодня в нашей газете.

Однако было бы неправильно думать, что везде подготовке к экзаменам уделяется должное внимание. Работники районного отдела народного образования в эти дни обязаны чаще бывать в школах, особенно в сельских, больше оказывать практической помощи учителям на местах. Их долг - помочь учительским коллективам школ правильно строить уроки, чтобы теоретические знания теснее связывались с жизнью, подкреплялись практическими сведениями и навыками, чтобы не допускалась вредная практика перегрузки учащихся. Нечего греха таить, почти в каждой школе найдутся учащиеся, которые еще не серьезно относятся к учебе, очень слабо усвоили пройденное. Вот тут-то на помощь школе должны придти партийные, комсомольские и пионерские организации. Они должны провести широкую разъяснительную работу среди учащихся о значении экзаменов, вооружить их верой в свои силы, убедить их, что при желании и в последнюю четверть можно многое сделать для успешного окончания учебного года.

Всю работу школьных комсомольских и пионерских организаций, всю внеклассную работу следует направить сейчас к тому, чтобы возбудить у всех школьников горячее желание хорошо подготовиться и успешно выдержать экзамены.

В предэкзаменационные дни большая ответственность ложится на родителей. Их внимание должно быть направлено на создание благоприятных условий ученикам для плодотворной, сознательной учебы и здорового, разумного отдыха. Они должны повседневно следить за тем, как их дети-школьники работают над выполнением домашних заданий, над повторением пройденного.

Школы вступили в самый ответственный период своей жизни. От умелой организации учебного процесса, учебно-воспитательной работы в школах, от внимания к ним партийных организаций, всей общественности района во многом зависит организованное завершение учебного года.

«Печорская правда»
18 апреля 1954 г.

На аттестат зрелости

Экзамены! Кто из нас не переживал этого торжественного и незабываемого момента! Сколько трудов, волнующих приготовлений предшествовало ему! И вот он, этот день, наступил.

Торжественная, строгая тишина царит в Печорской средней школе. Просторные классы залиты ярким весенним солнцем. На столах букеты живых цветов. Учителя и учащиеся одеты в лучшие праздничные платья. Над партами склонились юноши и девушки - выпускники десятых классов. 85 человек их выйдет нынче из стен школы.

Идет письменный экзамен до литературе. Среди экзаменующихся и те, кто учился в школе заочно.

Три темы даны для письменных работ: "Чем нам близок и дорог В. В. Маяковский", "Отец и сын Болконские в романе Л. Н. Толстого "Война и Мир", "Образы коммунистов в романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия".

Ученица Рита Тимохина пишет сочинение по теме "Чем нам близок и дорог В. В. Маяковский".

Последнюю тему - "Образы коммунистов в романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия" избрала заочница - инструктор райкома партии тов. Медянкина.

Сдают экзамены на аттестат зрелости и учащиеся эстонского отделения. Они также пишут сочинения по литературе.

А в это время в соседних помещениях отчитываются в своих знаниях по истории и иностранному языку учащиеся девятых классов и сдают письменные экзамены по арифметике ученики шестых классов.

Желаем, вам успехов, юные граждане!

«Печорская правда»
21 мая 1954 г.

Лучшие работы выпускников

В десятом классе Печорской средней школы закончились экзамены по литературе, на которых большинство учащихся показало хорошие знания русской классической и современной литературы. Наряду с произведениями великих русских классиков наши юноши и девушки также любят и ценят советскую литературу на всех этапах её развития. Особенную любовь они проявляют к творчеству талантливейшего поэта нашей советской эпохи Владимира Владимировича Маяковского.

В своём сочинении по литературе на тему "Чем нам близок и дорог В.В. Маяковский" Галина Панова пишет:

"Владимир Владимирович Маяковский - мой самый любимый поэт! За что я люблю его? Чем он мне так дорог? Я люблю его стихи, в которых он воспевает мою Родину, мой народ; я люблю его за то, что он был певцом революции, что он гневно бичевал все пороки буржуазного общества.

Галина Панова заканчивает своё сочинение словами Сталина о Маяковском: "Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и к его произведениям - преступление".

Понятно, что произведения советских писателей более близки нашему молодому поколению, чем произведения русской классической литературы, так как советские писатели и поэты являются патриотами Советского государства, социалистического общества, в котором растёт и воспитывается наша молодёжь, и они побуждают её к трудовым подвигам, к подвигам в учёбе.

Известно, что наша советская литература оказывает большое влияние на литературу пролетарских писателей Запада и Востока, писателей и поэтов стран народной демократии, которые учатся у наших писателей и поэтов мастерству изображения жизни методом социалистического реализма. Об этом пишет Ободов Анатолий.

Тема о творчестве Владимира Владимировича Маяковского была взята для сочинений сорока семью учащимися из 65 экзаменующихся.

Кто не знает, какую громадную роль играет в жизни нашей страны, в жизни всего советского народа родная Коммунистическая партия! Всем известно о том, какую роль она сыграла во время Великой Отечественной войны, когда наша Родина и весь народ находились под угрозой фашистского порабощения. Партия возглавила борьбу советского народа с фашистскими захватчиками и довела её до победного конца.

О роли партии в Великой Отечественной войне было написано нашими юношами и девушками в 15 сочинениях на тему "Образы коммунистов в романе А.А. Фадеева "Молодая гвардия".

В этой теме учащиеся с достаточной полнотой характеризуют коммунистов "старого" поколения Валько и Шульгу и коммунистов "нового, молодого" поколения - Проценко, Лютикова, Баракова…

Теплотой и любовью к коммунистам дышат слова сочинения Эльфриды Крузе, которая показывает в их образах организаторов и руководителей действий "Молодой гвардии", правильность их суждений о советском человеке.

Меньшее внимание у учащихся получила третья тема "Отец и сын Болконские в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". На эту тему писали только четыре человека, при этом хорошо написала сочинение Людмила Романова, которая сумела полно и ярко охарактеризовать Болконских, показать взгляды Толстого и указать на оценку, данную ему В.И. Лениным. Она пишет, что "Толстой велик как выразитель тех идей и настроений, которые сложились у миллионов русских людей к началу революции 1905 года" (В.И. Ленин).

Однако далеко не все учащиеся хорошо справились с сочинениями. 4 человека получили плохие оценки из-за орфографических и пунктуационных ошибок; сочинения 44-х человек оценены на тройку. Это говорит о недостаточной подготовке по русскому языку, поверхностных знаниях орфографии. Впереди ещё пять экзаменов. Следует пожелать, чтобы они прошли наиболее успешно.

Б. Сельцов, представитель Псковского Облоно
«Печорская правда»
30 мая (?) 1954 г.

Лучше подготовиться к слёту пионеров

Много радости, веселья, подлинной романтики вносят в жизнь наших ребят пионерские слёты.

Вошло в традицию и в нашем районе заканчивать учебный год слетом юных пионеров. "Все, что мы имеем и умеем, нам, счастливым, родная партия дала" - на такую тему 23 и 24 июня будет проведен 6-й слет юных пионеров.

Сейчас идет деятельная подготовка к нему. Пионеры детских домов, Старо-Изборской семилетней, Печорской средней и других школ оформляют рапорты; в них подробно излагаются все интересные мероприятия, которые проводились в дружинах. Проводятся генеральные репетиции художественной самодеятельности; пионеры школы № 4 готовятся показать на слете изготовленные в кружке "Умелые руки" наглядные пособия: весы, электрифицированную карту. Пионеры средней школы расскажут о походе в древний город Псков, откуда они вернулись несколько дней назад. Дом пионеров готовится продемонстрировать на слете работу всех кружков.

Первый день слёта начнется традиционной линейкой, после чего делегаты возложат венки на братские могилы.

В помещении районного Дома культуры они расскажут и покажут, чему научила их школа, учителя, пионерская организация.

Первый день слета закончится вечерним костром, играми, плясками и танцами. На второй день на стадионе будет проходить спартакиада пионеров; 20 пионеров-отличников, которые займут первые места в спартакиаде и в художественной самодеятельности, будут избраны на областной слет юных пионеров. Слет юных закончится линейкой, на которой победителям будут вручены почетные грамоты обкома ВЛКСМ и подарки.

Еще требуется большая подготовительная работа, а до районного слета остаются считанные дни. Многие пионерские дружины (Тайловской, Паниковской, Бельской и других школ) еще не готовятся к слету; здесь царит затишье. Необходимо в оставшиеся дни каждой пионерской дружине, под руководством ставшего вожатого, учителей, оформить рапорты, провести генеральные репетиции в школах по программе, которая предусмотрена планом.

Задача учителей, пионерских и комсомольских работников подготовить и провести слет интересно и содержательно.

А. Лапунова, секретарь РК ВЛКСМ.
«Печорская правда»
18 июня 1954 г.

Всё, что мы имеем и умеем, нам, счастливым, родная партия дала

Слёт открыт

Июньский теплые день... Ласково светит солнышко, будто приветствуя блеском своих лучей счастливую детвору, собравшуюся на шестой районный слет юных пионеров.

На тенистой площадке, утопающей в зелени и цветах, на торжественную линейку, посвященную открытию слета, выстроились четыреста пионеров - делегатов от пионерских дружин Старо-Изборской, Кулейской, Митковицкой, Паниковской, Печорской и других школ района. В колонне пионеров детского дома № 1 стоит бравый суворовец: ребята с завистью смотрят на своего товарища. Это воспитанник детского дома Миша Терешихин, приехавший на каникулы в свою родную семью.

Раздаются призывные звуки горна, извещающие о начале слета. Председатели советов отрядов сдают рапорты о готовности пионеров к проведению праздника ответственной дежурной Наташе Лозовской, которая, в свою очередь, рапортует организационному комитету.

От имени райкома Коммунистической партии делегатов слета приветствует тов. Прокофьев.

- Наша партия, - говорит он,- предоставила все возможности для того, чтобы вы могли хорошо учиться и весело отдыхать. Мы ждем от вас, юные друзья, смены, достойной нашей великой Родины.

С приветствием и пожеланием хорошо отдохнуть выступила перед ребятами заведующая РОНО тов. Вишневская.

Пионерский слет на тему: "Все, что мы имеем и умеем, нам, счастливым, родная партия дала" - открыт!

Стройными колоннами под марш, с венками из живых цветов, направились пионеры на братские могилы, где будет проходить траурный митинг, посвященный памяти тех, кто отдал самое дорогое - жизнь за счастливое детство наших ребят.

На могиле павших героев

Молча, плотной стеной стоят пионеры у могил. Радостные, сияющие улыбкой личики, мгновенно потускнели. У многих из ребят в боях за Родину пали смертью храбрых отцы, братья, так же, как и эти, незнакомые, но близкие детскому сердцу, воины.

- Дорогие ребята,- говорит участник Отечественной войны, орденоносец тов. Дубровин,- мы пришли с вами на братские могилы, чтобы почтить память наших старших товарищей, павших за свободу и независимость нашей Родины. Американо-английские империалисты вновь готовят войну. Они хотят, чтобы на ваших лицах вместо счастливой улыбки и сверкающих радостью глаз были начертаны ужас и смертельный испуг.

Не выйдет! - отвечаем мы поджигателям войны. Славная Советская армия, весь советский народ готовы в любую минуту защипать ваше счастливое детство. Учитесь же, ребята, хорошо и отлично, отдыхайте, накапливайте сил, энергии, готовьте себя для светлого завтра - коммунизма.

С ответным словом от имени пионеров района выступила Валя Тимофеева.

- Мы были совсем маленькими,- говорит она, - а многих из нас еще не было, когда старшие товарищи ушли защищать нашу Родину. Фашистские захватчики пытались омрачить наше детство: помним и читали, когда пылали хаты, когда качались мёртвые в петле, валялись малые ребята, штыками пригвождённые к земле. Отомстили за все вы, дорогие товарищи, и отдали свою жизнь за наше счастье. Забыть этого нельзя, и мы никогда не забудем. Сейчас, когда наша страна с каждым днём становится сильнее, мы вносим в общее дело свой вклад: стараемся учиться на хорошо и отлично. Спите спокойно, дорогие товарищи! Память о Вас будет вечно жить в наших сердцах.

Наступила глубокая тишина. Звучит траурная мелодия. Ниже склоняются пионерские знамена. Ребята медленно возлагают венки. У многих из них в руках небольшие букетики, у малышей - просто цветки. Каждому хочется передать погибшим дыхание своего сердца, вечную память.

- Юные пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы! - В ответ на призыв секретаря райкома BЛKCM т. Лапуновой, как клятва, звучит пионерский девиз: "Всегда готовы!".

Чему нас научила пионерская организация

Дом культуры... Сюда собрались пионеры, чтобы рассказать и показать своим товарищам, чему научила их школа и пионерская организация.

Слово предоставляется делегатам пионерской дружины детского дома № 1. Они рассказывают о пионерской работе, об интересных сборах, кострах, утренниках, культпоходах в кино, об интересных занятиях в кружках: музыкальном, драматическом, физкультурном, кройки и шитья и других.

На сцену выходит Юра Румянцев. Он рассказывает о работе пионеров в столярной мастерской, где ребята сами сделали физические приборы, мебель, самодвижущуюся тележку. Особый интерес вызвал у присутствующих изготовленный юными столярами станок для производства торфоперегнойных горшочков. Юра показывает, как этим станком пионеры сделали и передали в колхозы несколько тысяч торфоперегнойных горшочков.

На трибуне председатель совета дружины Печорской средней школы Нина Дворецкая. Она рассказала ребятам, как работала пионерская организация по подготовке пионеров для вступления в ряды Ленинского комсомола, о проведённых читательских конференциях.

Но больше всего ребятах понравился рассказ Лиды Топиной, кандидата на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, о том, как она с подругами вывела новую породу кроликов, как ухаживала за ними. Лида показала своим товарищам выращенных питомцев. Зоя Абрамова поделилась опытом выращивания льна "Псковский кряжевой", а Наташа Лозовская рассказа об интересном, полном пионерской романтики, походе в город Псков.

Слово предоставлено самым младшим участникам слёта - делегатам пионерской дружины базовой школы. Оля Плинер рассказала делегатам слета о том, как дружина добилась хорошей успеваемости: из 123 пионеров никто не имеет плохой отметки.

- В этом году,- говорит она,- мы жили так, как говорится в русской пословице: "Один за всех и все за одного".

Далеко пришлось ехать на слет пионерам Киршпнской школы. Но ребятам очень хотелось рассказать своим товарищам об увлекательных пионерских сборах, о том, как они сделали у себя пионерский уголок, как работали в кружке "Умелые руки"; помогали старшим товарищам-рыбакам вязать сети.

Пионеры детского дома № 2 порадовали делегатов слета выступлением художественной самодеятельности. Громом аплодисментов наградили присутствующие восьмилетнюю Люду Гуляеву, чудесно исполнившую стихотворение "Вспомним лето". Особенно заинтересовались ребята работой пионеров в швейной мастерской. Люся Иванова рассказала товарищам, как они научились шить платья, сорочки и показала прекрасно вышитый девочками коврик "Пионеры у костра", а Володя Боровинский рассказал о работе краеведческого кружка: интересных походах по родному краю, об экскурсиях в МТС, колхозы.

Выступали пионеры Паниковской школы, Старо-Изборского детского дома и другие, а в заключение рассказали и показали, чему они научились в кружках Дома пионеров. Затем ребята осмотрели выставку, на которой показаны лучшие работы пионеров района, которые их научила делать школа, пионерская организация.

Зажечь костёр!

Вечером на живописной полянке, у речки Богдановки, вновь собрались пионеры. Сейчас здесь загорится пионерский костер. Право зажечь его предоставляется лучшим учащимся района. Одно мгновение - и высоко в воздух взлетает пламя. Сотни сверкающих глаз, радостные возгласы, задорная пионерская песня сопровождают легкий треск горящего дерева. Кругом веселье: то здесь, то там слышится музыка, кружатся в танце пары, выступают коллективы самодеятельности.

Весело было на пионерском костре, надолго он останется в памяти ребят.

На второй день

Городской стадион... Сюда собрались делегаты слета, чтобы показать свою силу, ловкость в соревновании с товарищами по легкой атлетике.

Результаты хорошие: в беге на 100 метров среди девочек первенство завоевала В. Богданова, воспитанница детского дома № 2. Ее результат - 15,4 секунды. Среди мальчиков - П. Иванов из Ново-Изборского детского дома. Он пробежал дистанцию за 14,6 секунды. В соревновании по метанию гранаты первое место среди девочек завоевала Л. Кузьмина, ученица Печорской средней школы. Ее результат - 35,68 метра. Среди мальчиков - В. Михайлов из детского дома № 1. Он бросил гранату на 44,75 метра. Лучшие результаты по прыжкам в длину показали В. Тимофеева (детский дом № 2) и В. Михайлов. Первенство в соревновании завоевала команда пионеров детского дома № 2.

В этот же день пионеры просмотрели кинофильм "Степан Разин", а затем состоялась заключительная линейка, где секретарь райкома ВЛКСМ т. Лапунова подвела итоги работы слета. Самым активным пионерам и лучшим учащимся были вручены грамоты обкома ВЛКСМ. 40 пионеров-юннатов получили похвальные листы, многие ребята получили подарки. Здесь же были избраны делегаты на областной слет юных пионеров.

Слет закончен. Впереди пионерское лето, полное интересных походов, приключений. И каждый пионер в этот день еще раз повторял слова любви и благодарности родной Коммунистической партии за счастливое детство.

«Печорская правда»
27 июня 1954 г.

Вечер выпускников

22 июня в Доме культуры состоялся вечер выпускников Печорской школы. Сюда пришли 84 юношей и девушек, которым сегодня вручается путевка в жизнь - аттестат зрелости. Множество цветов, нарядная одежда, сияющие лица - всё говорит о большом событии в жизни вчерашних школьников, о счастье.

В торжественной обстановке вечер открывает М.Ф. Яснова, которая поздравляет выпускников с успешным окончанием учебы в стенах школы. Директор школы Ф. И. Демидов подвел итоги работы десятых классов, рассказал о выпускниках прошлых лет, которые сейчас работают во всех концах страны инженерами, учителями, агрономами.

С напутствиями и добрыми пожеланиями выступил секретарь райкома КПСС тов. Прокофьев, секретарь райкома ВЛКСМ тов. Ординов, от имени родителей - тов. Панов.

Затем выпускникам вручаются аттестаты зрелости. Нынче золотые медали получают Галина Панова и Герта Пендонен, серебряную медаль - Анатолий Ободов. Среди выпускников - заочники: инструктор райкома КПСС т. Медянкина и т. Дружинин.

С ответными словами от имени окончивших школу выступили Г. Пендонен, А. Ободов, Э. Крузе. Они благодарили учителей за те знания, которые они получили в школе и обещали жить так, чтобы быть достойными своей Родины.

В. Чернышова
«Печорская правда»
27 июня 1954 г.

Участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1954 г. от Псковской области

Решением Главного комитета Всесоюзной сельскохозяйственной выставки утверждены участники Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1954 года от Псковской области. Ниже публикуется список участников выставки от нашего района.

Кружок юных натуралистов Печорской средней школы № 1 - Кружок в среднем за два года получил урожай в пересчете на гектар (в центнерах): ячменя голозерного - 43,15, пшеницы озимой - 31,1, капусты сорта № 1 - 480, картофеля - 445, помидоров - 336.

Демидов Федор Иванович - директор Печорской средней школы № 1, руководитель кружка юных натуралистов, утвержден по показателям кружка.

Кружок юных натуралистов Печорского педагогического училища - Кружок в среднем за два года получил урожай в пересчёте на гектар (в центнерах): ячменя голозерного - 21, ветвистой пшеницы - 45, проса - 30, картофеля - 355, капусты сорта "слава" - 425.

Панов Павел Павлович - преподаватель биологии Печорского педагогического училища, руководитель кружка юных натуралистов, утверждён по показателям кружка.

«Печорская правда»
11 августа 1954 г.

Насущные задачи школ

Завтра начинает свою работу традиционное августовское совещание учителей района. На основе анализа итогов прошлого учебного года оно наметит меры дальнейшего повышения качества учебной и воспитательной работы школ.

Наша школа должна давать учащимся прочные систематические знания основ наук, знакомить их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, вооружать трудовыми навыками, необходимыми дли их будущей практической деятельности.

Выполняя эти задачи, в 1954-55 учебном году школы приступают к переходу на новый учебный план, новые программы и учебники, предусматривающие более тесную связь школы с жизнью, применение полученных знаний на практике, более широкие мероприятия по внедрению политехнического обучения.

В прошлом учебном году многие школы и учителя добились повышения качества воспитательной работы, укрепления дисциплины учащихся. В Печорской средней и Бельской семилетней школах умело и вдумчиво была поставлена работа по формированию у детей материалистического мировоззрения, по пропаганде естественно-научных знаний.

Наряду с некоторым повышением успеваемости, в ряде школ имеются еще учащиеся, которые оставлены в классах на второй год или получили переэкзаменовки на осень. Такие факты имеют место в средних школах, в четвертой семилетней, в ряде начальных школ.

На совещании надо глубоко вскрыть причины такого положения дел и наметить практические меры для их устранения.

Некоторые школы добились неплохих успехов в привитии учащимся знаний биологии, трудовых навыков, ознакомлении их с сельским хозяйством путем практической работы на пришкольных участках. Особенно хороших результатов достигла Печорская средняя школа. Доказательством этому служит то, что юннаты этой школы являются участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Однако еще во многих школах учителя вовсе не ведут пропаганды естественно-научных знаний, не увязывают работу школы с практикой социалистической жизни.

Непременным условием правильного воспитания учащихся является тесная связь школы и семьи. К сожалению, в некоторых школах нет крепкой связи между педагогами и родителями.

Повседневно интересоваться жизнью школы обязаны комсомольские организации, помогать учителям в их большой и благородной работе по воспитанию в подрастающем поколении любви к труду, готовности преодолевать любые трудности и препятствия.

Одна из важнейших задач советского педагога - последовательно и настойчиво при вивать детям высокую культуру поведения, приучать их к вежливости, воспитывать сознательную дисциплину.

«Печорская правда»
25 августа 1954 г.

Мы были на Выставке

В нашей школе имеется кружок юных натуралистов. В нём состоит 35 учащихся 7-8 классов. Работа кружка в основном сосредоточена на учебно-опытном пришкольном участке, который занимает площадь 0,5 гектара.

На участке выращиваются самые различные культуры: лён "Печорский кряж" и местный "Кудряш", голозёрный ячмень, озимая пшеница, картофель, овощи и другие.

В прошлом году, благодаря стараниям юннатов, применению достижений агробиологической науки, на участке был выращен богатый урожай. Голозёрного ячменя в пересчёте на гектар мы получили 45,31 центнера с гектара, пшеницы - 32 центнера, картофеля "Берлихинген" - 500 центнеров, помидоров - 353 центнера. Надо отметить, что сорт наших помидоров получен в результате внутрирядового скрещивания. Этот сорт обладает скороспелостью (он полностью созревает во второй половине июля) и хорошими вкусовыми качествами.

Почва на участке тщательно обрабатывается и удобряется птичьим помётом, торфом. Растения получают обильную подкормку минеральными удобрениями. За ним установлен самый внимательный уход.

Многие члены кружка являются энтузиастами своего дела. Лида Топина (ученица 7 класса, с отличием перешедшая в 8 класс) является старшей в группе юннатов. С нею вместе работали Галя Гусева, Нина Дворецкая, Галя Китаева, Лида Чернышева, Зоя Абрамова. В прошлом году они вырастили прекрасный лён и наряду с этим занимались кролиководством.

Хорошо относятся к своим обязанностям Алевтина Куропаткина, Ваня Рыбкин, Женя Ободов, Вероника Денисова, Женя Данилов.

Их труд получил высокую оценку и заслужил право участия на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Когда наши юннаты узнали об этом, их радости не было границ. С нетерпением ждали того дня, когда выедем в Москву. И, наконец, этот день наступил. Со мной поехали на выставку ещё шесть членов кружка: Лида Топина, Галя Гусева, Нина Дворецкая, Галя Китаева, Лида Чернышева и Зоя Абрамова.

Всю дорогу девочки волновались, им казалось, что поезд идёт слишком медленно. А когда подъезжали к Москве, их волнение и восторг были настолько велики, что передались и окружающим пассажирам. А потом, по выражению моих спутниц, всё пошло как во сне. И действительно, Выставка настолько богата, что производит впечатление сказочного, волшебного города. Нет таких слов, которые могли бы передать то впечатление и восторг, которые остались у нас.

При нас один иностранец записал в книгу отзывов: "Потрясающе, непревзойденно!". Прочитав эту лаконичную запись, мы почувствовали великую гордость за наш талантливый народ, за нашу прекрасную, могучую Родину.

Мы побывали буквально в каждом уголке Выставки, видели все ее сокровища. Много достижений кружков юннатов, школ экспонировано на ней. Одни занимаются полеводством, другие - садоводством, третьи - цветоводством. Есть кружки и даже школы, которые участвуют на Выставке за шефскую работу над животноводством в колхозах.

Большое впечатление на девочек произвела кроликоведческая ферма одного из колхозов Молотовской области. Там экспонированы кролики ценнейших мясо-пушных пород, в частности, "Бабочка", "Шеншила" и другие. Последняя порода выводится и в нашем кружке. Здесь мы познакомились с усовершенствованием в конструкции клеток, которое позволяет содержать их в абсолютной чистоте без особых затрат человеческого труда. Это усовершенствование думаем ввести и у нас.

Когда мы пришли на колхозную усадьбу и зашли там в колхозный Дом культуры, с его трибуны раздавался мужественный голос матери Зои и Шуры Космодемьянских. Она читала лекцию "Женщины в борьбе за мир". Лекция и лектор произвели на нас потрясающее впечатление.

Потом мы узнали, что эта трибуна никогда не пустует. С нее всегда раздаются голоса передовиков сельского хозяйства, новаторов производства, ученых, артистов.

Много полезного дала нам поездка на Выставку, неизгладимый след оставила она в юных сердцах наших школьниц.

Вернувшись с Выставки, мы решили каждый год добиваться почетного права участвовать на ней.

Ф. Демидов, директор Печорской средней школы.
«Печорская правда»
27 августа 1954 г.

Совещание учителей района

Состоялось 8 традиционное районное совещание учителой.

Совещание обсудило доклады об усилении атеистической пропаганды, о мерах улучшении учебной работы школ и дисциплины учащихся и доклад о задачах школы и сияли с переходом на новые учебные планы, программы и учебники.

Доклад об усилении атеистической пропаганды сделал секретарь райкома КПСС тов. Прокофьев. Он остановился на значении атеистической пропаганды, как самого сильного и действенного средства, способствующего искоренению пережитков капитализма в сознании людей нашего общества и, в частности, нашего района. Докладчик рассказал о формах и методах данной пропаганды и отметил, что несмотря на большой отряд интеллигенции в районе: учителей, медицинских работников, специалистов сельского хозяйства этот важный участок идеологической работы у нас находится в неудовлетворительном состоянии.

Тов. Прокофьев подверг критике тех руководителей школ и учителей, которые устранились от атеистической пропаганды, мало работают с населением, родителями и с самими учащимися, не борются с вредными предрассудками, религиозными настроениями. Докладчик поставил ясные и четкие задачи перед учителями и призвал их активно включиться в идеологическую работу с населением, больше уделять внимания воспитанию в детях материалистического мировоззрения.

С докладом о мерах улучшения учебной работы и дисциплины учащихся выступила заведующая РОНО тов. Вишневская. Ее доклад не отличался глубоким анализом действительного положения дел.

Тов. Вишневская ограничилась приведением отдельных незначительных и отрывочных фактов, а поэтому у присутствующих на совещании не создалось ясной картины прошлого учебного года. Почти ничего не было сказано и о мерах дальнейшего улучшения учебной и воспитательной работы.

После этих двух докладов развернулись оживленные прения.

Первым выступил преподаватель Печорской средней школы тов. Берников. Он говорил, что успех учёбы прежде всего зависит от слаженности учительского и ученического коллективов. Где эти коллективы объединяет дружба, единые стремления, там хороша успеваемость, строгая дисциплина. Душой таких коллективов являются комсомольские и пионерские организации.

В средней школе свыше 250 комсомольцев. Секретарями организации обычно избираются учащиеся 8-9 классов. Поработав год-два секретарём, учащийся переходит в десятый класс и сразу же освобождается от обязанностей секретаря, чтобы он мог больше иметь времени для учебы. Такое положение отрицательно сказывается на работе комсомольских организаций, так как они не имеют постоянных руководителей.

- XII съезд ВЛКСМ учел это обстоятельство и предложил секретарей ученических комсомольских организаций избирать из числа учителей,- говорит тов. Берников. Далее он подверг резкой критике работу учительской комсомольской организации, райком ВЛКСМ за отсутствие помощи школьным комсомольским организациям.

Слово предоставляется директору четвёртой семилетней школы тов. Петровскому, который, будучи в прошлом году классным руководителем в Печорской средней школе, добился хороших результатов в своей работе. Тов. Петровский рассказал участникам совещания, как он добился этого. Он сказал:

- Большой помехой в работе классного руководителя и учителей является несерьезный подход к комплектованию класса. Вот, например, в моем классе были учащиеся из двух детских домов и разных, детских домов и разных школ. Это был неспаенный, не имеющий своих традиций, коллектив, а потому начинать работу с ним было очень трудно. В первые месяцы из 26 учащихся 18 не успевали по многим предметам. Прежде всего надо было создать такой актив, который личным примером, общественным воздействием благотворно влиял бы на остальных учащихся, сплотил их в единый и дружный коллектив.

Первое время в актив входили 3-4 учащихся. Потом он расширился, пополнился новыми. Работать стало значительно легче.

Но и актив этот сколачивался с большим трудом. Надо было изучить индивидуальные особенности каждого ученика, найти в нем отрицательные и хорошие черты и в соответствии с этим воздействовать на него. Это достигается тесным общением с учащимися. Лебедев был самым плохим учеником: учился скверно, вел себя еще хуже. Я использовал каждый удобный случай, чтобы пойти вместе с ним домой, поговорить наедине. Беседы с ним начинал с отвлеченных тем, а затем незаметно переходил на его поведение. Лебедев никогда не ускользал из моего поля зрения. Если он совершал плохие поступки, я, не задевая его самолюбия, тактично и осторожно осуждал их. Хорошие поступки также не оставлял без внимания. Также воздействовал на Михайлова. Мой метод принёс положительные результаты. Эти ребята стали хорошими, дисциплинированными учениками, опорой в моей работе.

На практике убедился, что не следует подавлять инициативу ребят, опекать их на каждом шагу, а не заметно, чтобы они этого не чувствовали, помогать им, направлять их.

Большое значение имеет связь классного руководителя с учителями класса, чтобы их действия были едиными.

Тов. Петровской рассказал о тесном контакте в своей работе с пионерской и комсомольской организациями, с родителями учащихся.

Все это способствовало значительному повышению успеваемости, улучшению дисциплины учащихся.

Директор Киршинской школы тов. Колодченко рассказал об итогах прошлого учебного года, критиковала районный отдел народного образования за плохую помощь школам.

Заведующий Мальской школой тов. Серебряков говорил об организации учебно-опытных участков при всех школах, о необходимости овладения трудовыми навыками самими учителями.

Учитель Бельской школы тов. Шейдяков в своём выступлении подчеркнул значение полного охвата всеобучем детей школьного возраста с первых дней учебного года, ибо от организованного начала занятий зависит успех дальнейшей работы школы. Он говорил, что в этой большой, и ответственной работе учителей должна принять активное участие вся общественность, и в первую очередь депутаты местных Советов, партийные и комсомольские организации.

Начальник отдела культуры тов. Хамов свое выступление посвятил вопросу усиления атеистической пропаганды, необходимости активного участия в ней учителей. По этому же вопросу выступила директор Лисейской школы тов. Сычева.

В прениях выступили директор Старо-Изборского детского дома тов. Логинова, директора Ново-Изборской средней школы тов. Ванин и Печорской средней школы тов. Демидов, директор Дома пионеров тов. Чернышева и многие другие. Все они говорили о мерах дальнейшего улучшения учебно-воспитательной работы школ, о внеклассной работе с учащимися, критиковали РОНО за плохую помощь школам, за неправильный подбор кадров.

После прений по первым двум докладам участники прослушали доклад инспектора РОНО тов. Васильева о задачах школ в связи с переходом на новый учебный план, новый программу п учебники.

Совещание наметило меры дальнейшего улучшения учебной и воспитательной работы школ нашего района.

«Печорская правда»
29 августа 1954 г.

Помощь школьников колхозу

Стоят погожие дни. Убрать всё с полей, не допустить потерь - этим живут сейчас не только колхозники, но и все трудящиеся района.

Учащиеся школ решили помочь своим колхозникам в уборке урожая. Девятиклассники Печорской средней школы (эстонское отделение) под руководством классного руководителя Мильдред Фердинандовны Трахв оказывают большую помощь колхозу "Печорская правда". На днях они засилосовали 35 тонн кукурузы и подсолнечника. Особенно хорошо работают учащиеся Ваня Кивиоя, Малле Харито, Мильви Хани, Алли Терас, Майе Ваариксоо и Петя Ойнас, работавшие на сортировке зерна, за один день выработали по два трудодня.

Нужно отметить, что правление колхоза не беспокоится об улучшении труда своих помощников. Часто приходится простаивать только потому, что не приготовлены косы, грабли и другой инвентарь.

«Печорская правда»
10 сентября 1954 г.

Учащиеся помогли колхозу

Учащиеся 8-го класса Печорской средней школы оказывают большую помощь колхозу имени Мичурина.

Тридцать юношей и девушек работают на копке картофеля, уборке овощей, вывозке сельскохозяйственных продуктов на заготовительный пункт.

Колхозники горячо благодарят своих помощников. На днях правление колхоза лучшим из них вручило подарки - художественную литературу. Книги получили 11 учащихся: Белянина, Шубин, Зыкова, Мохова и другие.

«Печорская правда»
29 сентября 1954 г.

Спортивный зал в школе

Одно высвободившееся из-под склада помещение на Псковской улице горсовет передал средней школе под спортивный зал. Ремонтно-строительная контора закончила капитальный ремонт его. Неузнаваемым стало помещение. В нем плотно настлан пол, установлены круглые печи, построена сцена, побелены стены и потолок, достаточно света.

На днях сюда доставили все основные спортивные снаряды: брусья, перекладину (турник), канаты, шест, кольца и другие на общую сумму 5,6 тысячи рублей.

Позавчера здесь впервые раздался многоголосый шум школьной детворы. Это учащиеся пришли на урок физической культуры.

«Печорская правда»
8 октября 1954 г.

Из школы - на культурно-просветительную работу

В этом году я окончила среднюю школу. Многие из моих товарищей поохали учиться в высшие учебные заведения. Я решила идти работать и одновременно учиться. Сейчас готовлюсь к поступлению в библиотечный институт на заочное отделение.

Работа у меня интересная (я заведую передвижным фондом городской библиотеки). Нести в массы знания - это большое почетное дело. В настоящее время у нас 28 библиотек-передвижек, а в них 700 читателей. Это не предел. Я сделаю все для того, чтобы в каждой семье нашего города и близлежащих деревень книга была необходимостью.

Вместе со мною окончила школу Римма Матвеева. Теперь она занимается на библиотечных курсах, а затем пойдёт на культработу в село. Сейчас, когда решаются важные вопросы коммунистического строительства, для нас, комсомольцев, нет большего счастья, чем вносить свой труд в общее большое дело.

Л. Сокк
«Печорская правда»
29 октября 1954 г.

Юные участники выставки

В средней школе имеется кружок юных натуралистов, в котором состоит 35 учащихся 7-8 классов. За хорошую работу этот кружок был удостоен чести участвовать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, были выставлены его экспонаты на районной выставке.

Работа кружка в основном сосредоточена на пришкольном учебно-опытном участке, который занимает площадь 0,5 гектара. На нем выращиваются самые различные сельскохозяйственные культуры: лен "Печорский кряж" и местный "Кудряш", голозерный ячмень, озимая пшеница, картофель, овощи и другие.

В этом году юннаты достигли замечательных результатов в своей работе. Очень большой урожай выращен зерновых культур: голозерного ячменя и пшеницы. В пересчете на гектар он составляет более 40 центнеров. Капусты "Слава" с 87 квадратных метров собрано 612 килограммов.

На выставке были экспонированы кролики, выращенные юннатами школы. Эти кролики ценнейшей мясо-пушной породы "Шеншила" были представлены и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В работе кружка принимают наибольшее участие Лида Топина, Галя Гусева, Нина Дворецкая, Галя Китаева, Лида Чернышева, Зоя Абрамова, Алевтина Куропаткина, Валя Рыбкин и другие.

Ребята дают слово обязательно заслужить право участия на BCХB и районной выставке и в будущем году.

М. Букина.
«Печорская правда»
3 ноября 1954 г.

VII-я районная конференция ВЛКСМ

21 ноября в помещении районного Дома культуры сосотоялась седьмая районная конференция ВЛКСМ, которая обсудила следующие вопросы:
Отчёт райкома ВЛКСМ.
Отчёт ревизионной комиссии.
Выборы райкома комсомола и ревизионной комиссии.

С отчётным докладом о работе райкома ВЛКСМ выступил секретарь райкома комсомола тов. Ординов. ...

По отчётам райкома ВЛКСМ и ревизионной комиссии развернулись оживлённые прения. ...

Старшая пионервожатая Печорской средней школы Анна Емельянова своё выступление посвятила организации в Печорах катка для школьников.

- Имеющиеся в городе пруды,- подчеркнула она,- могут быть хорошими катками. Необходимо только организовать уход за ледяной поверхностью пруда. Райком комсомола должен взять это дело в свои руки.

...

«Печорская правда»
24 ноября 1954 г.