Новогодние пожелания
Заслуженным учителям РСФСР Н.С. Багмату и В.Н. Петровскому

Вам, заслужившим работой своей
Звание заслуженных учителей,
Мы от души говорим пожеланье:
С честью нести это гордое званье!

«Печорская правда»
1 января 1960 г.

Хорошо, когда детям весело!

Когда посмотришь на радостные ребячьи лица, невольно пожалеешь, почему ты не ребенок, почему твое детство ушло в далекое прошлое. Да разве такое оно у нас было? Новогодние елки, подарки, веселье были доступны для детей зажиточных родителей, а дети рабочих, крестьян любовались ими, прижав свои замерзшие носы к обледенелым стеклам окон.

А теперь! Нет ни одного ребенка, который бы был лишен самого желанного, самого заветного удовольствия - ёлки. Школы, профсоюзные организации, каждая семья делают всё, чтобы новогодний праздник остался в памяти ребятишек.

Кажется, давно ли начался новый учебный год, а вот уже Анна Ивановна Афанасьева поздравляет пятиклассников с окончанием первого полугодия, рассказывает им об итогах учебы, вот уже зажглись огни новогодних ёлок. Быстро пролетело время. Наступили зимние каникулы с их весельем, праздничными ёлками.

Пятиклассники средней школы № 1 собрались у сверкающей и нарядной елки 29 декабря. Ну и весело же было им! Многие ребята были в маскарадных костюмах, масках. Почти каждый из них пел в хоре, участвовал в праздничном концерте. Как стройно и задорно звучали их голоса, когда они исполняли песни "Снег-снежок", "Новогодняя полька", "Песня молодости". Как красиво и изящно исполнили девочки танец конькобежцев. Хорошо было кружиться в плавном вальсе, водить хоровод вокруг нарядной гостьи из леса.

«Печорская правда»
5 января 1960 г.

Они встретились снова

По установившейся традиции, Печорская средняя школа № 1 ежегодно во время студенческих каникул проводит вечер встречи с бывшими своими выпускниками, из которых одни сейчас учатся в высших учебных заведениях, другие работают на предприятиях страны. Много и таких, которые окончили вузы и имеют уже немалый трудовой стаж. Такой вечер встречи состоялся 2 февраля в районном Доме культуры. Печорская средняя школа № 1 будет выпускать в этом году своих питомцев пятнадцатый раз.

... Один за другим поднимаются на трибуну бывшие выпускники школы, ныне - учителя, рабочие, студенты. Одни рассказывали о своей учебе в институтах, другие говорили о работе на производстве.

Среди выступающих были Э. Крузе, которая сейчас учится в Псковском педагогическом институте, Л. Яснов - студент Ленинградского университета, Л. Костин - курсант Высшего Военно-Морского инженерного ордена Ленина училища, А. Фирсанов - студент Ленинградского технологического института и другие. Были зачитаны приветственные письма и телеграммы от тех, кто не смог присутствовать на этом вечере встречи.

После торжественной части был дан концерт художественной самодеятельности силами учеников Печорской средней школы № 1.

«Печорская правда»
7 февраля 1960 г.

Кубок - у лыжников средней школы № 2

Оживленно было на Юрьевской улице 6 и 7 февраля. Времени до начала соревнований было еще много, а юные спортсмены и их многочисленные болельщики уже торопились к месту старта. На лыжные соревнования прибыли спортсмены шести средних школ района.

Ровно в три часа дня под стартовой горой взвивается ввысь красный флаг, возвещающий об открытии зимней школьной спартакиады. В программе соревнований у юношей гонка на 5 и 10 километров; у девушек на 3 и 5 километров. Кроме того, состоялись соревнования в эстафетном беге и по слалому.

Первыми стартуют девушки на 5 километров. С самого начала на дистанции развернулась острая спортивная борьба. Ровно и сильно прошла всю дистанцию учащаяся средней школы № 1 Черняева, которая и заняла первое место.

Ещё не успела финишировать ни одна из участниц состязания на пятикилометровой дистанции, как был дан старт гонщицам на 3 километра. На этой дистанции первенствовала представительница Лавровской средней школы Галактионова.

Затем в борьбу вступили юноши. Спортсмены стартуют попарно через 30 секунд. Стремительно проходит всю дистанцию учащийся школы-интерната Рябинин. Никто из соревнующихся не мог превзойти его результат.

Последними вступили в борьбу за первенство юноши на дистанции 5 километров. На этой дистанции первенство завоевал учащийся средней школы № 2 Хелетяхт.

В этот же день состоялись соревнования по слалому - скоростному спуску с горы, во время которого нужно пройти через несколько ворот. В этом трудном виде состязаний, первенствовали учащийся школы № 1 Лепик и ученица Лавровской средней школы Пенкина, которая второй год подряд сохраняет звание сильнейшей слаломистки в районе.

Во второй день были проведены эстафеты. Это один из интереснейших видов лыжных соревнований. Юноши состязались в эстафете 4x5 километров, девушки 4x3 километра. В результате напряженной борьбы звание сильнейших у юношей завоевали гонщики средней школы № 2, у девушек звание чемпионок получили лыжницы школы-интерната.

Соревнования окончены. Подведены итоги. В результате двухдневной спортивной борьбы первенство завоевал дружный, хорошо подготовленный коллектив средней школы № 2. Эта команда лидировала как в первый, так и во второй день. Она опередила своих ближайших соперников - команду школы-интерната почти на 20 очков. Чемпионам района прошлого года - спортсменам средней школы № 1 пришлось довольствоваться третьим местом.

Команде-победительнице вручен переходящий кубок роно и райспортсоюза. Чемпионы на отдельных дистанциях и спортсмены, занявшие второе и третье места, награждены грамотами.

О. Владимиров
«Печорская правда»
12 февраля 1960 г.

В гостях у школьников

Интересных гостей принимала в своих классах Печорская средняя школа в канун дня Советской Армии. Это были участники гражданской и Великой Отечественной войн - живые свидетели боевого героизма и славных дел нашего народа.

Пожалуй, самая трудная задача выпала на долю тов. Исаенкова. Перед ним были малыши первого класса. Но тов. Исаенков нашел простые, доходчивые слова, поучительные и понятные детям факты. Ребята слушали его, не спуская глаз. По их глазам было видно, что они взволнованы.

Пенсионер Р.А. Подоба рассказал учащимся четвёртых классов о своём участии в гражданской войне, о боях у озера Халхин-Гол и в дни Beликой Отечественной войны. Так много интересного, а времени мало... Ученики уговорили Романа Антоновича прийти к ним еще раз. И вторую беседу они слушали с неослабевающим интересом.

В. Федосеев
«Печорская правда»
28 февраля 1960 г.

Выставка технического и художественного творчества учащихся

Наших ребят окружает прекрасная, социалистическая действительность, они наблюдают стремительное движение вперед, к новым вершинам человеческого общества - коммунизму. Но наши дети не могут и не хотят быть пассивными наблюдателями общественной жизни, а уже с самых ранних лет они начинают активно участвовать в ней. Участие детей в жизни общества проявляется в различных формах. Одни из них уже с малых лет стремятся производить какие-то материальные ценности, другие дерзают на поприще живописи, музыки, театрального искусства, третьи занимаются пробой пера.

С целью выявления наклонностей учащихся, их трудовых навыков и была организована выставка их технического и художественного творчества в Печорской средней школе № 1.

Несмотря на то, что под выставку был отведен просторный класс школы, недостатка в экспонатах не было.

И вот мы на выставке. Какое волнение охватило нас! Трудно передать. Ведь все, что здесь показано, сделано руками наших детей. А показано было очень многое. Здесь были работы по радио- и электротехнике, изделия из металла и из дерева, вышивки и рисунки, разные коробочки и шкатулки, игрушки и изделия из пластилина. Здесь были также работы и учащихся Печорской семилетней школы № 3.

Любовно и продуманно расположены экспонаты. В этом сразу чувствуется опытное руководство педагогического коллектива. Например, технические экспонаты сосредоточены в одном месте, художественные - в другом. Это облегчает осмотр выставки, создает цельное впечатление.

Вот отдел радио- и электротехники. По сложности и мастерству исполнения обращают на себя внимание работы учащихся 7 класса Юрия Плинера "Усилитель высокой частоты", Владимира Шкворова и Владимира Семина "Детекторная ступень", Трезвова, Печникова и Васильева "Усилитель низкой частоты". И недаром выставочный комитет присвоил этим работам первые места.

Посредине длинный стол. На нем изделия из металла, дерева. Вот маленькие стулья, такие, какие мы видим в детских садах. Это школьники приготовили подарок для детского сада. Они также передадут малышам деревянные игрушки: барашки-качалки, лошадки-качалки, кролики на колесах.

На этом же столе плоды труда пятиклассников: совки, мотыжки, шила, сачки для ловли бабочек. Много здесь экспонатов и учащихся школы № 3. Например, деревянный кролик на колесиках, кухонная доска, резные полочки. Приковывает внимание ваза, сделанная из множества деталей, искусно и тонко выпиленных из дерева. Это - работа ученика 7 класса В. Смертина.

Говорят о трудолюбии и умении многое делать своими руками работы ученика 7 класса школы № l Игоря Дряхлова "Электромонтажная доска", учениц 8 класса Вали Афанасьевой и Зины Семеновой. Они сделали конусовую зубчатую передачу.

Да, многое уже умеют делать наши школьники. Это отрадное явление.

А какое богатство творческой мысли ребят вылилось в рисунках, вышивках, лепке, резбе! Когда смотришь рисунки Лопанина "Илья Муромец", Куликова "Мцыри", "Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", Шкворовой, Улле, Исаенкова, то думаешь: талантливые дети.

Исаенкову присуждено второе место, а Таня Улле и Женя Шкворова разделили третье место. А ведь это ученики пятых и шестых классов. И все же уже чувствуется твердость руки, смелость штриховки, правильность линий, а главное - наблюдательность.

Какая женщина не любит рукоделия, не стремится сделать свой домашний очаг уютным, красивым. В полной мере проявляется такое стремление в наших маленьких будущих женщинах - школьницах. Вышивки восьми учениц заслужили лучшую оценку жюри. Первое место присуждено ученице шестого класса Люсе Николаевой за ее филейную работу. Тане Веселовой и Вале Ефановой присуждены вторые места. Веселовой за скатерть и блузку, Ефановой за пейзаж с девочкой. Хорошую оценку получила работа Лены Лебединской. Она вышила портрет Маяковского.

Но вот удивительно, что первые места за выпиливание получили ученики младших классов. Первое место присуждено ученику третьего класса Серёже Маркелову, второе - первокласснице Люде (или Лиде?) Кузьминой и третье - ученику четвёртого класса Боре Ольховикову.

Лучшей работой по лепке признана работа второклассника Гени Александрова.

Заканчивая описание выставки, хочется выразить пожелание, чтобы такие мероприятия проводились почаще. Во-первых, они показывают большой и кропотливый труд наших учителей, во-вторых, дают возможность выявить наклонности школьников. Также хочется выразить сожаление, что эта замечательная выставка не стала предметом широкого обозрения и обсуждения, так как проходила она в стенах школы. Это надо учесть, и следующие выставки выносить за пределы школы: в Дом культуры или в Дом пионеров.

М. Букина
«Печорская правда»
10 апреля 1960 г.

Пионерский сбор, посвящённый В.И. Ленину

Ильич! Как дорого каждому из нас это коротенькое, но такое волнующее, такое ласковое и родное слово. Дорого оно и нашим детям. "Покажи дедушку Ленина",- обращается мать к ребенку, едва научившемуся лепетать мама и папа. И малютка протягивает свою пухлую ручонку к портрету Ленина.

Вот поэтому-то так любовно и тщательно готовились пионеры Печорской средней школы № 1 к сбору, посвященному 90-летию со дня рождения Ленина.

...Понедельник, 18 апреля. Едва кончились занятия в школе, как ребята стремглав побежали домой, ведь надо успеть переодеться, причесаться, почистить обувь. К четырем часам дня фойе Дома культуры было переполнено нарядной и говорливой детворой. Много пришло сюда и взрослых. Наконец раздается бодрый и призывный марш. Его исполняет духовой оркестр Дома пионеров. Ребята выстраиваются на линейку. К председателю совета дружины Лебединской один за другим подходят председатели советов отрядов. "Отряд в количестве 18 человек к сбору готов",- рапортуют они. Затем председатель совета дружины сдает рапорт старшей пионервожатой В. В. Ларионовой. От старшей пионервожатой рапорт принимает секретарь райкома КПСС Б. М. Афанасьев.

"Внести знамя!"- и над головами ребят поплыло алое полотнище пионерского знамени. Зазвучал Гими Советского Союза. Как торжественны и в то же время взволнованны были лица детей! О, если бы видел их Ленин! Румяных, нарядных, счастливых! Вот такими и хотел он их видеть, за это он и отдал свою прекрасную жизнь.

- Сейчас мы примем в пионерскую организацию наших лучших учеников,- объявляет старшая пионервожатая.

Мальчики и девочки, на груди у которых через минуту заалеют пионерские галстуки, дают торжественное обещание быть такими, как Ленин, учиться, как завещал Ленин, бороться за дело партии Ленина. Старшие товарищи - пионеры повязывают им галстуки. Пионерская семья увеличилась! В дружине родился новый отряд № 13.

Секретарь райкома партии тов. Афанасьев тепло поздравил пионеров с юбилеем великого человека - 90-летием со дня рождения Ленина. Он призвал ребят во всем следовать заветам Ильича, быть такими, как он: трудолюбивыми, правдивыми, принципиальными.

Торжественная линейка окончена. Ребята входят в зрительный зал и рассаживаются по местам. Для доклада о Ленине слово предоставляется преподавателю истории Н. И. Вишневской. Она рассказывает притихшим ребятам о детстве и гимназических годах Володи Ульянова, о революционной борьбе вождя пролетариата, создании Коммунистической партии, о Великом Октябре, о первом в мире Советском государстве.

- Душой, гениальным организатором нашей славной Коммунистической партии был великий Ленин, - заканчивает свой доклад тов. Вишневская.

Начинается большой концерт детской художественной самодеятельности. Он начинается литературным монтажом о Ленине, в котором приняли участие ученики 6-б класса.

На сцене хор из учащихся четвертых классов. Под руководством учительницы Н. М. Весской он исполняет песни "Родная страна", "Родина Ленина". Его сменяют чтецы стихов, танцоры, певцы. Группа девочек 5 и 6 классов очень изящно исполнила танец "Молдаваняска", очень выразительно прочитала рассказ о Ленине Таня Петрова. Много аплодисментов выпало на долю самых маленьких пионеров - третьеклассников, исполнивших русский танец "На реченьке" и чешскую польку. Таким же успехом пользовались выступления ансамблей девочек и мальчиков. Но больше всего аплодировали исполнителям акробатических номеров.

Долго еще звучали стихи, песни, музыка. В них воспевается великий Ленин, наши прекрасная Родина, ясное и счастливое детство нашей детворы.

М. Букина
«Печорская правда»
22 апреля 1960 г.

Воспитанник Печорской средней школы - исследователь Арктики

"...Вызываем дрейфующую станцию "Северный полюс-7". Кирилл Петрович Самсонов! Примите горячий привет из Пскова от Ваших родных и знакомых..."

Так однажды начало свою передачу для полярников Московское радио. А спустя два месяца в Псков пришло письмо из далекой Арктики. Когда читаешь его - перед взором мысленно встает такая картина: полярная ночь. На тысячи километров вокруг раскинулись необозримые ледяные поля. Трескучие морозы сменяются ураганными ветрами. Но ничто не может остановить смелых и мужественных людей - зимовщиков дрейфующей станции. Кирилл Самсонов сообщал, что в течение полярного лета, когда неожиданно началось бурное потепление - зимовщикам пришлось пробурить сотни скважин и спустить под лед десятки тысяч тонн воды, чтобы спасти станцию, продолжать настойчивую научно-исследовательскую работу.

Бывали на льдине и курьезные случаи. Однажды, станцию посетили медведи. В 3 часа ночи дежурный по лагерю, доктор, отправился за водой. Выйдя из палатки, он наткнулся на трех медведей и бросился бежать, потеряв по дороге валенок. Поднялась тревога. Полярные "гости" поспешили убраться восвояси.

Нельзя без волнения читать последние строки письма: "Обо мне не беспокойтесь. Мы подготовлены к любым случайностям, а раз так - ничего не случится".

Кто же такой Кирилл Самсонов, отважный полярник?

Оказывается, молодой ученый - бывший воспитанник Печорской средней школы. Он закончил 10 классов в Печорах в 1947 году. Затем поступил на курсы при научно-исследовательском институте геологии Арктики. Ежегодно ездил в экспедиции - на Таймыр, Чукотку, Полярный Урал. И, наконец, Кириллу Самсонову доверили вести научную работу на дрейфующей станции "Северный полюс-7", с которой он успешно справился.

Сейчас Кирилл Самсонов находится в новой полярной экспедиции и шлет своим землякам большой привет.

О. Тимерман
«Печорская правда»
18 мая 1960 г.

Районный слёт пионеров

До отказа был переполнен районный Дом культуры 22 мая. На слет, посвященный 38 годовщине со дня основания пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, прибыли пионеры многих школ района: отличники учебы, хорошие общественники, лучшие певцы, чтецы, танцоры, акробаты.

С разнообразной и содержательной программой, на смотре художественной самодеятельности выступил коллектив Ново-Изборской средней школы. Задорно прозвучали в исполнении хора песни "О тревожной молодости", "Марш коммунистических бригад", "Дорога". Заслуживает похвалы и хор средней школы № 2.

Жюри отметило хор Печорской средней школы № 1. В нем имеется мужская группа, хор поет на три голоса. Однако из-за слабой организованности и недостаточно продуманного репертуара, хор выступил ниже своих возможностей.

...

В заключение пионеры собрались на традиционный костер. На нем были подведены итоги смотра, и лучшие участники художественной самодеятельности, отличники учебы, лучшие пионерские организации школ района награждены похвальными грамотами и ценными подарками райкома комсомола.

П. Иванов
«Печорская правда»
27 мая 1960 г.

На аттестат зрелости

Прозвенел последний звонок для десятиклассников, а с ним ушла в прошлое школьная жизнь, такая интересная, бурная, насыщенная разными событиями. Этот звонок вызвал грустное чувство у многих юношей и девушек. Впереди экзамены, а там?.. Самостоятельная жизнь, работа, учёба в институтах, техникумах. И как бы ни была интересна и содержательна жизнь юноши или девушки, школьные годы всегда будут вспоминаться как самые лучшие, самые лучезарные.

Наступил день экзаменов. Для сочинения дано три темы: "3а что я люблю и ценю поэзию Маяковского", "Тема подвига и революционной борьбы в раннем творчестве Горького", "Мать и дочь Раневские в пьесе Чехова "Вишнёвый сад". Какую из них выбрать? И каждый выбирает ту тему, которая больше волнует, которая даёт возможность проявить знания.

Галина Петрова избрала произведения Горького. Вот она мысленно пробегает страницы любимых произведений великого пролетарского писателя: "Песню о Соколе", "Песню о Буревестнике", "Старуху Изергиль". Девушка снова и снова осмысливает образы, слова и поступки героев. Сочинение хорошо продумано, можно начинать писать. И Галина склоняется над партой.

"Предвосхищением грядущего была проникнута революционная романтика Горького, - пишет девушка. - Она была выражением нарастающей и приближающейся революционной грозы, которая призвана очистить и возродить, мир. Отсюда рождались образы гордого Сокола с его страстной жаждой к свободе, к свету и неукротимой ненавистью к врагу; могучего Буревестника - пророка победы; отважного юноши Данко, который во имя счастья народа жертвует своей жизнью. Горьковские герои всегда красивы. "А красивые всегда смелые", - говорит Горький. Вот таким и является герой рассказа "Старуха Изергиль" Данко".

Сочинение грамотно, написано хорошим литературным языком. Тема раскрыта достаточно полно, что обнаруживает хорошие знания материала, умение использовать цитаты. Таково мнение о сочинении Петровой экзаменационной комиссии. И в конце сочинения твердой рукой выведена оценка - 5.

Ольга Плинер написала сочинение на тему: "За что я люблю и ценю поэзию Маяковского". Она делает обстоятельный анализ произведений поэта, обосновывает симпатию к его поэзии. Особенно подробно девушка останавливается на поэме "Хорошо". Она пишет: "Я люблю поэму "Хорошо" за то, что Маяковский прославил в ней мою любимую Родину".

Тема раскрыта глубоко, слог хороший, сочинение написано грамотно. Венчает его отличная оценка - 5.

Так же оценены работы Евгении Плотниковой, Аймы Яникесинг и других.

Хорошую оценку получило сочинение Юрия Панова.

Все 40 человек экзаменующихся нынче на аттестат зрелости, получили положительные оценки.

Нет ни одной двойки и у семиклассников, которые сдавали первый экзамен по математике. Их экзаменуется 61 человек. 15 из них получили пятерки, 17 - четверки. Лучшие знания показали Владимир Шкворов, Людмила Беднякова, Елена Лебединская и другие.

Успехов вам, друзья, и на остальных экзаменах!

М. Букина
«Печорская правда»
3 июня 1960 г.

Летняя спартакиада школьников

В течение пяти дней продолжалась летняя спартакиада школьников, в которой приняли участие спортсмены шести средних школ района. На секторах городского стадиона, волейбольных и баскетбольных площадках, на шоссе и в спортивном зале юноши и девушки состязались в быстроте, силе и выносливости, разыгрывали первенство по волейболу и баскетболу, участвовали в велосипедной гонке, играли в настольный теннис.

Наиболее интересными были соревнования по легкой атлетике. Начались они забегами юношей и девушек на 100 метров. На старте сильнейшие. Прозвучала команда, и спортсмены устремились вперед. Среди юношей первым на финише был учащийся средней школы № 1 Ю. Панов. Его результат 13,2 секунды. У девушек первой со временем 14,4 секунды финишировала представительница этой же школы В. Николаева.

В соревнованиях по прыжкам в длину с разбега победили учащиеся средней школы № 2 Ф. Молтсаар и спортсменка первой средней школы И. Бурская. Их результаты соответственно 5,05 метра и 3,88 метра.

Начинаются состязания по метанию диска. После двух попыток лидировал представитель команды первой средней школы Смирнов. Начинается третья попытка. Взволнованный входит в круг для метания диска учащийся второй средней школы Ф. Молтсаар. Резкий бросок, и диск, выпущенный его рукой, приземляется за рекордной отметкой. Результат нового чемпиона - 26,27 метра. Среди девушек победу в этом виде легкой атлетики завоевала спортсменка школы-интерната Н. Пустульге.

На самой длинной диета 1.500 метров - победу сильнейший спортсмен района, ученик второй средней школы М. Каллер. Его время 4 минуты 35,2 секунды. На дистанции ему никто не смог составить конкуренции.

Под несмолкаемый гул юных болельщиков проходили соревнования в эстафетном беге 4х100 метров. У юношей первыми финишировали спортсмены первой средней школы, у девушек - второй средней школы.

Общее первое место выиграли легкоатлеты первой школы, на втором месте спортсмены средней школы № 2, на третьем - школы-интерната.

В соревнованиях по волейболу среди девушек в упорной борьбе первенство завоевали учащиеся второй школы. У юношей первенствовали волейболисты школы-интерната.

Не менее упорно продолжались игры по баскетболу. У девушек выиграли баскетболистки первой средней школы, среди юношей - школы-интерната.

Состязания по настольному теннису выиграла хорошо подготовленная команда школы-интерната.

В заключительный день летней спартакиады состоялись велосипедные гонки на 15 километров для девушек и на 25 километров для юношей. Соревнования проходили в Старом Изборске. Командное первенство по этому виду спорта выиграли хозяева места проведения соревнований - учащиеся Изборской средней школы.

Общекомандное первенство на спартакиаде заняли юные спортсмены первой средней школы, на втором месте - учащиеся школы-интерната, на третьем - второй средней школы. Команды-победительницы и спортсмены, занявшие призовые места, награждены почетными грамотами РОНО.

В целом спартакиада прошла хорошо. Однако следует отметить ряд недостатков. Прежде всего нечеткость составленного положения о спартакиаде. Проведенные соревнования показали низкий уровень развития основных видов спорта в средних школах. Особенно слабо выступали легкоатлеты. Почти никто из них не уложился в нормы единой Всесоюзной классификации. Необходимо отметить заброшенность таких видов спорта, как баскетбол. Лавровская и Изборская средние школы даже не сумели выставить баскетбольные команды. Баскетбол - очень полезная игра, способствующая разностороннему развитию спортсмена. Этот вид спорта должен развиваться в каждой школе.

О. Красноумов
«Печорская правда»
5 июня 1960 г.

Первый поход

- Вы, ребята, учились хорошо. Все переводитесь во второй класс. А завтра пойдем в поход. Захватите с собой обеды, - сказала нам наша учительница Нина Ивановна в последний день учебы.

Вот и день похода. Всем классом мы направились на станцию. Здесь мы увидели паровозы, вагоны. Вагоны бывают товарные и пассажирские. В товарных возят лес, машины, уголь... В пассажирских ездят люди. Об этом нам рассказала Нина Ивановна.

Потом мы ходили в лес и на речку. Там мы загорали и с аппетитом поели. Домой вернулись веселые.

Хорошо было в походе!

Галя Юдина, ученица 2-го класса Печорской средней школы.
«Печорская правда»
10 июня 1960 г.

Счастливого пути

Уже с утра по улицам нашего города спешили необычные прохожие - юные, взволнованные, с букетами цветов. Это выпускники Печорской средней школы № 1 готовились к торжественному акту - выпускному вечеру. И вот уже наступил этот вечер. К школе стали собираться виновники торжества. Девушки в легких нарядных светлых платьях, юноши в хороших костюмах. И у всех цветы: огромные благоухающие букеты. Юноши и девушки выстраиваются парами и под звуки духового оркестра направляются к Дому культуры. А здесь их уже ждут взволнованные родители, гости.

"Выпускники! Вас ждут на работу предприятия, стройки, колхозы, совхозы". Читая эти призывные слова лозунга, юноши и девушки задумываются. Да, беззаботная жизнь миновала. Теперь они получили полное право самостоятельно выбирать дорогу в жизнь.

Звучит музыка. Она наводит на воспоминания. Вот они, маленькие, робкие, впервые переступают порог школы. Первое знакомство с учителем, с распорядком школьной жизни. Но неужели уже пролетело 10 лет с того заветного дня! Как быстро промчались школьные годы, такие содержательные и волнующие годы, с учебой, трудом, радостями и огорчениями. Беги же, беги время быстрее, - думалось тогда. Но вот оно и промчалось. А теперь грустно. Любимые учителя, товарищи, как было с вами хорошо. А теперь каждый пойдет по своей дороге, будет жить в другом коллективе. Гоните грусть, друзья. Оглянитесь вокруг. У вас самые молодые руки, горячие сердца. Вы везде будете нужны, везде вас примут в свою рабочую или студенческую семью. Все будет хорошо. Ведь вы живете в стране Советов, а значит, вас ждет счастье, радость труда.

Раздвигается занавес. В президиуме - любимые учителя, представители райкома партии, райисполкома.

Начинаем торжественное заседание педагогического совета, - объявляет тов. Щегольков. Звучит Гимн Советского Союза. Слово предоставляется директору школы Федору Ивановичу Демидову.

В своей теплой, взволнованной речи Федор Иванович поздравляет своих воспитанников с окончанием школы, желает им счастья, плодотворного труда.

- Вам надо так прожить свою жизнь, - говорит он, - чтобы потом не было горьких сожалений о бесцельно прожитых годах, чтобы каждый день вел вас к намеченной цели. Сегодня мы выпускаем из стен школы 66 юношей и девушек. Это пятнадцатый выпуск. С 1946 года наша школа выпустила 1035 человек, из них больше 30 человек окончили школу с золотыми и серебряными медалями. Сегодня мне хочется назвать их имена. Это - Борис Гусев, Павел Пиллер, Владимир Загорский, Валентина Черныш, брат и сестра Пановы и другие. Из этого выпуска серебряная медаль Ольге Плинер. Все наши выпускники честно трудятся во всех областях народного хозяйства или успешно учатся в специальных средних или высших учебных заведениях.

Хорошо потрудились и вы. Выполняя решения нашей партии, школа подготовила из вашего числа 14 киномехаников, 22 водителя автомашин, некоторые из вас освоили профессию маляров, штукатуров, другие получили специальность на трикотажной фабрике.

Выражаю уверенность, что вы не запятнаете честь своей школы, а будете достойными детьми страны социализма. Вы сейчас задаете себе вопрос: "Что делать, как строить свою жизнь?". Вопрос этот серьезный п решать его нужно по-серьёзному, глубоко продумав. Идите туда, где вы больше всего нужны, где принесете пользу.

Снаряжая вас в путь, даем вам наказ: любите Родину, берегите честь школы, беззаветно служите своему народу, из которого вы вышли сами.

Слово предоставляется секретарю педагогического совета тов. Романову, который зачитывает приказ по школе. Он зачитывает фамилии выпускников. Один за другим они подходят к директору. Он крепко жмет руки юношам и девушкам и вручает аттестаты зрелости. Вот к директору подходят Тамара Александрова, Николай Богданов, Евгений Васильев, Юрий Панов, Ингрид Сельге, Вадим Истомин, Борис Богданов, Лариса Коновалова, Лия Устав...

- За отличную учебу, примерное поведение, активное участие в общественной работе наградить серебряной медалью Ольгу Плинер, - зачитал тов. Романов. Звучит туш, раздаются аплодисменты. К директору подходит хрупкая белокурая девушка. Он сердечно жмёт ей руку и вручает аттестат зрелости.

Одни за другим с приветственным словом выступают: от роно тов. Шепенина, райкома КПСС и райисполкома тов. Афанасьев, райкома ВЛКСМ тов. Иванов.

На трибуне В. Н. Истомин. От имени родителей он благодарит учителей за их благородный труд, за воспитание молодого поколения.

Как искренне и взволнованно прозвучала речь выпускницы Тони Скородумовой. Какой благодарностью Родине, Коммунистической партии, народу были проникнуты ее слова.

После торжественной части выпускники выступили с концертом. А потом начались танцы.

М. Букина
«Печорская правда»
26 июня 1960 г.

Школьный участок

Некогда на этом месте был заброшенный пустырь. Казалось, таким он и останется, если не навсегда, то надолго.

Прошло только десять лет и на месте пустыря сейчас уже шумят плодовые деревья, зазеленели делянки опытного участка средней школы № 1. Школьники приобретают здесь богатейшие навыки по уходу и выращиванию различных сельскохозяйственных культур, под руководством опытных педагогов проводят многочисленные опыты. Словом, учебно-опытный участок стал прочным, связующим звеном между школой и колхозным производством.

О путях, по которым шли к успехам учащиеся и преподаватели школы, нам и хочется рассказать читателям.

"Высокие урожаи возможны везде"

Так говорят в школе, об этом говорит весь опыт работы на участке, его создание. Холмы да лощины - вот его рельеф. В довершение ко всему беднейшая почва - тяжёлый суглинок. Но это не помешало коллективу школы смело взяться за трудовую работу. Сейчас на участке из года в год получают высокие урожаи. И делается это благодаря хорошей обработки почвы, умелому использование разнообразных удобрений, правильному севообороту, который соблюдается здесь неукоснительно. Естественно, наибольшее значение придается работе над теми культурами, которые имеют большое значение в производственной деятельности колхозов района, как лён, кукуруза, картофель, рожь, пшеница и другие.

Во время работы, как правило, выявляются лучшие агротехнические приёмы ухода за отдельными культурами, определяющие получение высоких или более ранних урожаев. Учащиеся осваивают приемы возделывания новых культур, которые никогда не выращивались в районе, выявляют лучшие формы и сорта сельскохозяйственных растений, наиболее полно отвечающие местным условиям.

Мичуринские опыты

Какой сорт пшеницы является самым подходящим в нашем районе, какие помидоры дают наивысший урожай? На эти и многие другие вопросы дает ответ работа мичуринцев средней школы № 1. Уже много лет на участке культивируется посев пшеницы "остистая", дающей урожаи до сорока центнеров с гектара. По сравнению с культивируемой в районе, она дает более высокие урожаи, морозоустойчива.

Но мичуринцы школы не ограничиваются только работой на участке. Семена пшеницы были переданы в свое время в колхозы "Борец" и имени Калинина. К сожалению, руководители этих артелей не довели хорошего дела до конца. Через пару лет семена морозоустойчивой пшеницы смешали вместе с другими.

Юннаты школы засеяли четыре участка льном сорта "Печорский кряж" с интервалом в пять дней. Уже сейчас ясно, что участок раннего сева даст наибольший урожай.

Юннатская работа

Учащиеся школы по-настоящему полюбили работу на своём учебно-опытном участке. И в этом залог их больших успехов. Возглавляемые опытными и знающими своё дело преподавателями Ф.И. Демидовым, Е.И. Демидовой, В.К. Мироновой, юннаты школы несколько лет были участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, неоднократно награждались почётными грамотами и премиями облисполкома, облоно, обкома комсомола.

На овощеводческом участке Фёдор Иванович Демидов показал нам помидоры, выведенные учащимися и названные ими "школьные". Сорт этот отличается скороспелостью, хорошими вкусовыми качествами и высокой урожайностью. С небольшого участка в пересчёте на гектар собрали урожай 422 центнера. Благодаря этим качествам помидоры получили широкое распространение в колхозах, школах и среди населения.

На достигнутом школьный коллектив не останавливается. Школа продолжает настойчиво укреплять связь с сельскохозяйственным производством. На учебно-опытном участке, в колхозах продолжается сортоиспытание перспективных для района зерновых, технических, овощных, плодовых и кормовых культур, подбор и замена в севообороте малоурожайных культур высокоурожайными.

Замечательный пример юннатов средней школы № 1 свидетельствует о неисчерпаемых возможностях развития в школах технического изобретательства и сельскохозяйственного опытничества.

Н. Славин
«Печорская правда»
3 июля 1960 г.

Тимуровцы действуют

Эта девочка мало чем отличается от своих сверстниц. Как и все, она учится в школе. Только, пожалуй, чуткости и заботы у Лили Луйкпере чуть-чуть побольше. Вместе с Любой Колобовой, шестиклассницей средней школы № 1, она часто приходит к супругам Ковровым - Ивану Николаевичу и Прасковье Викторовне, которые тяжело больны.

Юные тимуровцы решили помогать им вести домашнее хозяйство. Девочки заботливо и чутко относятся к инвалидам. Хорошие дела пионерок должны стать примером для многих школьников города.

В. Шварц, методист Дома пионеров
«Печорская правда»
27 июля 1960 г.

Каникулы. Но учащиеся средней школы № 1 не забывают своих питомцев.

Фото Н. Иванова
«Печорская правда»
12 августа 1960 г.

Снова в школу

Вот и прошли каникулы.... Позади остались дни веселого отдыха, походы по родному краю, интересные экскурсии, работы на полях родного колхоза, в саду. Впереди - учеба.

Tот, кто проходил ранним утром первого сентября по улицам нашего города, не мог не заметить веселых стаек ребят. Нарядно одетые, с букетами цветов, они шли в свою школу. А тех, кто впервые в жизни направлялся туда, сопровождали папы и мамы.

8 часов утра. Парадные двери Печорской средней школы № 1 еще заперты. Но вокруг школы полно ребят. Вот они выстраиваются на торжественную линейку, посвященную началу учебного года. В наступившей тишине отчетливо звучит голос директора школы Ф. И. Демидова.

- Поздравляю вас, ребята, и тех, кто сегодня присутствует на нашей линейке, с началом нового учебного года. Для вас, учащихся, пусть он будет годом хороших успехов в учебе и труде. Будьте дисциплинированы, дружны, помогайте вашим младшим товарищам - первоклассникам.

От имени учащихся старших классов малышей поздравила ученица десятого класса Изабелла Дибровенко. Пышные букеты осенних цветов десятиклассники первоклассникам. Звенит первый звонок. Под звуки школьного духового оркестра малышей вводят в школу. На всю жизнь запомниться им этот день. Пройдут года, они станут взрослыми, но воспоминания об этом знаменательном дне никогда не изгладятся.

В. Полянский
«Печорская правда»
2 сентября 1960 г.

Не сидится дома человеку…

Сейчас Мария Павловна Андреева - пенсионерка. Но какой большой и интересный трудовой путь остался у нее позади!

Мария Павловна проработала 35 лет, из них 15 лет - учительницей. И не подсчитать теперь, сколько мальчиков и девочек обучила она грамоте. Многие из них давно уже работают, имеют детей, но Мария Павловна помнит их всех. Да и как не помнить. Ведь каждому из них она отдала так много заботы, любви, труда.

Появилась своя семья: муж, дети. Обстоятельства привели ее на другое, не менее почетное поприще - в библиотеку Гдовского педагогического училища. Затем война, эвакуация в Татарскую АССР, где в течение пяти лет была связана с сельским хозяйством, работая инструктором-пчеловодом.

И вот Печоры. Снова любимое дело в библиотеке педагогического училища.

Больше шестидесяти лет было Марии Павловне, когда наше педучилище было расформировано и она пошла на пенсию. Казалось бы, можно и отдыхать. Семья обеспечена хорошо - государство позаботилось об этом. Вместе с мужем Мария Павловна получает около двух тысяч рублей пенсии. Можно беззаботно и спокойно жить. Но Мария Павловна не такой человек. Она не хочет замыкаться в узеньком семейном мирке. Ведь она еще в силах приносить пользу обществу. И тов. Андреева с радостью взялась за работу в родительском комитете в Печорской средней школе № 1. Это было три года назад. Сначала она была избрана членом комиссии по всеобучу, в прошлом году ее избрали председателем этой комиссии.

Сколько забот взяла на свои плечи эта 66-летняя женщина.

Наша партия и правительство требуют - ни одного ребенка вне школы. А у нас, к сожалению, еще есть такие родители, которые не особенно-то озабочены судьбой своих детей. Плохо учится сын или дочь, не хочет ходить в школу - пусть сидит дома. И приходится общественности урезонивать таких родителей, доискиваться причин, почему некоторые дети не ходят в школу.

Вот, например, в школу перестал ходить Семенов. Сколько раз пришлось сходить к нему на дом, хотя бы только для того, чтобы застать родителей дома. А сколько раз пришлось идти в деревни Рагозине и Загорье, чтобы организовать подвоз ребят в школу. Поступило заявление от Свинтиковой об оказании ее дочери материальной помощи. Но нельзя бросать на ветер государственные деньги, их надо расходовать разумно, поэтому Мария Павловна тщательно проверила, так ли нуждается в помощи эта девочка. Да, что и говорить, всегда найдется работа в школе. Поступило тревожное сообщение, что ученик Кондратов плохо учится и ведёт себя. Оставить так? Нельзя. Во-первых, надо выяснить, в каких условиях живет мальчик, что ему мешает хорошо учиться, во-вторых, надо поговорить с его родителями. И Мария Павловна идет домой к ученику. Не заинтересуешься вовремя судьбой школьника, значит, он потеряет желание учиться, окажется вне школы. А этого никак нельзя допустить, так как все дети нашей страны обязаны учиться.

Благодаря таким людям, как Мария Павловна, школа № 1 добилась хороших результатов в выполнении закона о всеобуче. В прошлом году здесь не было учеников, которые бы не посещали занятий без уважительных причин.

Коллектив школы, родители благодарны пенсионерке Марии Павловне Андреевой за ее благородный и нелегкий труд, за ее заботу о наших детях.

Райком профсоюза работников просвещения по заслугам оценил участие в общественной жизни тов. Андреевой, предоставив ей путевку в дом отдыха на Кировские острова в Ленинград.

Желаем вам хорошо отдохнуть, дорогая Мария Павловна.

М. Букина
«Печорская правда»
25 сентября 1960 г.

Ценная инициатива Печорской средней школы № 1 должна быть поддержана

Печорская средняя школа № 1 одна из первых организовала работу на учебно-опытном участке и в колхозах района.

Опытная работа направлена на изучение растений, условий их жизни. В процессе работы выявляются лучшие агротехнические приемы ухода за отдельными культурами, определяющие получение высоких или более ранних урожаев; осваиваются приемы возделывания новых культур, которые раньше в этой местности не выращивались; выявляются лучшие формы и сорта сельскохозяйственных растений, наиболее полно отвечающие местным условиям.

Юннатами-овощеводами выведен новый сорт помидоров "школьный". Этот сорт отличается скороспелостью (95-105 дней), хорошими вкусовыми качествами и высокой урожайностью (422 центнера с гектара). Юннаты-полеводы вывели новый сорт озимой пшеницы "местная школьная". Этот сорт отличается высокой зимостойкостью и урожайностью (урожай на учебно-опытном участке составил 34-36 центнеров с гектара, а в условиях колхозов - 18-24 центнера).

Кроме того, школа занималась выведением улучшенных сортов озимой ржи "вятка", картофеля, внекорневой подкормкой клевера, а также испытанием плодово-ягодных сортов растений. На протяжении девяти лет на учебно-опытном участке юннатами выращиваются чумиза и просо.

На кролиководческой ферме ведутся работы по улучшению и выведению новых пород кроликов.

Опыт и знания, полученные на пришкольном участке, учащиеся охотно передают труженикам колхозов района.

Опытническая работа школы получила высокую оценку общественности, Юннаты-растениеводы и их руководитель - директор школы тов. Демидов несколько лет (с 1954 по 1958 год) были участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Бюро райкома КПСС одобрило инициативу педагогического коллектива и учащихся школы в организации опытнической работы по выращиванию высоких урожаев, по сортоиспытанию и выведению новых сортов растений для колхозов и совхоза района.

Рекомендуется всем школам района изучить опыт работы Печорской средней школы, организовать у себя такие опыты на учебно-опытных участках и на полях колхозов как важное средство подготовки учащихся к будущей практической деятельности.

Отделу народного образования предложено оказать необходимую помощь школам в организации опытнической работы на пришкольных участках и в колхозах.

Бюро райкома партии обязало секретарей первичных партийных организаций практиковать обсуждение вопросов воспитания учащихся на собраниях коммунистов, профсоюзных, комсомольских, рабочих и колхозных с докладами учителей.

«Печорская правда»
25 сентября 1960 г.

Десятиклассники проходят практику на стройке

Уже второй год проходят производственную практику десятиклассники Печорской средней школы № 1.

Часть учащихся приобретает специальность на трикотажной фабрике, часть - на стройках города.

Обрадовались выпускники, когда узнали, что и нынче они будут работать на стройках. Особенно бурно выражали свою радость юноши.

- Вот поработаем-то! Ну и здорово! - восклицали они.

Но вот и настал этот день.

Девять часов утра. В Дом культуры, где происходит ремонт, вместе с рабочими вошли и десятиклассники: Николай Сопотов, Юрий Антонов, Ирина Крансман, Людмила Горова.

- Ну, ребята, - обратился к юношам бригадир плотников Анатолий Горский, - сегодня будем заниматься подготовительными работами. Забирайтесь на верхотуру, берите скребки, да и начинайте соскребать старую штукатурку с потолка.

Юноши быстро и ловко, словно делали это всегда, забрались по высокой стремянке на леса. Анатолий Горский обстоятельно объяснил им, что и как надо делать, продемонстрировал приемы работы. Юные практиканты с жаром принялись за дело.

Иначе получилось с девушками. Когда им пришлось в одной из комнат красить полы, то есть быть "на земле", все шло хорошо. Но вот эти работы окончены. Девушкам предложили взобраться на леса и подготовить стены для штукатурки - соскрести старую. Они охотно подчинились требованию их бригадира Геннадия Уситвина. Взобрались, невольно по смотрели вниз и... замерли. Прижавшись к стене, они были не силах пошевелиться.

Увидев такое состояние своих подопечных, Геннадий Уситвин посоветовал им:

- Вы не смотрите вниз, забудьте, что на лесах, тогда и голова не будет кружиться.

Хорошо советовать, но каково выполнить этот совет. И все же постепенно осваивались с высотой, стали более уверенно вести себя на лесах.

- Нравится вам такая работа? - спросили мы у практикантов.

А как же, интересно, - в один голос ответили они.

Так десятиклассники приобретают специальность строителя. На практику им отводится два дня в неделю. Благодаря помощи опытных плотников, штукатуров и маляров юноши и девушки познают радость созидательного труда, постигают секреты работы. Правда, сначала робко и неуверенно шло у них дело, но с каждым днём они приобретают все большие навыки, выполняют более сложные работы.

Хорошо. Это вам пригодится в жизни, друзья.

М. Букина
«Печорская правда»
16 октября 1960 г.

Начало положено

Есть такие семьи, в которых отец и мать работают, а дети - школьники младших классов целыми днями находятся без надзора взрослых. Поэтому давно назрела острая необходимость в организации при школах групп продленного дня.

Нынче средняя школа № 1 создала такую группу. Помещение для нее отведено в школе № 2. В эту группу зачислено 24 ученика младших классов, занимающихся во вторую смену. Работает она до начала занятий. Дети здесь получают двухразовое горячее питание: завтрак и обед.

Помещение, где находится эта группа, оборудовано специальной детской мебелью, в нем всегда тепло, чисто, светло.

Под присмотром воспитательницы Елизаветы Федоровны Пивоварец ребята выполняют домашние задания, ходят на прогулки, рисуют, играют в разные игры.

Родители очень довольны, они теперь спокойны за своих детей.

М. Букина
«Печорская правда»
21 октября 1960 г.

Наша двухлетка

День 2-го октября 1960 года надолго останется в памяти каждого пионера и октябренка Печорской средней школы № 1. В этот день наши ребята дали старт пионерской двухлетке. Трудовые дела юных ленинцев начались сразу после торжественной линейки. Только за один день, 2 сентября, они собрали 1670 килограммов металлолома, посадили 27 деревьев, распространили более чем на 300 рублей книг, сделали много других хороших и полезных дел.

За двухлетку ребята решили вырастить и сдать государству 2 тысячи кроликов, собрать 12 тонн металлолома, распространить книг на 20 тысяч рублей, заложить при школе питомник, собрать 14 тонн золы и 12 тонн птичьего помета.

Ко дню празднования Великого Октября пионеры рапортовали о своих первых успехах. Уже сдано 5 тонн металлолома, собрано более 100 килограммов золы, распространено книг на сумму 624 рубля. В школе организован пионерский патруль, налажен выпуск стенгазеты "Пионеры - Родине", в которой регулярно рассказывается о ходе выполнения юными ленинцами своей двухлетки. Тимуровцы дружины взяли шефство над престарелыми пенсионерами.

Печорские пионеры полны решимости выполнить свою двухлетку досрочно.

Н. Афанасьева, старшая пионервожатая
«Печорская правда»
13 ноября 1960 г.

Волнующая встреча

В Дом пионеров на встречу с участниками гражданской войны Р.А. Подобой и Я.С. Смотриным собрались учащиеся школ города.

Р.А. Подоба рассказал о Первой Конной армии, в рядах которой он сражался за молодую Советскую республику.

С большим вниманием слушали ребята рассказ тов. Смотрина, участника боёв с интервентами на Дальнем Востоке и врангелевцами на юге.

Эта волнующая встреча надолго останется в памяти школьников.

«Печорская правда»
18 ноября 1960 г.

В споре рождается истина

На днях комсомольская организация Печорской средней школы № 1 организовала диспут на тему о красоте человека.

Молодежь правильно, широко поставила вопрос. Она хочет видеть красоту во всем: во внешнем образе человека, в его мечтах и делах, в отношениях к товарищам.

- Главное, что украшает человека и привлекает к нему людей, - это его дела, уменье работать, приносить пользу людям, - говорил секретарь комсомольской организации Всеволод Скворцов. Ту же мысль развивала в своем выступлении Валентина Иванова и многие другие учащиеся.

Поэтому общему осуждению подверглись тунеядцы и бездельники, которые, к сожалению, еще встречаются в нашем обществе.

Но труд будет успешным и радостным только тогда, когда хорошо овладеешь специальностью. В связи с этим многие говорили о необходимости упорно учиться. Знание облегчает труд, делает его творческим, радостным, расширяет круг интересов. Если человек замыкается в кругу своей специальности, его жизнь нельзя назвать красивой, нужно жить широкой общественной жизнью, следить за достижениями науки, искусства. Такие мысли выражали многие выступавшие, и интересно было следить, как мысль одного опровергалась или подхватывалась другими, обрастала фактами из жизни и литературы.

- Красивым и привлекательным можно назвать только того человека, который является хорошим товарищем и другом. Без товарищества и дружбы жизнь не может быть интересной и красивой, - говорит Бэлла Дибровенко.

- И еще: у нас часто забывают о скромности, - добавляет Киселева. - Скромность и простота - прекрасные качества. А вот у тех, кого называют стилягами, нет скромности.

- Нужно уметь хорошо, красиво одеться и следить за своей одеждой, - дополнили другие. И нужно культурно вести себя в обществе.

В горячих спорах по волнующим вопросам молодежь лучше узнаёт друг друга, теснее сплачивается, становится дружнее.

В. Весский
«Печорская правда»
27 ноября 1960 г.

Почётная задача учителя

Наше родное государство предоставило широкие права на образование. Дети рабочих, колхозников, всех тружеников имеют возможность стать учеными, писателями, артистами. Большая честь выпала нам, советским педагогам, учить в воспитывать молодое поколение.

На поприще народного образования я уже работаю больше половины жизни. Преподаю литературу и русский язык. Много юношей и девушек учились у меня, теперь и не пересчитаешь. Многие из них уже работают врачами, учителями, инженерами, а кто пошел на великие стройки коммунизма, в сельское хозяйство.

Приятно сознавать, что те люди, которым отданы целые годы труда, стали полноценными гражданами нашей великой Отчизны, активными строителями советского общества.

Вот взять хотя бы прошлый выпуск. Многие юноши и девушки избрали себе правильную дорогу. Ира Гудимова, например, работает старшей пионервожатой в школе № 3, Рая Ортикова - в аптеке, Тамара Алсксандрова - на трикотажной фабрике. Некоторые поступили учиться. Оля Плинер, обладательница серебряной медали, учится на физико-математическом факультете Псковского педагогического института.

Очень многие выпускники нашей школы с благодарностью вспоминают школьные годы. Я получаю десятки писем от них.

Трудная работа у учителя. Ведь каждый ученик - это особый характер, особый сложный мир. Вот нам и надо находить к нему путь, завоевать его доверие, внушить любовь к труду, школе, коллективу. А самое главное - ученик должен выйти из стен школы честным, принципиальным, трудолюбивым человеком, человеком, достойным нашей великой эпохи.

М. Яснова, преподаватель средней школы № 1
«Печорская правда»
4 декабря 1960 г.

Для нашей детворы

Немногим более месяца назад на Вокзальную улицу, где находится здание школы № 3, пришли строители. Они размечали площадку, вбивали колышки. Мальчишки издали смотрели за их работой, потом подошли поближе.

- Дядь, а что здесь будет? - спросил самый смелый.

- А тебе сейчас сколько лет? - вопросом на вопрос ответил рабочий.

- Скоро шесть.

Так вот, когда тебе исполнится семь лет, тогда пойдешь сюда учиться. Большая школа здесь будет.

Вскоре прибыл экскаватор и начал рыть котлован. Машины одна за другой подвозили кирпич, бутовую плиту. Особенно оживленно стало на строительной площадке, когда пришли рабочие. Они начали закладывать фундамент. Сейчас бригада каменщиков, которой руководит В. Захаров, уже закончила эту работу и приступила к кладке первого этажа.

Рабочие стараются строить как можно быстрее. Большинство из них значительно перевыполняет нормы выработки.

- И у нас дети есть, - говорят они.

Что будет представлять собой эта школа? - с таким вопросом обратились мы к заведующему РОИО тов. Боброву.

Это будет большое четырехэтажное здание, - ответил он. Школа строится по типовому проекту и рассчитана на 920 мест. Здесь будут просторные, светлые классы, кабинеты, мастерские, спортивный зал. Она вступит в строй в 1962 году. Школьники получат хороший подарок.

«Печорская правда»
4 декабря 1960 г.

Молодцы, ребята!

Уже несколько лет ученики Печорской средней школы № 1 распространяют среди населения города новинки литературы по различным отраслям знаний. Переносные книжные ларьки, за прилавками которых торгуют наши ребята, можно увидеть в ярмарочные дни на рыночной площади, на оживленных перекрестках улиц города. Один из таких ларьков постоянно работает в помещении школы.

Хорошо идёт дело у пионеров 7 "а" класса. Только за одно воскресенье ребятами было распространено литературы на сумму 414 рублей. Всего пионеры нашей школы уже продали книг на 1004 рубля.

Н. Афанасьева
«Печорская правда»
4 декабря 1960 г.

Вечер, посвящённый А.П. Чехову

100-летие со дня рождения любимого писателя, отмечавшееся во всем мире в этом году, было праздничным, торжественным событием и для учащихся старших классов Печорской средней школы № 1. Тогда же каждый из учащихся выучил наизусть один из рассказов Чехова и прочитал его или в школе, или на вечере Дома пионеров, но не была подготовлена ни одна пьеса. Начался учебный год. В. Ф. Шварц дала согласие подготовить 2-е действие "Вишневого сада" и "Канитель" для завершения изучения творчества Чехова. В субботу, 10 декабря, в Доме пионеров собрались старшие классы средней школы, много было приглашенных гостей.

Интересный, содержательный доклад о творческом пути А.П. Чехова, сделанный Галей Герасимовой, был выслушан с большим вниманием. Тепло, радостным оживлением встретил зал инсценировку рассказа Чехова "Канитель" в исполнении Терешихина и Бельской. А еще больший интерес вызвала трудная для исполнения пьеса "Вишневый сад" (2-е действие), поставленная учащимися с любовью и большим старанием раскрыть сложный и противоречивый внутренний мир представителей ушедшего в прошлое "дворянского гнезда". Легко, свободно держатся на сцене Галя Герасимова в роли Любови Андреевны, Прокофьев в роли Гаева, проевшего свое состояние на леденцах. Успешно выступили также ученики 9 классов Укатов в роли Трофимова, Тумановский (Яша), Речной (Фирс), Ракитина (Дуняша) и другие. Участники этого вечера готовятся выступить на ближайшем занятии университета культуры, посвященному драматургии.

Л. Берников, учитель Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
18 декабря 1960 г.

Читательская конференция юных

Гайдар! Кто из ребят не читал его произведений, кто из них не переносился в мир увлекательных приключений своих сверстников. Как близок и дорог писатель нашей детворе. Едва научившись читать, мальчик или девочка уже просит в библиотеке: "Дайте мне, пожалуйста, "Чук и Гек", или: "А мне бы почитать "Тимур и его команда".

Валентина Дмитриевна Телицына - работник библиотеки средней школы № 1 хорошо знает тягу ребят к произведениям Гайдара. Знает об этом и учительница четвертого класса Вера Васильевна Ларионова. Вот поэтому-то они и решили организовать читательскую конференцию учащихся четвертого класса, которых учит Вера Васильевна, по книге Гайдара "Тимур и его команда". Недостатка в желающих выступить на конференции не было. Учительница и библиотекарь разработали план конференции, поговорили с читателями, наметили выступающих, договорились с завучем Дома пионеров В, Ф. Шварц о постановке спектакля по этой книге.

И вот недавно в Доме пионеров эта конференция состоялась. На нее были приглашены учащиеся четвертых классов всех школ города.

Вера Васильевна Ларионова, открывая конференцию, рассказала о ее программе, участниках.

На сцену вышла Света Гаврилова. Она прочитала стихотворение Михалкова "Аркадий Гайдар". Затем слово было предоставлено Лене Денисовой. Она рассказала о жизни писателя. Её сменил Витя Самодуров, прочитавший стихотворение Кожевникова "Таким он шел в последний бой". Краткое содержание повести изложила Люда Черкасова. Образы героев повести: Тимура, Жени, Квакина и Фигуры раскрыли Саша Бардин и Алла Дмитриева.

Раздвинулся занавес. И на сцене ожили герои, о которых только что рассказали участники конференции. "Артисты" Юра Удалов, Люда Смелова, Галя Лебедева, Олег Пономарев, Геня Иванов, Сережа Чернышев, Света Федорова, Боря Губанов, Валерик Герасев, Юра Авилов, Саша Серебряков играют впервые. Но они свободно держат себя на сцене, хорошо знают свои роли.

Отзвучали аплодисменты, которыми были награждены юные "артисты". Постановка окончена. Но ребята не расходятся. Их ждет интересное развлечение - литературная викторина по произведениям Гайдара, игры, танцы.

Эта читательская конференция принесла много пользы ребятам, доставила большое удовольствие.

М. Александрова
«Печорская правда»
21 декабря 1960 г.

Ученье и труд в ногу идут

На этой странице рассказывается о трудовой жизни учащихся Печорской средней школы № 1.

Труд - основа воспитания школьников

Важнейшую задачу по трудовому воспитанию подрастающего поколения выполняет советская школа. Настойчиво работает в этом направлении и коллектив нашей школы. Разнообразны пути и методы этой работы: уже не первый год, как учащиеся 5-10 классов перешли на самообслуживание. Они старательно поддерживают чистоту и порядок в школьном здании, на дворе и в учебных мастерских. Самообслуживание в школе приобрело закономерность.

Разнообразен работа учащихся 5-6 классов на уроках домоводства. На них дети узнают, как нужно содержать в чистоте и порядке жилую комнату, свое классное помещение, как сервировать стол к обеду или завтраку, выполнить простейшие швейные работы.

В школьной учебной мастерской учащиеся усваивают способы обработки древесины, учатся приемам обработки металла. Еще большее участие в трудовой деятельности принимают учащиеся 9-10 классов. Их задача, наряду с изучением общеобразовательных предметов, изучить одну из специальностей на производстве. 114 наших школьников осваивают строительное и трикотажное дело на трикотажной фабрике или строительном участке. У 44 учеников 10-х классов период обучения закончился квалификационными испытаниями. Уверенно чувствуют себя у швейных и вязальных машин ученицы Галя Герасимова, Валя Ракитина, Зоя Герасимова и другие. Быстро и аккуратно делают свои пробные квалификационные работы - оконные рамы - Анатолий Тумановский, Всеволод Скворцов, Игорь Третьяков. Большинство учащихся получило 1 и 2 разряды.

Многое пришлось сделать, чтобы добиться этих успехов руководству предприятий, преподавателям, рабочим-инструкторам. Нужно было составить программы, собрать учебный материал, изыскать рабочие места для учащихся, обеспечить их спецодеждой, инструментами для работы.

Умело и доступно объясняла устройство и принципы работы машин в швейном и вязальном цехах Зоя Ефимовна Смелова. Всегда приветливо встречали своих учеников на строительном участке рабочие-инструкторы тт. Пладо, Ортиков и другие.

К сожалению, еще не все сделано на строительном участке и трикотажной фабрике для успешного обучения и самостоятельной работы учащихся на производстве. Руководители стройучастка и фабрики должны понять, что завтрашний успех производства в значительной мере зависит от того, сколь умеющим, знающим и трудолюбивым будет подготовлено новое поколение сегодня. Однако, до сегодняшнего дня на строительном участке недостает 6 рабочих мест для учеников столярного дела. Одна группа каменщиков не обеспечена обувью, не достаёт ещё некоторого инструмента. На трикотажной фабрике для учащиеся требуется дополнительно оборудовать 20 рабочих мест в швейном и вязальном цехах, предоставить учебную комнату для теоретических занятий. Здесь, очевидно, ещё не совсем правильно понимают важность производственной практики, а поэтому не торопятся устранить недостатки, которые мешают нормальной работе школьников.

Г. Щегольков, завуч по производственному обучению

Наш пришкольный участок

Урожайным был нынешний год на пришкольном участке. Ребята из пятого и шестого классов занимались опытнической работой: выращивали сортовой овес "победа", "советский". Семена его мы собираем для колхоза имени Суворова. Интересными были опыты по выявлению лучших сроков посева льна. Ребята на опыте убедились, какие сроки сева соответствуют лучшему вызреванию "северного шелка".

Уже много лет на пришкольном участке выращивается кукуруза. В этом году звено № 5 получило по 930 центнеров зеленой массы и початков с гектара. Почти все початки успели вызреть. "Королева полей" щедро вознаградила старательный труд наших юннатов!

Много пришлось приложить усилий Свете Козловой, Тане Улле, Свете Александровой, Тане Петровой и многим другим шестиклассницам, которые выращивали пятнадцать сортов томатов. Лучшим из них оказался наш, как мы его назвали, "школьный" сорт томатов, который уже в течение нескольких лет выводят юннаты школы. Урожай его нынче достиг 410 центнеров с гектара. Все томаты успели хорошо созреть.

А картофель? Ведь урожайность его составила в этом году 500 центнеров с гектара. Примерно столько же мы получили, в переводе на гектар, моркови. На славу потрудились юннаты Лариса Никонова, Нина Сорокина, Таня Плахотина, Люся Павлова и другие ученицы, которые все лето ухаживали за рассадой капусты. В октябре они сняли богатый урожай.

Осенью на пришкольном участке были внесены удобрения, произведена вспашка. В будущем году мы продолжим начатую опытническую работу. Для нужд животноводства колхоза имени Суворова с весны начнем размножать семена кормового донника.

Нам, педагогам, приятно сознавать, что труд ребят на участке стал настоящей школой сельскохозяйственного мастерства.

В. Миронова, преподаватель биологии средней школы № 1

Дела пионерские

Со всех уголков нашей необъятной Родины до нас доходят радостные вести о пионерских делах. Юные, пылкие, изобретательные пионеры горячо откликнулись на призыв включиться в пионерскую двухлетку.

В средней школе № 1 более 360 пионеров. Уже много полезных и интересных дел на их счету. С начала учебного года не прошло еще и четырех месяцев, а ребята внесли уже большой вклад в свою двухлетку. 6 тонн металлолома, более тонны золы и птичьего помёта, 150 килограммов желудей и каштанов, десятки килограммов макулатуры, 3000 веников для веточного корма, сотни проданных книг - таков итог их работы за три с половиной месяца.

Но это ещё не все. В школе организован пионерский патруль для дежурства в кинотеатре перед детскими сеансами, для наблюдения за поведением школьников на улицах и в общественных местах. Не каждому хочется попасть в стенгазету "Молния". Ох, и умеет она высмеять тех, кто плохо учится, ведет себя. Алексей Сергеев и Александр Костиков начали курить, Орликов и Лопатин бродили по улицам в ночное время, Булкин науськивал собаку на прохожих - газета не прошла мимо этих поступков, а хлестко, так, что надолго запомнили, высмеяла ребят.

42 пионера входят в "зелёный патруль". Все они сейчас заняты изготовлением кормушек для подкормки наших пернатых друзей и уже готовятся к весенней посадке деревьев.

Создана в школе и тимуровская команда. Она шефствует над обществом слепых и пятью инвалидами.

Пионеры организовали группы октябрят, изготовили для них звездочки, проводят с малышами игры, подготовили им утренник.

"Клуб интересных бесед". Да, есть здесь и такой клуб. Он уже организовал встречу с ветераном гражданской и Великой Отечественной войн Р. А. Подобой.

А какой интересный сбор прошел в шестом отряде! Лекция-концерт о творчестве П. И. Чайковского - так назывался этот сбор. Он очень понравился ребятам. Хорошо прошел сбор в пятом отряде на тему "Кто быстрее решит задачу".

Как видно из этого, пионерская организация проявляет заботу об эстетическом воспитании ребят, повышении их успеваемости. А что это так, видно из того, что Леша Сергеев и другие ребята стали лучше себя вести, повысили успеваемость.

Недавно состоялось заседание совета юных. Директор школы Ф. И. Демидов изложил целую и конкретную программу интересных пионерских дел, связанных с производством.

Печорская средняя школа нашла удачные формы связи учебной работы с сельскохозяйственным производством и общественно полезным трудом. Школам нашего района, пионерским организациям следует изучить и использовать этот опыт с тем, чтобы каждая "ступень" юного ленинца обогащалась конкретными и интересными делами, имеющими бесспорную ценность в воспитании будущих строителей коммунистического общества.

Здесь их руки становятся умелыми

Во время перерыва к преподавателю Николаю Ефимовичу Кружкову подошли Лена Кудрявцева и Люся Гудимова.

- Объясните, пожалуйста, как сделать гирлянду лампочек на новогоднюю ёлку.

Преподаватель показывает на доске схему, рассказывает, как надо рассчитать ее на напряжение сети.

- Сегодня мы изучаем тему: "Последовательное и параллельное соединения",- поясняет Николай Ефимович, - Эта тема вызвала у ребят живой интерес. Каждому хочется узнать, как устроены электрические приборы, что можно сделать самому. По опыту своей работы знаю: раз много вопросов - значит урок заинтересовал. А это - главное.

И вот снова звонок. Урок начался. Семиклассники внимательно слушают объяснения учителя.

А в соседнем помещении школьной мастерской - шумно. Здесь работают станки. Вторая группа семиклассников занимается столярным делом. Под руководством учителя Г. П. Смертина юные умельцы делают черенки для лопат и другой хозяйственный инвентарь. Внимание привлекают две девочки и мальчик, склонившиеся над токарным станком. Это Валерий Никонов, Рая Семенова и Люда Соколова.

- Валерий раньше всех освоил работу на станке,- говорит преподаватель. - Теперь он помогает другим.

Действительно, четырнадцатилетний Валерий как настоящий инструктор, умело помогает своим сверстницам. Прошло несколько минут, и на станке они выточили ручку напильника.

Целый день кипит работа в цехах мастерской средней школы № 1. Днем здесь занимаются учащиеся 5-7 классов. Вечером сюда приходят работать восьмиклассники. В мастерской имеются необходимые станки и инструменты. Часть инструмента изготовлена самими ребятами. Восьмиклассники на занятиях по машиноведению сделали 30 кернеров, 6 приспособлений для нарезки резьбы. Они же выполнили и заказ школы на изготовление 240 шпилек для дверных ручек и 480 гаек к ним.

- А это тоже работа наших столяров,- говорит Георгий Платонович Смертин, показывая на свежевыкрашенные пюпитры. Их мы сделали для участников школьного оркестра.

Но вернемся к восьмиклассникам. Василий Алексеевич Гаврилов, преподаватель машиноведения, с увлечением рассказывает об успехах своих воспитанников. О том, как сноровисто и быстро выполняет работу по металлу Инга Гусева, как старательно осваивают азы машиноведения Игорь Дряхлов и Лена Лебединская. По рассказу преподавателя чувствуется, что все ребята с увлечением работают в мастерской. А это значит; что учитель сумел их зажечь, заинтересовать делом.

Теоретические занятия в классах школы и труд в мастерской постоянно дополняют друг друга. На уроках черчения учащиеся делают чертежи тех деталей, которые затем изготавливают в цехе. Это способствует развитию у восьмиклассников пространственного воображения, повышает их интерес к черчению.

Сейчас у юных умельцев школы наступила горячая пора. Они готовят экспонаты для выставки "Техническое и художественное творчество", которая будет устроена в марте будущего года. Посетители ее увидят немало интересных экспонатов, сделанных руками печорских школьников.

В. Полянский
«Печорская правда»
25 декабря 1960 г.