Новогодние ёлки

Какими интересными делами, хлопотами и заботами были заполнены последние дни минувшего года школьников нашего города. Все волновало ребят: и какие оценки получат они за прошедшую четверть, и какой костюм приготовить к новогодней елке, и как бы получше выучить текст из монтажа.

Много заботы было и у учителей, родителей школьников. Дни мелькали, мчались. И, наконец, долгожданный праздник пришел.

Гостеприимно распахнулись двери спортивного зала Печорской средней школы № 1 в минувшее воскресенье. Со всех концов города стекались сюда оживленные школьники, их родители. Честь открыть новогоднюю елку выпала на долю учащихся четвертых и третьего классов.

И кто ни входил в этот просторный зал, прежде всего их взоры обращались на красавицу елку. Кудрявая, стройная, она сияла, сверкала разноцветными огнями, игрушками. А как красиво был оформлен зал!

Большое участие в этом приняли родители. Не один час потратил тов. Федорищев на то, чтобы нарисовать персонажи из русских сказок, медвежат, зайчат и других зверюшек, резвящихся в зимнем лесу. Тт. Глушкова, Милова, Черкасова позаботились о подарках ребятам, принимали участие в украшении елки.

Заиграла музыка... Один за другим к елке собираются персонажи монтажа: Снегурочка, Зима, распрощался с ребятишками Старый год, пришел молодой, веселый Новый год, закружились снежинки, важной походкой прошагал "Кот в сапогах", вразвалку протопал Мишка. Тут можно было увидеть и рыжую лисицу, и Ночь в черном, со звездами, платье, и украинок. Все они составляли яркую и красивую картину. Все они пели, танцевали, читали стихи. Искристый, веселый текст для монтажа написал наш печорский поэт пенсионер В. А. Весский.

Когда кончился монтаж, начались веселые танцы под духовой оркестр. В этих танцах приняли участие не только "артисты", но и все школьники, гости.

Но вот Дед Мороз приступил к раздаче подарков тем, кто лучше исполнил свою роль, у кого оригинальней был костюм. Затем Мороз раздал заветные кулечки со сластями.

Да, надолго останется в памяти наших детей этот прекрасный новогодний праздник. Они очень благодарны своим учителям Н. М. Весской, Н. И. Кузнецовой, В. С. Микула.

М. Букина.
«Печорская правда»
4 января 1959 г.

XII сессия районного Совета депутатов трудящихся

29 декабря 1958 года состоялась XII сессия районного Совета депутатов трудящихся.

Депутаты заслушали отчёт о работе исполкома районного Совета. С докла-дом выступил председатель исполкома депутат А.Г. Дмитренко.

… Особое внимание в докладе было обращено на необходимость улучшения работы торговых организаций, лечебных учреждений и школ. Было отмечено, что в ряде школ педагогические коллективы допускают серьёзные недостатки в обучении и воспитании учащихся. Молодёжь ещё плохо готовится к практической работе.

Депутатов О.А. Бобров рассказал о работе школ района и отметил, что крайне медленно повышается успеваемость: в среднем за год на 1,5-2 процента. Причины: некоторые учителя допускают большой брак в своей работе, в ряде школ занимаются в плохо приспособленных помещениях, не привлечены силы общественности к благоустройству школ.

Тов. Бобров сказал, что ни один сельсовет до сих пор не провёл соответствующей работы по инициативному строительству школ. Исполком райсовета строительством и благоустройством школ занимается от случая к случаю.

Большим недостатком в работе народного образования до сих пор является и то, что не принимается надлежащих мер к обучению молодёжи, работающей на производстве.

«Печорская правда»
7 января 1959 г.

Рассказ о боевой юности

16 января в Доме пионеров состоялась еще одна встреча учащихся Печорской средней школы № 1 с активной участницей гражданской войны на Дальнем Востоке, членом Коммунистической партии Советского Союза с 1918 года Тамарой Михайловной Головниной.

Горячими аплодисментами приветствовали собравшиеся Т. М. Головнину - ветерана революционной борьбы на Дальнем Востоке, большого друга советской молодёжи.

Тамара Михайловна рассказала о борьбе молодежи Дальнего Востока за советскую власть, поделилась воспоминаниями об А. А. Фадееве и Сергее Лазо.

Заканчивая выступление, Тамара Михайловна сказала:

- Вам, молодому поколению, строить коммунизм, а для этого надо много знать, любить и уметь трудиться, быть физически развитыми, заниматься спортом. Закончите учебу в школе, приходите к нам, в училище механизации сельского хозяйства.

Отвечая на вопросы, Т. М. Головнина рассказала, как она слушала выступление В. И. Ленина на Конгрессе III Интернационала, как проходили первые субботники, которые В. И. Ленин назвал "Великим почином", как живет и учится молодежь в училище механизации, директором которого является тов. Головнина, как стала она борцом великой Ленинской партии.

Л. Берников, учитель Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
25 января 1959 г.

На школьной кроликоведческой ферме

За три тысячи…

На кролиководческую ферму средней школы № 1 мы зашли перед началом занятий второй смены. Здесь уже хлопотали шефы - учащиеся седьмых классов. Юра Васильев и Коля Лурик тщательно вычищали клетки, а Таня Дмитренко и Маша Маркелова приготовляли и аккуратно развешивали незамысловатые корма.

…Кролиководческая ферма возникла в средней школе несколько лет назад. Ребята увлеклись этим интересным и полезным делом, добились значительных успехов в выращивании животных. Не было, пожалуй, в Печорах ни одной сельскохозяйственной выставки, где бы ребята не показали свои достижения в области развития кролиководства. Неудивительно, что возле клеток с дородными представителями шиншиллы, серых великанов, серебристо-бурых, у которых дежурили юные натуралисты, подолгу останавливались убеленные сединой колхозники, зоотехники, беседуя с мальчиками и девочками в красных галстуках. А юные натуралисты с гордостью, охотно, ничего не тая, делились с уважаемыми посетителями выставки своим богатым опытом в разведении и выращивании кроликов.

Кому в школе сейчас не известно, что в 1955 году кролиководческая ферма добилась почетного права участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Замечательных результатов в разведении и выращивании животных добились в тот год Вера Андреева и Ирина Белокурова, вырастившие от трех кроликоматок по 132 крольчонка. В следующем году кролиководы школы вновь стали дипломантами Всесоюзной выставки.

Все эти годы при школе постоянно работает кружок кролиководов. Ребята своими руками строят для своих питомцев добротные клетки с кормушками. Кормят и поят они животных по строгому режиму, систематически производят чистку клеток. В результате образцового ухода за животными ферма средней школы № 1 превращена юннатами в кролиководческий рассадник. Сейчас свыше ста учащихся школы занимаются разведением кроликов. Юннаты передали своих питомцев и во многие школы района. Разводят кроликов пионеры Киршинской, Митковицкой, Тайловской, Кошельской семилетних школ. Благодаря энтузиазму юных кролиководов школы, за последние годы заметно увеличился приток пушнины на заготовительный пункт. А кому не известно, что из кроличьих шкурок изготовляют теплую и добротную зимнюю одежду?

Горячо откликнулись печорские школьники на обращение пионеров и школьников Звонской семилетней школы помочь нашей Родине добиться в текущем семилетии резкого подъема производства мяса и других животноводческих продуктов. Ребята единодушно решили к концу этого года сдать на заготовительные пункты три тонны вкусного и питательного кроличьего мяса.

Может быть эта цифра покажется некоторым нереальной? Нет, прежде чем брать на себя почетные обязательства, учащиеся школы всесторонне взвесили свои возможности и пришли к выводу, что такие обязательства им по плечу.

Действительно, это так. Сейчас на ферме школы содержатся двадцать чистопородных кроликоматок, а, к лету эта цифра удвоится. Кто хотя немного интересовался разведением кроликов, тот понимает, что от такого количества маток, даже при самых небольших окролах можно получить сотни крольчат. Сейчас на ферме уже начались первые окролы. Ребята обязались вырастить у себя дома восемьсот кроликов. В любое время ребята могут получить в школе консультацию о том, как правильно ухаживать за животными и выращивать их.

Большое поголовье кроликов требует много кормов. И об этом подумали учащиеся школы. На пришкольном участке они соберут не менее двух тонн брюквы, летом будут заготавливать веточный корм.

Своим скромным трудом пионеры и школьники средней школы № 1 способствуют всенародному делу - в ближайшее время догнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса на душу населения.

В. Нелидов
«Печорская правда»
4 марта 1959 г.

В Печорской средней школе № 1 уже несколько лет разводят кроликов. Юные кролиководы были удостоены чести участвовать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

На снимке: учащаяся 7-го класса Таня Дмитренко со своими питомцами.

Фото Н. Иванова
«Печорская правда»
8 марта 1959 г.

Соревнование стрелков

В воскресенье, 22 марта, в городском тире состоялись районные стрелковые соревнования, в которых приняли участие девять команд. В каждой из них пять спортсменов: четыре мужчины и одна женщина. Командное первенство по стрельбе из малокалиберной винтовки выиграли спортсмены медики. Они набрали 407 очков из пятисот возможных. Стрелки строительного участка № 2 отстали от победителей на 15 очков. На третьем месте команда средней школы № 1 - 374 очка.

В личном зачёте среди мужчин первенствовал стрелок из строительного участка Ю. Тамм. Его результат 91 очко из 100. На втором месте представитель команды железнодорожной станции Петсери Б. Амеличев - 87 очков. На третьем - Л. Яснов из средней школы № 1 - 86 очков.

Среди женщин первенствовала спортсменка из общества "Динамо" В. Игнатьева. Её результат 77 очков.

Соревнования показали возросшее мастерство наших стрелков. Шесть из них выполнили нормативы третьего спортивного разряда.

Отрадно, что в прошедших соревнованиях участвовали не только городские, но и сельские спортсмены.

Б. Юзвик
«Печорская правда»
27 марта 1959 г.

Художественная самодеятельность учащихся средней школы № 1.

Фото Н. Иванова
«Печорская правда»
29 марта 1959 г.

День учителя

В минувший понедельник в Доме пионеров состоялось празднование Дня учителя. Перед учителями школ города и района выступил с докладом заведующий роно тов. Бобров. Своим опытом работы поделились педагоги т.т. Иванова, Трифонова, Ильина. Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР и роно награждена группа учителей школ района. В заключение праздника на сцене Дома пионеров был дан концерт художественной самодеятельности.

«Печорская правда»
3 апреля 1959 г.

В школьном общежитии

Окончена семилетка. Надо учиться дальше. Средней школы поблизости нет, а ехать в Печоры и устраиваться у кого-то на квартире - дорого и неудобно. И все же тяга к образованию брала верх. Мальчик или девочка ехали в Печоры, устраивались на частной квартире, родители платили за них деньги.

Всё это было еще год тому назад. Совсем другое дело сейчас. Благодаря тому, что в Печорской средней школе № 1 сделана большая пристройка, освободилось здание на Прудовой улице, где раньше находилось несколько классов средней школы. Вот это-то здание и было отдано под общежитие школьников.

Еще до начала учебного года более 30 мальчиков и девочек, учащихся 8-10 классов, заполнили просторные, хорошо отремонтированные комнаты.

Недавно мы побывали в этом общежитии и подробно ознакомились с жизнью учащихся.

Во всем, в каждой мелочи, чувствуется здесь забота о ребятах. С начала организации общежития учащиеся питались кто как мог. Прикрепленные к общежитию педагоги Ольга Львовна Кружкова и Ольга Васильевна Бардина задумались над вопросом, как организовать питание, ведь это очень важно и для здоровья ребят и для успешной их учебы. Поговорили с ребятами, посоветовались и решили - питаться учащиеся должны из общего котла, на кооперативных началах. Выбрали ответственную за питание - ученицу десятого класса Любу Крюкову, и все пошло хорошо. Люба наладила строгий учет поступающих от ребят продуктов, назначает дежурных на кухню, следит за разнообразием меню. Пищу готовит, тетя Нюра, так любовно называют тов. Верняеву. Девочки ей помогают готовить: чистят картофель, моют посуду, мальчики носят воду, колют дрова, растапливают плиту.

Сейчас ребята имеют трехразовое полноценное питание. Например, в этот день, когда мы были в общежитии, завтрак состоял из сладкого кофе, хлеба с маслом, каши, обед - из мясного супа, каши, в ужин ребята доедали суп, получили отварной картофель с селедкой, сладкий чай. Районный отдел народного образования выделил дотацию на питание.

Большая забота проявлена и об оборудовании общежития. В распоряжении каждого учащегося - кровать с матрацем, постельным бельем, теплым одеялом. Около кроватей - тумбочки, покрытые салфетками, вышитыми руками девочек, в каждой комнате имеется платяной шкаф, в некоторых - этажерки для книг, везде репродукторы.

В комнатах каждый день есть дежурный, который следит за чистотой, проверяет как заправлены кровати. Староста совета общежития - ученица десятого класса Вера Писукова в специальной тетради ставит оценку состояния той или иной комнаты. И неприятно же получить тройку, ведь каждая комната соревнуется за образцовый порядок.

Мы побывали во всех комнатах. В одной из них мы застали на месте почти всех ее обитателей: Мишу Футкина, Валю Калинина, Володю Укусова, Мишу Крылова. Все они готовили домашние задания. В комнате чисто, уютно, тихо - только занимайся.

Побывали мы и в комнатах девочек. Ну здесь, конечно, уютней, чем у мальчиков. Вышивки, цветы, накидки на подушках - все это отличает жилье девочек. Да это и понятно. Если мальчики свой досуг тратят на игру в футбол, в шахматы, то девочки - на рукоделие.

В общежитии заведен строгий режим дня. И горе тому, кто его нарушит. Сами ученики вынесут ему строгий приговор. Двое мальчиков испытали это на себе. Стоило им раз-другой не подчиниться заведённому порядку, как строгий судья - коллектив - постановил: исключить их из общежития.

А порядок здесь такой. Все встают в определенные часы, заправляют постели, убирают в комнате, моются, основательно завтракают, идут в школу. Дежурные встают раньше. Они помогают тете Нюре приготовить завтрак, чистят картофель к обеду, колют дрова, носят воду. После занятии в школе - обед. Затем с 4 часов дня до 7 часов вечера приготовление уроков. Потом отдых. Отлучиться из общежития без спроса никто не имеет права.

Отдых здесь проходит интересно и содержательно. Собираются все вместе, чтобы попеть под гармонь, поиграть в шахматы, домино, волейбол. Часто с ребятами бывают воспитатели Ольга Львовна Кружкова и Ольга Васильевна Бардина. Они проведут беседы, расскажут о музыке, о каком-нибудь писателе, об интересных событиях в нашей стране и за рубежом, разъяснят непонятный вопрос, помогут подготовить интересный концерт.

Родители ребят живут дома. Поэтому в воспитателе они нашли самого близкого друга, советчики.

Среди ребят есть хорошие ученики: Миша Крылов, Лида Тукина, Надя Гражданова, Нина Ленская. Они всегда помогают своим товарищам выправить плохую оценку, разобраться в непонятном вопросе. Очень дружно, большой, сплоченной семьей живут ребята в этом общежитии. Их волнует горе или радость товарища, они ухаживают за тем, кто простудился, они негодуют, если кто совершил нехороший поступок. Чувство коллективизма, здесь развито беспредельно. Труд, материальные ценности, инициатива - всё здесь принадлежит коллективу.

М. Букина
«Печорская правда»
26 апреля 1959 г.

Перед экзаменами

Менее месяца осталось до конца учебного года. Идет последняя, решающая четверть. От того, насколько успешно она будет завершена, зависят результаты экзаменов и итоги учебного года в переводных классах.

Большинство учителей-предметников нашей школы уже прошло программный материал и приступило к повторению по всему курсу. Особенно серьезное внимание обращается на выполнение всех предусмотренных программой лабораторных и практических работ по физике, химии, математике, биологии.

Изменилась и методика проведения уроков. Наиболее распространенными в четвертой четверти стали такие формы урока, как обзорная лекция, урок обобщенного повторения, киноурок. Одновременно проводятся консультации. Обзорные лекции были проведены по теме: "Закон сохранения и превращения энергии", "Периодическая система Менделеева", "Основные законы химии".

В свете новых задач, стоящих перед школой, особое внимание уделяется серьезному и глубокому изучению цикла политехнических дисциплин. Заканчивая школу, учащиеся должны хорошо знать основные законы электротехники, теплотехники, химии, уметь практически применить эти законы в жизни. Для учащихся, желающих глубже изучить электротехнику и машиноведение, в школе созданы и работают технические кружки: телефонистов и телеграфистов, киномехаников, автомобилистов, 12 учащихся школы уже получили права киномехаников.

Из практики учебной работы известно, что наиболее трудным экзаменом для выпускников школы является экзамен по литературе. Поэтому сейчас преподаватели литературы уделяют на уроках самое серьезное внимание вопросу систематизации знаний и самостоятельному, творческому осмысливанию основных художественных произведений. Намечается проведение в десятых классах контрольных сочинений, условия выполнения которых будут приближены к экзаменационным (трудность темы, строгий регламент работы над сочинением, оформление работы). Это позволит не только проверить знания учащихся, но и даст выпускникам навыки правильного распределения времени при выполнении экзаменационной работы.

Сейчас вся учебно-воспитательная работа в школе направлена на успешное завершение учебного года. В оставшиеся дни учебы необходимо усилить контроль со стороны родительской общественности и классных руководителей за соблюдением школьниками режима дня. Правильный режим дня является залогом успешной сдачи выпускных и переводных экзаменов.

И. Вилюжанин, завуч Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
7 мая 1959 г.

Интересный пионерский сбор

Позавчера в четвертом классе Печорской средней школы № 1 состоялся интересный пионерский сбор, организованный пионервожатой Валей Григорьевой. Посвящался этот сбор теме: "Научимся штопать, стирать".

Девочки, да и мальчики тоже, с энтузиазмом принялись за дело. Одни штопали чулки, другие, засучив рукава, стирали пионерские галстуки, носовые платки. Результаты их труда отмечаются в пионерской книжке.

Следующий сбор будет посвящен теме: "Как красиво накрыть на стол".

«Печорская правда»
17 мая 1959 г.

Зелёная улица

Перед нами стоит задача сделать наши дороги хорошими, озеленить их. В этом почетном деле должны принять активное участие школьники, пионеры.

Первыми включились в эту работу пионеры Печорской средней школы № 1. В честь 37-й годовщины пионерской организации они решили озеленить дорогу, ведущую к кирпичному заводу. Под руководством старшей пионервожатой Евгении Николаевны Матросовой 13 и 14 мая пионеры обсадили эту дорогу с обеих сторон молодыми деревцами. В посадке деревьев участвовало 130 юных ленинцев. Молодую аллею они назвали аллеей пионерской организации первой средней школы.

Хорошо работали на посадке деревьев все пионеры, но особое старание проявили Полосухин, посадивший четыре деревца, Кондратов, Филин, Зоя Ива-нова, Астофурова, Чертин, Гришина, Гусев, Подерягин, Весский, Шкворов и многие другие.

Каждый пионер запомнил свое дерево с тем, чтобы за ним ухаживать, поливать. Дорожный отдел райисполкома благодарит пионеров за их труд.

Н. Чертин, зав. дорожным отделом райисполкома
«Печорская правда»
20 мая 1959 г.

Соревнование учащихся

В прошедшее воскресенье на городском стадионе состоялись районные школьные соревнования по легкой атлетике. В соревнованиях приняли участие четыре средние школы: первая и вторая школы города, а также Лавровская и Ново-Изборская средние школы.

Около ста юных спортсменов соревновались в скорости, силе, выносливости. Погода не благоприятствовала спортсменам. Дул холодный северный ветер. Часто шел дождь. Несмотря на это, на всех секторах стадиона развернулась острая спортивная борьба за командное и личное первенство во всех видах лёгкой атлетики.

В некоторых, видах легкой атлетики были показаны хорошие результаты. В забегах на сто метров лучшего результата добился учащийся средней школы № 1 Л. Яснов. Его время 11,9 секунды. На втором месте его товарищ по команде Е. Иванов. Спортсмен этой же школы Л. Ивин первенствовал в беге на 400 метров. Его результат 59,3 секунды.

В толкании ядра среди юношей первое место занял учащийся средней школы № 2 П. Хани. Успешно выступила спортсменка этой же школы А. Хирв, которая первенствовала в толкании ядра и метании копья.

В метании диска среди девушек лучшего результата добилась спортсменка первой школы Н. Васильева. Л. Федоров из этой же школы первенствовал в метании копья с хорошим результатом. Копье, посланное его рукой, приземлилось на отметке 47,35 метра.

Интересные легкоатлетические соревнования закончились забегом юношей на 1500 метров. С начала и до конца дистанции основная борьба развернулась между лидерами М. Калдером - вторая школа и Л. Ивиным - первая школа. Зрители с интересом смотрели на спортивный поединок. Всю дистанцию спортсмены шли вплотную друг за другом. Лишь на последних двухстах метрах М. Калдер сильным рывком сумел оторваться от своего конкурента и выиграть несколько метров. Время победителя 4 минуты 36,9 секунды. Занявший второе место Л. Ивин проиграл ему полторы секунды.

Соревнования окончены. Приведены итоги. Первое командное место заняла дружная команда легкоатлетов первой средней школы. На втором месте спортс-мены школы № 2. Это большой их успех.

Последующие места заняли юные спортсмены Ново-Изборской и Лавровской средних школ.

Соревнования показали возросшее спортивное мастерство учащихся. Нашим спортсменам растет достойная смена. В ходе соревнований пять спортсменов выполнили нормативы третьего спортивного разряда, 11 - юношеского.

Победители соревнований войдут в сборную команду, которая будет отстаивать спортивную честь нашего района на областной школьной спартакиаде, которая состоится в июне.

Однако не все школы приняли участие в соревнованиях. Не выставила команду легкоатлетов Староизборская школа.

О. Владимиров
«Печорская правда»
29 мая 1959 г.

Творчество школьников

Многие дети в школьном возрасте пробуют писать стихи. И пусть из них не выйдут потом поэты, но стихотворные опыты оказывают на них благотворное влияние: научат их ценить звучание и нутреннюю силу слова, научат заботливо строить речь, чтобы она получила силу; научат наблюдать жизнь и брать из неё интересную тему. Эти навыки пригодятся им потом, кем бы ни стали они в жизни: колхозниками, или рабочими, учителями или техниками. В нашей яркой общественной жизни каждому может пригодиться умение написать хорошую заметку и статью в газету, частушку или басню.

Творчество юных составлено из стихотворений, написанных учениками Печорской, Изборской средних школ и школы-интерната.

Партия

Наша партия нас вдохновила
На великий и творческий труд,
Наша Партия - воля и сила
Миллионов, что к счастью идут.
Над Советскую нашей Отчизной
Путеводные звёзды зажглись:
Мы успешно идём к коммунизму,
Мы хотим перестраивать жизнь.
Высока у нас в поле пшеница,
Оттого и войны не хотим.
Враг в бессилье волнуется-злится…
Что задумано нами - свершится,
Победим мы упорством своим.

Б. Егоров, уч. 10 класса Печорской средней школы № 1

Частушки

Мы хлеба на поле сеем,
Собираем урожай.
С каждым годом богатеет
Наш колхозный край.
Словно золото пшеница,
Наливает колос рожь.
По-ударному трудится
В поле наша молодёжь.
Молодёжь у нас что надо:
Любит честный, мирный труд.
Молодёжные бригады
Впереди всегда идут.
Приезжайте из столицы
Посмотреть на урожай:
На ленок и на пшеницу,
И на весь счастливый край!

Б. Егоров, уч. 10 класса Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
14 июня 1959 г.

Успех юных

Показательная игра между юными футболистами средней школы № 1 и спортсменами города показала, что у нас есть много способных футболистов из числа молодежи. Несомненно, те юноши, которых зрители увидели в минувшее воскресенье на поле, будут в предстоящем первенстве области по футболу одними из сильнейших.

Расчетливые передачи на свободное место, хорошее взаимопонимание с партнерами продемонстрировал совсем ещё юный Геня Скаборг. Напористо играет в нападении Леонид Яснов. В этой игре выпадал из ансамбля способный футболист Николай Пляплин. Ненужные передержки мяча, увлечение обводкой, хотя техникой владеет он слабо, срывали многие атаки его партнеров.

Не всегда приходили на помощь своим нападающим юные полузащитники, больше заботившиеся об обороне своих ворот. Хочется пожелать юным футболистам ещё больше заботиться о коллективности в игре, не забывая и о повышении своего технического мастерства.

Показательное выступление закончилась победой юных футболистов со счетом 3:2.

За неявку команде автотранспортной конторы зачтено поражение во встрече с командой средней школы № 1.

В. Невельский.
«Печорская правда»
24 июня 1959 г.

Мечтать, дерзать, творить!

Вот и сдан последний экзамен. А три дня назад бывшие десятиклассники, питомцы средней школы № 1, собрались в Дом культуры на торжественный акт вручения им аттестатов, пришли, чтобы распрощаться с родной школой, со своими преподавателями, которые вооружили их знаниями, помогли познать радость созидательного труда.

В нынешнем году среднюю школу окончили 112 юношей и девушек. Многие из них получили здесь производственные специальности: шофёра, токаря, киномеханика, слесаря, вязальщицы.

И недаром торжественный вечер вылился большой и волнующий разговор. Кем быть? Где лучше применить свои силы, знания? Эти вопросы волновали всех выпускников школы, вступающих в самостоятельную жизнь.

Для дерзаний, для дел славных перед молодежью открыты все дороги. Выпускников ждут на стройках и предприятиях. А кто, как не наша молодежь является застрельщиками всего нового и прекрасного. В цехах районного промышленного комбината трудятся много девушек со средним образованием. Многие из них - выпускницы средней школы № 1. На этом предприятии они получили производственные разряды, сдружились с рабочим коллективом.

Неопытным новичком пришла на комбинат Валя Шкаперина. Получилось так, что она не смогла продолжать учебу в дневной школе. Но учебу она не бросила - она стала ее сочетать с работой на производстве. И не без успеха. Молодая вязальщица постоянно перевыполняла задания, находила время для занятий в школе. Упорный труд завершился достойно: на вечере Вале Шкапериной был торжественно вручён аттестат зрелости. Но на достигнутом девушка не думает останавливаться. Учиться дальше - ее заветная мечта.

За четырнадцать лет Печорскую среднюю школу окончили 968 человек. В разных уголках нашей страны, в различных отраслях хозяйства трудятся они. Но никогда они не забывают годы своей юности, годы учебы в школе.

Никогда не забудут ее и десятиклассники четырнадцатого выпуска, перед которыми открываются широкие горизонты.

Счастливого пути, дорогие друзья!

В. Нелидов
«Печорская правда»
26 июня 1959 г.

Хорошая традиция

В Печорской средней школе № 1 сложилась хорошая традиция - каждый год выпускать сборник лучших произведений учащихся - "Всходы".

Нынче программа сборника значительно расширена. Ведь творчество детей проявляется не только в литературной области, но и в технике, в опытах натуралистов, в походах краеведов - везде, где пытливый ум хочет получить знания, а молодые руки - испытать свою силу. Поэтому в новый сборник вошли лучшие творческие работы по литературе, биологии, физике, краеведению и другим отраслям знаний.

Большую часть сборника занимает литературное творчество. Выделяется пейзаж чудесного летнего дня. Это одно из тех сочинений, которые пишут ученики 5-7 классов в плане учебной работы. Но оно показывает образец того, как удачно может использовать ученик изобразительные средства языка для передачи красоты родной природы.

В конце сборника - отдел сатиры и юмора. Внимание к этой теме показывает, что молодежь остро чувствует нарастающий темп производственной и культурной жизни: "надо спешить жить", "не проспать горячие дни", как учил Н. Островский.

Сборник "Всходы" - хорошая форма самоотчета школьного коллектива. Хочется пожелать, чтобы в следующем учебном году сборник стал еще богаче по содержанию, еще шире и полнее отражал школьную жизнь, а в ней особенно то, что характеризует перестройку школьной работы в свете решений XXI съезда КПСС.

Желательно, чтобы выпуск таких сборников стал традицией для всех наших средних школ.

В. Весский
«Печорская правда»
28 июня 1959 г.

Работе школ - повседневное внимание

Вопросы подготовки школ нашего района к новому 1959-60 учебному году органически связаны с осуществлением перестройки системы народного образования.

В текущем году учащиеся I-V классов всех школ будут заниматься по проекту нового учебного плана и новым программам. Учащиеся, начиная с VI класса, будут заниматься по учебному плану (вариант № 2), представляющему собой ступень перехода к учебному плану новой школы. Этот план отличается от про-шлогоднего (вариант № 1) прежде всего введением курса основ производства, увеличением часов на практические занятия, выделением факультативных занятий (содержание которых определяется местными условиями и склонностями учащихся, а также повышенным вниманием к предметам политехнического цикла.

Учащиеся IX классов Печорской средней школы № 1 и Ново-Изборской средней школы будут учиться по экспериментальному учебному плану, рассчитанному на три года (девятый, десятый, одиннадцатый классы) и близкому к проекту нового учебного плана. Бельская семилетняя школа открывает в этом году восьмой класс и преобразуется в восьмилетнюю школу. Выше перечисленные мероприятия позволят накопить некоторый опыт перестройки и, постепенно, в последующие годы, осуществить полный переход на занятия по новому учебному плану и новым программам с одиннадцатилетним курсом обучения.

Перестройку школьной сети намечено в основном закончить к лету 1963 года, а основные работы по укреплению материальной базы школ - в 1965 году. Районным планом перестройки школьной сети и укрепление материальной базы школ предусмотрено за счет государственного бюджета достроить здание Лавровской средней школы, построить в городе Печорах здание средней школы на 920 мест и общежитие для школы-интерната. Все основные строительные работы предусмотрено осуществить за счет средств совхоза, колхозов, средств самообложения и за счет превышения доходов над расходами в местных Советах депутатов трудящихся. Часть этих работ намечено осуществить в текущем году и они входят составной частью в работу по подготовке школ к новому учебному году.

Большинство руководителей исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, предприятий и колхозов правильно и глубоко осмыслили значение перестройки системы народного образования, правильно определили свою роль в осуществлении Закона о народном образовании и практическими делами участвуют в этом важном деле.

Райпромкомбинат (директор тов. Калашников), стройучасток (начальник тов. Кустов), колхоз "Память Ильича" (председатель тов. Архиповский) предоставляют для девятиклассников Печорской средней шкоды № 1 и Ново-Изборской школы необходимое количество рабочих мест, условие и руководство для прохождения практики в течение всего учебного года, как это и предусматривается по экспериментальному учебному плану.

...

О. Бобров, заведующий районным отделом народного образования
«Печорская правда»
11 августа 1959 г.

«Печорская правда»
16 августа 1959 г.

Августовское учительское совещание

27 и 28 августа в помещении районного Дома культуры проходило совещание учителей школ района. С докладом о задачах, стоящих перед школами в 1959-1960 учебном году, выступил секретарь районного комитета партии тов. Афанасьев.

- В ближайшие годы, - сказал докладчик - намечено претворить в жизнь многие положения нового закона о школе. Все учащиеся с 5 по 10 класс в этом году будут уже заниматься по новым программам, а Ново-Изборская и Печорская средняя школа №1 - по экспериментальным программам, предусматривающим получение учащимися в процессе обучения профессии по той или иной отрасли промышленности или сельского хозяйства. На восьмилетнее обучение переводится сейчас Бельская школа. В период с 1960 года по 1963 год ряд школ района начнет заниматься по программе, рассчитанной на 11-летний срок обучения.

Тов. Афанасьев подробно остановился на вопросе трудового воспитания детей. Во многих школах в этом отношении сделано пока крайне мало. ...

С докладом об активизации методов обучения в связи с новыми задачами по перестройке школы выступил заведующий роно тов. Бобров. Он призвал учителей совершенствовать методы обучения, всемерно развивать и активизировать творческий подход к преподаванию всех дисциплин.

- Педагоги - передовой отряд советской интеллигенции. Вот почему каждый учитель должен всегда идти в ногу с жизнью, регулярно повышать свой политический и общеобразовательный уровень, - сказал докладчик. - Однако многие учителя района, имея незаконченное высшее, а подчас и среднее образование, не занимаются повышением своей квалификации. С этим, конечно, мириться нельзя. Позорным фактом является также то обстоятельство, что отдельные работники народного образования не выписывают газет и журналов, не знакомятся с местной печатью. Вряд ли такие учителя смогут успешно претворять в жизнь задачи по укреплению связи школы с жизнью.

...

После докладов тов. Афанасьева и Боброва начались прения. Преподаватель Печорской средней школы № 1 тов. Кружкова рассказала об опыте своей работы в качестве воспитателя в школьном интернате. Она указала на необходимость создания хорошо оборудованных интернатов при каждой средней школе. ...

- Уже в течение нескольких лет идет разговор о строительстве новой средней школы в Печорах, - сказал директор Печорской средней школы № 1 тов. Демидов. - Но дальше, слов дело не идет. Наступило время окончательно решить этот вопрос и без промедления приступить к строительству школы. Этого настоятельно требует жизнь.

Выступающий также обратился в адрес роно с просьбой выделить дополнительные средства для оборудования биологического, химического и физического кабинетов.

...

В прениях выступили также директор Лезговской школы тов. Тихомиров, преподаватель Печорской средней школы № 1 тов. Ильина, директор средней школы № 2 тов. Печников, секретарь обкома союза работников просвещения тов. Михайлов и председатель райисполкома тов. Саввин.

«Печорская правда»
30 августа 1959 г.

Снова за книги

Это лето было на редкость солнечное, знойное. Какое раздолье! Купайся, загорай, ходи в лес. И ребята в полной мере пользовались дарами природы. Загорелые, словно шоколадные, с облупленными носами, выгоревшими волосами, вытянувшиеся на несколько сантиметров - такие предстали они перед учителями первого сентября.

Обширный двор Печорской средней школы № 1 еще задолго до звонка заполнился шумной нарядной детворой. И неизвестно, чего здесь было больше - красных галстуков, бантов или цветов? Разве можно без волнения было смотреть на нашу советскую детвору в этот день!

- Нарядные-то какие, - сказала проходившая мимо старушка. - В наше время одни сапоги да шубейка были на всех ребят в семье. По очереди ходили в школу. А теперь? Банты во всю голову, шерстяные платья, передники. Красота!

Да. Как правильно подметила эта старая женщина. Раньше в формах ходили только гимназисты - дети богачей и дворян. А теперь это стало доступно для всех. Советская власть принесла лучезарное детство.

Раздался звонок. Как всколыхнул он ребячьи сердца! Начался новый учебный год.

Ребята выстроились по классам. Директор школы Федор Иванович Демидов поздравил их с началом учебного года, рассказал о том, что школа будет работать по-новому, что ребята выйдут из стен школы с определенными трудовыми навыками.

Слово предоставляется десятикласснице Ирине Гудимовой. Её теплая и взволнованная речь была обращена к тем, кто впервые переступит порог школы - первоклассникам.

- Вы, сказала Ирина, - наши самые маленькие товарищи. Мы будем заботиться о вас, помогать вам. Еще я хочу вам пожелать, чтобы вы также полюбили свою школу, как любим ее мы. Берегите школьное имущество, будьте дружными.

По установившейся традиции десятиклассники преподнесли малышам по букету цветов.

Затем директор ознакомил учащихся с правилами внутреннего распорядка. После этого ребята разошлись по классам. Начался первый урок. В добрый час, ребята!

М. Букина
«Печорская правда»
4 сентября 1959 г.

"Ракеты и реактивные двигатели"

Так назывался вечер, который устроили недавно в Доме пионеров члены физического кружка Печорской средней школы № 1.

… В зале гаснет свет, и тотчас на экране появляются кадры из диафильма "Земля - в мировом пространстве". После демонстрации фильма со сцены прозвучали стихи "Спутник огромной Земли", "Во славу народа". Их прочли восьмиклассницы Ира Тульская и Света Королько. С большим вниманием был прослушан доклад о жизни и деятельности творца ракетодинамики и теории межпланетных путешествий Константина Эдуардовича Циолковского. Затем на сцене были показаны опыты по ракетному движению. Объяснения к ним давала девятиклассница Белла Дибровенко.

Однако самой интересной частью вечера были опыты по запуску самодельных реактивных ракет. Участники физического кружка школы сами сделали их и теперь не без гордости демонстрировали свои ракетопланы. По просьбе юных зрителей некоторые опыты повторяли на сцене по нескольку раз.

Не меньший интерес вызвали у ребят массовые игры и аттракционы. Почти каждый из присутствующих на вечере попытался поразить "спящего" электрефицированного "филина", зажечь глаза "кота в сапогах". Эти конструкции были искусно сделаны десятиклассниками.

Вечер прошел весело и интересно.

Н. Багмат, преподаватель физики Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
11 октября 1959 г.

В школьном питомнике

В питомнике Печорской средней школы № 1 выращивается более шести тысяч деревьев и плодово-ягодных кустов. Сейчас учащиеся приступили к их посадке. Из питомника в школьный сад высажено 50 плодовых деревьев и 120 кустов черной, красной смородины и крыжовника.

Кипит работа и в учебном дендрарии. На уроках общественно полезного труда и биологии ребята высаживают здесь саженцы дуба, липы, березы и других многолетних растений. В этом году на школьном участке решено заложить питомник дуба. В нынешнюю осень учащимися школы всего будет высажено около полутора тысяч деревьев.

Ф. Демидов, директор Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
21 октября 1959 г.

По пути перестройки школы

(С совещания работников народного образования)

Минуло два месяца с начала нового учебного года. Для ряда школ они ознаменовались успехами на пути осуществления задач по перестройке школы. Обсуждению первых итогов работы педагогических коллективов было посвящено состоявшееся на днях совещание учителей района.

С докладом "Два месяца работы по новому учебному плану" выступил директор Печорской средней школы № 1 тов. Демидов.

- В нынешнем учебном году, - сказал он, - ваша школа установила более тесную связь с предприятиями города и колхозом "Борец". Учащиеся проходят производственное обучение в цехах райпромкомбината, на стройках города. Занятия со старшеклассниками проводят квалифицированные мастера и рабочие, в помощь которым при школе организован семинар по изучению основ педагогики.

Докладчик отметил плохую организацию производственного обучения учащихся школы на прорабском участке. Руководители его крайне беспечно относятся к этому делу, занятия здесь часто срываются. Большое место в докладе было уделено вопросу разработки новых форм и методов обучения и воспитания.

...

Заместитель директора по производственному обучению Печорской средней школы № 1 тов. Щегольков призвал присутствующих шире разъяснять среди родительской общественности задачи трудового воспитания. Он высказал мысль о необходимости повышения педагогического и методического уровня тех преподавателей, которые заняты производственным обучением молодежи. В интересах дела, заметил выступающий, желательно, чтобы такие преподаватели были закреплены постоянно за школой и имели бы на производстве небольшую нагрузку. Только при этом условии они смогут повысить качество уроков.

...

В прениях выступили также директор детского дома № 1 тов. Шонина, секретарь райкома ВЛКСМ тов. Иванов, преподаватель Печорской средней школы № 1 тов. Бардина, исполняющая обязанности заведующего Печорским роно тов. Шепенина и секретарь районного комитета партии тов. Бойков.

Совещание учителей приняло резолюцию-наказ своим делегатам на областной съезд учителей. На совещании были избраны делегаты: тт. Бобров, Демидов, Кяго, Собачкина, Ванин, председатель колхоза "Память Ильича" тов. Архиповский, директор райпромкомбината тов. Калашников и другие - всего 20 человек.

«Печорская правда»
5 ноября 1959 г.

Школьный газетный киоск

Такой киоск открыт в Печорской средней школе №1. Инициатором его создания стала преподавательница истории Ольга Львовна Кружкова. В киоске работают ученики 9-го класса. Здесь можно купить самые образные газеты и журналы. На предприятиях, учреждениях, в колхозах, в соседних школах учащиеся распространяют книги.

Благодаря стараниям юных распространителей печати за последние два месяца они продали газет, журналов и книг на 2665 рублей.

Юные распространители печати предъявляют требования к работникам отдела "Союзпечати" по снабжению их самой разнообразной литературой.

В. Елизарова
«Печорская правда»
13 ноября 1959 г.

Общественный распространитель печати

Библиотекарь Валентина Дмитриевна Телицина работает общественным распространителем печати в средней школе № 1 уже четвертый год.

- Нравится мне эта работа, - говорит Валентина Дмитриевна, - помогает она мне и как библиотекарю.

Тов. Телицина по праву пользуется большим уважением всего коллектива.

В. Петрова
«Печорская правда»
13 ноября 1959 г.

Заслуженные учителя

Указом Верховного Совета РСФСР группе учителей Псковской области за заслуги в области народного образования присвоены почётные звания Заслуженного учителя школы РСФСР.

Звание Заслуженного учителя школы РСФСР присвоено
Багмату Никите Степановичу - учителю средней школы № 1 города Печор.
Петровскому Василию Николаевичу - директору семилетней школы № 4 го-рода Печор.

«Печорская правда»
2 декабря 1959 г.

Хоровое искусство - в массы

29 ноября в Доме культуры проводился конкурс хоровых коллективов нашего района. В конкурсе принимали участие: хоры Печорского детдома, средней школы № 1, Кулейского и Тайловского сельских клубов, мастерской ВОС, промкомбината, артели "Кооптруд" и городской хор.

...

Хор средней школы, состоящий из 41 девочки, под руководством А. А. Тальвес исполнил три песни. Он пел на два голоса звонко, но недостаточно выразительно.

...

Решением жюри присуждены следующие места:
I. Школьные хоровые коллективы:
1-е место - хор детского дома.
2-е место - хор средней школы.

...

В. Андреев
«Печорская правда»
13 декабря 1959 г.

Больше творчества на уроке

Перестройка методов преподавания и приближение обучения к жизни ставит перед всеми учителями сложные задачи. Необходимо по каждому предмету найти те живые нити, которые связывают его с жизнью, с современностью, активизируют урок. Учитель на уроке должен не только учить основам наук, но и давать учащимся определенные практические навыки, прививать им любовь к труду. Как же практически решают эти задачи учителя нашей школы?

Учительница В. П. Леонович преподавание ботаники в шестых классах строит на основе тех знаний, наблюдений и практических навыков, которые приобрели учащиеся во время работы на пришкольном участке. Так, например, был построен урок по теме "Пшеница".

Перед преподавателями иностранных языков поставлена задача: научить практическому владению языком, умению понимать живую речь и выражать свои мысли на иностранном языке. Поэтому преподаватель В. И. Герасимова на уроках английского языка обращает основное внимание на усвоение учащимися активного запаса слов, умение строить отдельные фразы и целые связные рассказы, вести разговор.

Учителя начальных классов М. А. Юдина, Н. М. Весская на уроках по арифметике применяют наглядные пособия, сделанные руками самих ребят. При изучении, например, метрических мер каждый ученик имел пособие, сделанное им самим.

Н. П. Боброва на уроках русского языка и литературы умеет увлечь учащихся, заставить всех активно работать. Приемы у нее самые различные. Так, после каждой небольшой пройденной темы Нина Петровна проводит самостоятельную работу минут на 20-25, самого разнообразного характера. В процессе такой работы выясняется, как усвоен материал, кому еще нужно оказать помощь.

Теперь на уроках русского языка учащиеся очень часто выполняют те или иные практические задания по языку, учитель же только руководит их трудом, направляет усилия по правильному пути и тут же одновременно оценивает и сам процесс работы, и его результаты.

Преподавание языка увязывается с литературой. Когда были пройдены разряды наречий, учащиеся получили задание: из главы IX повести А. С. Пушкина "Дубровский", изучаемой на уроках литературного чтения, выписать все наречия, распределив их по разрядам. Это практическое занятие, во-первых, закрепило знание разрядов наречий, во-вторых, показало учащимся, какую роль играют наречия в тексте произведения.

Учащиеся 9-х классов в начале учебного года написали сочинения "Как я провел каникулы" и "Самый знаменательный день в моей жизни". Каждому ученику необходимо было описать свои собственные наблюдения, впечатления, проявить свое знание жизни, основанное на личном опыте. Знаменательно то, что почти все они посвящены описанию трудовой деятельности на колхозных полях.

Чтобы научить самостоятельно работать над книгой, научной или критической статьей, учащимся было дано задание, после изучения драмы Островского "Гроза", в классе изучить и законспектировать статью Добролюбова "Луч света в темном царстве".

Сочинения учащихся должны выражать их мысли и чувства, их понимание жизненных явлений и литературных произведений. Поэтому при изучении романа Тургенева "Отцы и дети", перед учащимися была поставлена задача: изучить текст романа, уметь свои наблюдения подтверждать цитатами, делать выводы, обобщения. Темы, предложенные для сочинений, требовали самостоятельности, например, "Мое отношение к Базарову". Во время сочинения разрешалось пользоваться текстом романа.

Больше самостоятельности, больше творчества на уроке - тогда учеба станет для ребят напряженным, но радостным трудом! Тогда наши выпускники будут вступать в жизнь, обогащенные знаниями и трудовыми навыками для самостоятельной деятельности.

Л. Берников, учитель Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
26 декабря 1959 г.