В созвездии пятнадцати

Наша Родина - многонациональное государство, которое объединяет 15 союзных и 20 автономных республик. В дружной семье живут около ста тридцати народов и народностей. Ежегодно 30 декабря наша Родина отмечает свой юбилей. Накануне этой даты пионеры нашей дружины вели большой разговор о Родине. Отряды рассказали о достижениях союзных республик в области промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры. Песни и танцы сменяли стихотворения. Ребята дружно аплодировали Валерию Известкову, исполнившему казахскую песню, ансамблю 6-а за танец "Дружба народов".

На сборе подвели итоги конкурса на лучший рисунок "Я вижу мир", объявленного в дружине.

Лучшими были признаны работы Светы Щербаковой из 4-а, Саши Шпилина, Славы Умрихина, Сергея Понасенкова из 6-а, Валерия Сопотова из 7-6 и Валерия Известкова из 7-в.

Г. Чернова, ст. пионервожатая школы № 1.
«Печорская правда»
21 января 1975 г.

Миллион - Родине

Под таким девизом по всей стране проходит операция по сбору макулатуры.

Если переработать четыре кубометра древесины, получится только одна тонна бумаги. А сорок тонн макулатуры, которые помогают сберечь целый гектар леса, дадут тридцать тонн бумаги.

Совет нашей дружины решил: собрать каждому пионеру по 5 килограммов макулатуры. С 12 по 21 ноября проходил трудовой декадник. Победителем оказался отряд имени Нади Курченко. Уже сейчас в отряде на каждого пионера приходится по 5 килограммов макулатуры. Выполнили план и отряды имени Юрия Гагарина, имени А. Матросова, им. П. Морозова, им. Л. Голикова, им. О. Томчака, отряд, борющийся за право носить имя О. Кошевого.

В общей сложности в дружине уже собрано макулатуры больше четырёх тонн. Операция будет продолжена.

Ира Тимофеева, председатель совета дружины им. К. Назаровой, школа № 1.
«Печорская правда»
21 января 1975 г.

Проходят интересно и весело

У нас, у пионеров 6-а класса, сборы проходят интересно, потому что мы сами их готовим, и принимают в них активное участие все ребята.

Как-то на одном классном собрании мы говорили о том, какой сбор будем проводить. Посыпалось много предложений. Больше всех понравилась тема: "В труде зарождается счастье".

Началась подготовка. На совете отряда была разработана программа сбора и даны задания. На сбор мы решили пригласить наших подшефных и учеников из 6-б класса.

После торжественной линейки ребята рассказывали о занятиях в кружках и секциях. Затем пели песни, читали книги, играли на музыкальных инструментах. После сбора настроение у всех было отличное.

У нас в отряде идет соревнование между звеньями по сбору макулатуры и металлолома. Звенья стараются обогнать друг друга.

Часто классные вопросы мы решаем сами. Проводим заседания совета отряда, где обсуждаем разные вопросы.

Пионерскую работу можно сделать интересной, для этого все надо делать самим.

6-а класс, школа № 1.
«Печорская правда»
21 января 1975 г.

Награды - шефам

Рассмотрев материалы по оказанию шефской помощи предприятиями, организациями и учреждениями района колхозам и совхозам, бюро райкома КПСС и исполком районного Совета депутатов трудящихся постановили:
Наградить Почетными грамотами за активное участие в шефской помощи колхозам и совхозам района в 1974 году коллективы:
...
Печорской средней школы № 1;...

«Печорская правда»
28 января 1975 г.

Отчитывается сектор

На заседании комитета комсомола нашей школы заслушан отчет о работе идейно-политического сектора. Выступление ответственного за сектор десятиклассника С. Пименова слушали со вниманием.

Что сделано сектором в течение года?

Во-первых, налажены регулярные политические информации, которые комсомольцы проводят не только в старших, но и в пионерских классах. День политинформации - четверг, а накануне, проходят семинары с политинформаторами. На них десятиклассники С. Пименов, В. Суворов дают основные установки для будущих сообщений о текущих событиях, выделяют главное, на что должны обратить внимание политинформаторы.

Во-вторых, идейно-политический сектор руководит кружком "Наш Ленинский комсомол", в котором занимаются те, кто готовится стать членом ВЛКСМ. Кружок работает постоянно, качество знаний, получаемых его слушателями, - хорошее.

Однако, как отметил комитет комсомола, сектор проявляет мало инициативы и самостоятельности. Хотелось бы, чтобы члены сектора сами действовали с выдумкой, искали новые формы работы.

И. Исакова, секретарь комсомольской организации школы № 1.
«Печорская правда»
15 февраля 1975 г.

Воспитывают интернационалистами

Бюро райкома ВЛКСМ рассмотрело на своем заседании вопрос о работе комнаты и клуба интернациональной дружбы Печорской средней школы № 1. Сейчас, когда расширяются и крепнут международные связи нашего государства, воспитание чувства дружбы и солидарности с прогрессивными слоями населения других стран, с их революционным и освободительным движением становится насущной необходимостью. Немалая работа в этом направлении проделана в средней школе № 1 при активном участии комитета комсомола.

В клубе интернациональной дружбы каждый класс, начиная с четвертого, представлен двумя активистами. Среди них - 22 члена ВЛКСМ. Сам президент клуба - десятиклассница Галина Боровьева и ее заместитель - ученица восьмого класса Рута Пельс - комсомольцы, поэтому комитет может контролировать работу КИДа, использовать его в выполнении своих планов.

Член комитета Галина Боровьева в конце минувшего года держала ответ перед своими товарищами о проделанной работе. Комсомольцы отметили достижения в работе клуба и указали на некоторые недостатки. Их устранение дало бы возможность сделать его работу более результативной. В частности, отмечалась недостаточная гласность работы кидовцев.

Да, в клубе есть стенды, на которых выставлены сувениры, открытки, письма, которыми с печорскими школьниками обмениваются ребята многих стран. Выпускаются тематические и приуроченные к праздникам газеты на немецком и английском языках. Но до внимания всех, особенно младших учеников, это не доходило. Поэтому из числа комсомольцев были подготовлены экскурсоводы, которые рассказывают об истории клуба, показывают стенды, альбомы, сувениры, рассказывают о фестивалях дружбы школьников четырех республик.

История этих фестивалей, в которых участвуют и ребята первой школы, насчитывает много лет. Каждый из них - событие, к которому долго и тщательно готовятся. Руководит этим комсомольская организация.

Она для интернационального воспитания использует также мероприятия, прямо не связанные с работой клуба.

Так, в плане подготовки к 30-летию Великой Победы есть пункт о подготовке классами альбомов, посвященных союзным республикам. Такие альбомы уже оформлены. Собирая материал для них, ребята знакомились с жизнью и бытом братских народов, узнавали об их успехах в строительстве коммунизма. Сейчас готовятся альбомы, повествующие о зарубежных странах.

Можно было рассказать и о других разнообразных формах интернационального воспитания, которые проводят в жизнь комсомольцы школы. Это - и недели иностранных языков, и совместные вечера с учащимися эстонских школ. Проводилась большая работа по пропаганде дружбы с ГДР накануне 25-летия этой республики. Школьники организовывают передачи по своей радиосети, оформляют стенды.

Бюро райкома ВЛКСМ одобрило работу комсомольцев школы по интернациональному воспитанию. Была отмечена целесообразность более широкого использования материалов, накопленных КИДом, для подготовки дня юного антифашиста и празднования 30-летия Великой Победы.

Всем комитетам школ района следует ознакомиться с основными формами и методами работы клуба интернациональной дружбы школы № 1, чтобы перенять их и применить в своей практике.

И. Мадияров, секретарь райкома ВЛКСМ
«Печорская правда»
18 февраля 1975 г.

Смотр юных талантов

В середине марта в Печорском Доме пионеров проходил районный смотр художественной самодеятельности, в котором приняли участие 12 школ. Зрители увидели много интересных и содержательных номеров.

Особенно понравились выступления Печорских школ № 1 и № 2, Киршинской средней, Шумилкинской и Митковицкой восьмилетних. Очень слаженно и красиво звучал хор школы № 1, состоящий из 200 участников, долго аплодировали зрители солисту Юрию Пухову, ученику 7 класса. ...

Жюри подвело итоги и распределило места следующим образом: среди средних школ первое место присуждено Печорской № 1, второе - Печорской № 2, третье - Киршинской. Среди восьмилетних второе место поделили Митковицкая и Шумилкинская школы. Первое и третье места никому не присуждены.

А. Богданова, методист Дома пионеров.
«Печорская правда»
1 апреля 1975 г.

Смотр юных талантов

Каждый год на весенних каникулах в Доме пионеров проходит районная выставка прикладного и изобразительного искусства школьников. В этом году она была посвящена 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В выставке приняло участие 17 школ. Каждая представила интересные своеобразные экспонаты.

Внимание посетителей привлекло творчество ребят Печорской средней школы № 1, которые представили много тематических поделок из природного материала. ...

Много выдумки и старания проявили учащиеся и учителя при подготовке к выставке. Каждый год появляются новые, интересные находки, совершенствуются мастерство и культура изготовления.

Теплые слова благодарности оставили посетители в книге отзывов за то удовольствие, которое они получили от посещения выставки.

Жюри подвело итоги и распределило места следующим образом: по изобразительному искусству среди средних школ первое место присуждено Изборской, второе - Печорской № 1, третье - школе-интернату. Среди восьмилетних первое место - Печковской. Второе и третье места решено не присуждать.

По прикладному искусству среди средних первое место заняла Печорская № 1, второе - не присуждено никому, третье место - Печорская школа-интернат. Среди восьмилетних: первое место - Зимне-Борковская, второе - Паниковская, третье - Печковская.

Жюри смотра благодарит всех участников и желает дальнейших творческих успехов.

А. Богданова, методист Дома пионеров.
«Печорская правда»
8 апреля 1975 г.

На улице Ленина, 7

Мальчики и девочки 4 "б" готовиться к этому сбору приступили заблаговременно. Название сбора "С именем Ленина в сердце" ко многому обязывало, и посвящался он 105-й годовщине со дня рождения вождя.

Вместе с классным руководителем Ольгой Михайловной Тумановской ребята распределили обязанности. Пионеры первого зоена разучивали песни об Ильиче, а второго - стихи о нем. Третье звено подготовило несколько рассказов, а четвертое - выпустило стенгазету.

Накануне юбилейной даты в ленинском зале школы состоялся этот сбор. Прошел он интересно и надолго останется в памяти ребят.

- Ленинский зал, - рассказывает Ольга Михайловна, - является хорошим помощником учителей о более подробном изучении ребятами великого жизненного пути Владимира Ильича Ленина. Совсем недавно сюда провели экскурсии ученики 4 "а" и "б" классов. После посещения зала они писали сочинение на тему "Что я нового узнал о Ленине".

И это не единственный пример. Ежедневно сюда приходят ученики и других классов. При ленинском зале из ребят старших классов создана лекционная группа, которой руководит учитель Николай Ефимович Кружков. У каждого из членов группы разработана одна из тем, рассказывающая об определенном периоде жизни и деятельности Владимира Ильича. В этом учебном году ребята уже провели более 30 бесед.

Каждой весной в школе № 1 проводится лениниана. В эти дни в классах проходят пионерские сборы, беседы, читаются лекции и доклады, демонстрируются кинофильмы. Совместно с работниками библиотеки проводятся читки книг. Работа ленинского зала школы № 1 признана лучшей в районе, ей вручена грамота райкома ВЛКСМ. А за активную пропаганду жизни и деятельности В. И. Ленина ленинская комната награждена грамотой областной экскурсионно-туристической станции.

На улице Ленина, 7 в нашем городе возвышается четырехэтажное здание средней школы № 1. Каждое утро стекаются сюда, как ручейки, мальчишки и девчонки с алыми галстуками и комсомольскими значками на груди. Это наша смена, наше будущее. И приятно сознавать, что они изучают жизненный путь Владимира Ильича Ленина, великого человека, который так любил детей и отдавал все свои силы и знания во имя их светлого будущего.

А. Васильев
«Печорская правда»
22 апреля 1975 г.

На сцене - учителя

Закончился смотр художественной самодеятельности педагогических коллективов школ и детских садов района, посвященный 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Все номера были тематически выдержаны, увязаны между собой, хорошо продуманы, исполнялись с большим подъемом и желанием выразить свои чувства, свою гордость за наш народ, сумевший победить в суровой войне.

С большой программой выступили учителя средней школы № 1 (музыкальный руководитель Б. Королев, аккомпаниатор О. Тумановская). Жюри присудило этому коллективу первое место среди средних школ. ...

Во всех коллективах по сравнению с выступлениями прошлых лет отмечается более высокая певческая и художественная культура, что дает право на выступление перед более широкой аудиторией.

Все вместе взятое наталкивает на мысль о возможности создания в Печорах большого академического хора учителей. Для осуществления этого весьма нужного дела есть все условия.

В. Андреев
«Печорская правда»
26 апреля 1975 г.

На приз "Печорской правды"

150 спортсменов вышли на старт уже ставшего традиционным легкоатлетического кросса на приз газеты "Печорская правда", который проводится ежегодно в День печати. Трасса была проложена в городском парке, что позволило многим любителям спорта наблюдать за ходом состязаний.

С вступительным словом к спортсменам обратился редактор газеты Б. М. Костомаров.

Право поднять флаг соревнований предоставляется победительнице прошлогоднего кросса - команде средней школы № 1.

И вот на старт первого забега вызываются девочки восьмилетних школ. Им предстоит пробежать 500 метров. Раздается выстрел стартового пистолета, и на дистанцию уходит первая шестерка. Лучшее время здесь показала учащаяся Бельской восьмилетней школы Лена Царева. Результат победительницы - 1 мин. 32,5 сек. Второе место завоевала ученица Матсуринской школы Рита Коюс. Тройку призеров замкнула Галя Дробченко, которая защищала спортивную честь средней школы № 1.

Сразу же после девочек на старт выходят девушки старшей возрастной группы. Как и следовало ожидать, основная борьба за призовые места развернулась между спортсменками первого забега. С первых метров дистанции бег возглавила учащаяся средней школы № 1 Татьяна Екимова. Таня тактически правильно построила бег, что позволило ей первой пересечь финишную черту. Лишь одну десятую уступила сопернице Татьяна Степанова из школы-интерната. Ее результат - 1 мин. 29,1 сек. Третий результат у Надежды Копаницкой нз Новоизборской средней школы.

С отличным временем победил на дистанции 1000 метров Юрий Голубев (школа № 1). Его результат - 2 мин. 45 сек. Этот спортсмен установил новый рекорд трассы. Большой вклад в общекомандный успех внес его товарищ Виктор Дроздов, который был третьим на финише.

У мальчиков места распределились так: Леша Мудров (школа № 3), Саша Ишевский и Андрей Класс (школа № 1) поделили второе-третье места.

Все призеры награждены Почетными грамотами редакции газеты и районного комитета по физкультуре и спорту.

В общекомандной борьбе среди младших и старших ребят переходящий кубок завоевали учащиеся средней школы № 1. Среди производственных коллективов - спортсмены трикотажной фабрики.

Редакция газеты благодарит судейскую бригаду и тренеров детско-юношеской спортивной школы, которые обеспечили хорошее судейство.

В. Иванов
«Печорская правда»
9 мая 1975 г.

Комиссары в галстуках

Есть в нашей пионерской организации особый отряд - "Вперёдсмотрящие". Это отряд пионерских вожатых, отдающих ребятам ум, сердце, знания, посвятивших себя самому благородному из всех благородных дел. За свой труд, творчество, горение, целеустремлённость они получают высокую награду - любовь, уважение, доверие своих пионеров. Их называют комиссарами в красных галстуках. И сегодня в канун пионерского праздника хочется сказать несколько слов об этих людях.

...

Галина Николаевна Чернова пришла в Печорскую среднюю школу № 1 три года назад. И за это время уже успел раскрыться ее организаторский талант.

Обычная пионерская комната, поблескивают горны и барабаны, висит план работы дружины. Такую комнату можно встретить, кажется, повсюду. И все-таки есть что-то здесь особенное. Всегда деловая обстановка, ребята приходят сюда со своими пионерскими радостями и проблемами. И вожатая постоянно находит для каждого слово - и мягкое, и волевое, - когда надо вдохнуть в ребят радость общего дела.

...

Пусть ярче горят ваши пионерские галстуки. Огонька бодрости, пионерских дел и молодости вам на долгие годы.

А. Богданова, методист Дома пионеров
«Печорская правда»
17 мая 1975 г.

Активно

Прошло заключительное занятие семинара по коммунистическому воспитанию в Печорской средней школе № 1 (руководитель П. Н. Шмелев). Все слушатели в течение года серьезно готовились к каждому занятию, имеют конспекты, рефераты.

На итоговом по теме "Общественно-педагогические принципы взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения" выступили учителя В. С. Березина, В. Д. Телицына, В. И. Лебедева, Г. Н. Чернова. Их рассказ дополнили Л. А. Райкова, Н В. Мурашкина и П. Н. Шмелев.

Каждое выступление было по-своему интересным, в нем использовался опыт учителей своей школы и области.

Так, В. С. Березина говорила об опыте работы учительницы Пскова Вершининой по вовлечению подростков в интересные полезные дела, использовала материал работы комиссий содействия семье и школе, родительского лектория.

В. Д. Телицына осветила вопросы семейного воспитания, особо остановилась на конкретных примерах трудового воспитания детей в семье и школе.

В. И. Лебедева рассказала о формах и методах единства воспитательных воздействий семьи и школы, привела яркие примеры из личного опыта совместной работы учителя и родителей.

Выступление Г. Н. Черновой было посвящено вопросам роли и участия общественности, производственных коллективов в воспитании молодежи, наставничестве. Особое внимание было обращено воспитанию эстетических чувств, развитию художественного вкуса у подрастающего поколения.

В дополнение Л. А. Райкова поделилась опытом работы с трудной семьей, а Н.В. Мурашкина - воспитания учащихся в школьном интернате.

П. Н. Шмелев подвел итоги выступлений, обратил внимание слушателей на хорошую подготовку к занятиям, дополнил выступления по вопросам воспитания гражданских чувств, чувства долга, чести у подрастающего поколения.

М. Ермина
«Печорская правда»
20 мая 1975 г.

Мысли с экзаменов

Идут выпускные экзамены в средних школах. Сколько волнений у выпускников, дающих отчет за весь курс обучения, а с ними - у родителей и учителей! Сколько надежд и ожиданий у всех, кому дорога наша смена, наше будущее!

Первые экзамены - письменный и устный по литературе. Здесь проверяется грамотность выпускников и знание русской и советской литературы, начитанность и уменье выражать свои мысли, общее развитие, широта интересов и их направленность. В этом отношении особый интерес представляют письменные работы - сочинения. И темы для сочинений были такие, которые вызывают выпускника на размышления.

"Жизнь - подвиг Николая Островского", "Чудесный, бесподобный народ!" (По роману Л. Н Толстого "Война и мир"), "Вечно живые" (По произведениям современной советской литературы о Великой Отечественной войне).

Понятно, что большинство выпускников выбрало последнюю. На эту тему больше всего читали они книг, слушали радиопередач, видели кинофильмов и телефильмов. А сколько в этом юбилейном году было для них волнующих встреч с участниками Великой Отечественной войны! Сколько ярких и сильных переживаний дали экскурсии и походы по местам боев и захоронений!

И естественно, в сочинениях книжный материал переплетается с непосредственными впечатлениями их авторов.

"Переполнен зал Дома культуры. Идет читательская конференция по книге o Маковского "Блокада". Перед глазами присутствующих как бы проходят события тех далеких страшных лет", - так начинает свое сочинение выпускница школы-интерната Лена Григорьева.- А как представить себя участницей грозных событий? Ведь понятия "война" и "женщина" несовместимы... Но война делает невозможное возможным. Женщины шли в бои с коричневой чумой, проявляя чудеса храбрости, смешивая крики; "Огонь!" и "Ой, мамочка, страшно!".

"Мы принадлежим к послевоенному поколению, - пишет Галя Воловик, ученица первой школы, - мы тех ужасов не видали. Но война прошла через наши сердца, оставляя в них неизгладимый след. И этим мы обязаны литературе и рассказам старших".

А "неизгладимый след", пройдя через ум и сердце выпускника, направляет его волю к действию.

Много книг о войне прочитал и продумал, как видно из сочинения, Олег Униченко (первая школа), и так естественно его намерение по окончании школы поступить в военное училище - стать защитником Родины.

"Но война подняла и трудовой энтузиазм народа. - Об этом пишет Галя Боровьева - В нашей стране широко распространено соревнование "За того парня!" С именами героев советские люди трудятся, живут, отдыхают. Мы помним героев войны и их имена пронесем с собою через всю жизнь".

О "вечно живых" нет ни одного равнодушного сочинения: во многих, как например, у Тани Степановой (школа-интернат) высокий эмоциональный подъем выдержан с начала до конца.

Многих выпускников привлекла первая тема "Жизнь - подвиг Николая Островского". Этот вечно юный, боевой на всех фронтах жизни герой комсомола, роман которого изучается еще в 8 классе, близок советской молодежи всех поколений. Выпускники хорошо помнят его заветы.

К сожалению, авторы многих работ на эту тему упростили свою задачу: задержались на деталях биографии Н. Островского в ущерб раскрытию идейной цельности его мыслей и дел.

Меньше было сочинений на тему "Чудесный, бесподобный народ!" Это понятно: молодежь привлекли более близкие ей темы.

Плохих оценок за сочинения не было ни в первой школе, ни в школе-интернате. Но отличных очень мало, около десяти процентов, и почти половина работ оценена снисходительной тройкой. Оценки за грамотность ниже, чем оценки за знания литературы.

Прошли в десятых классах и устные экзамены по литературе. В основном они подтвердили годовые оценки, выведенные учителями, и не показали большой разницы с оценками за сочинения. Авторы лучших сочинений давали полные, интересные устные ответы, в которых обнаруживалась и начитанность, и умение раскрыть литературные образы, и сформулировать идейное содержание произведения. Это Лена Григорьева в школе-интернате, Таня Григорьева, Галя Воловик, Валя Вансович, Слава Пименов, Сережа Марков, Таня Гудкова и другие в средней школе.

Даже при беглом знакомстве бросается в глаза, что лучшие ответы дали дети из благополучных семей, где в почете труд и книга, где родители уделяют внимание детям и поддерживают тесный контакт со школой. Учебные успехи, хорошее развитие и полезные дела детей - это вознаграждение учителям и родителям за их дружные, целенаправленные усилия.

Вместе с тем анализ экзаменационных сочинений и устных ответов по литературе позволяет отметить типичные недостатки, которые особенно ярко выступают у слабых учеников.

Это, во-первых, поверхностное знакомство с текстом произведения. По ответам учащихся можно заметить, что они передают содержание не по авторскому тексту, а по кинофильмам или пересказу товарищей. Это приводит к поверхностному, неполноценному усвоению содержания.

Во-вторых, многие ребята недооценивают заучивание наизусть: заучивают нетвердо, допускают искажение текста, нарушение ритма стиха, говорят невыразительно. При таком формальном усвоении стихотворение теряет свою идейную ценность и эмоциональное воздействие.

В. Весский, наш внештатный корр.
«Печорская правда»
12 июня 1975 г.

Посвящён М.А. Шолохову

Недавно районная библиотека организовала в Доме культуры вечер, посвященный 70-летию Михаила Александровича Шолохова. Вечер привлек много любителей шолоховского творчества. Да и кто у нас не знает, не любит Шолохова? Кто не читал "Поднятой целины" и не смеялся над рассказами деда Щукаря, не поражался глубоким проникновением автора в мир чувств своих героев? Чье сердце не дрожало, слушая рассказ простого советского человека Андрея Соколова о его горькой и героической судьбе? И понятно, с каким вниманием слушали все О. М. Тумановскую, раскрывшую в своем выступлении глубину психологического анализа и верность жизни, как основные черты творчества великого писателя.

Выпускники первой средней школы Вячеслав Пименов и Наташа Петрова поделились своими впечатлениями, которые произвело на них знакомство с жизнью и творчеством Шолохова.

Привлекла внимание посетителей выставка книг писателя и литературы о его жизни и творчестве.

Вечер закончлся демонстрацией кинофильма "Тихий Дон".

В. Весский, М. Лыско, А. Богданова.
«Печорская правда»
21 июня 1975 г.

Недавние выпускники Печорской средней школы № 1 Виктор Соколов и Надя Преображенская трудятся в дирекции районной киносети, Виктор - мастер по ремонту киноаппаратуры, Надя - составитель кинопрограмм. Со своими обязанностями комсомольцы справляются успешно.

На снимке: Н. Преображенская и В. Соколов за составлением плана работы.

Фото Н. Сарапова.
«Печорская правда»
28 июня 1975 г.

Счастливого пути!
Репортаж с выпускного вечера

Кажется, совсем недавно школа принимала пополнение - робких и несмышленых малышей - первоклашек. Но пролетели годы, и вот уже волнуется море выпускных платьев, и снова повсюду цветы, улыбки. Возмужавшие и повзрослевшие мальчишки и девчонки собрались на свой последний вечер. 29-й раз провожает школа в большую жизнь своих питомцев. Радостная и волнующая минута. Грустно и немного тревожно, что там, за школьным порогом? А пока веселая мелодия марша ведет юных по улицам города.

Останавливаются прохожие, мысленно желая им счастливых дорог, а рядом, как всегда, волнуются мамы и папы, то там, то тут мелькают фотоаппараты, запечатлевая счастливые минуты выпускного вечера.

По традиции вчерашние школьники возложили цветы к обелиску воинов-освободителей и памятнику В. И. Ленину.

Торжество продолжается в районном Доме культуры. Зал переполнен. В президиуме - учителя, все те, кто 10 школьных лет открывал перед сегодняшними выпускниками удивительную страну знаний, представители РОНО, райисполкома.

Слово предоставляется директору средней школы № 1 П. Н. Шмелеву:

- Завтра вы выходите в жизнь. Верим, что понятия чести и долга будут подняты вами, как знамя. Вам, молодым и сильным, будет доверено участвовать в завершении девятой пятилетки, в делах и заботах десятой. В расцвете своих сил вам предстоит встретить утро 2000 года, открыть новое столетие. Так будьте же всегда и во всем первооткрывателями! Мы верим в вас и желаем счастливого пути в героическое будущее!

- "Жизнь прожить - не поле перейти", - гласит народная мудрость, - говорит, обращаясь к выпускникам, классный руководитель Н. С. Миронов. - На пути могут встретиться преграды. Не теряйтесь, ваш долг - с честью выйти из этих трудностей.

И где бы вы ни были, помните, что являетесь представителями советской молодежи, сынами и дочерьми нашей прекрасной Родины. И все свои силы отдавайте на благо ее. Не забывайте школу. Знайте, мы тоже будем радоваться вашим успехам, огорчаться неудачам. Доброго пути и счастья вам!

С пожеланиями и напутствиями обратились к вчерашним десятиклассникам зам. председателя райисполкома Е. М. Земляникина, от имени родителей - В. И. Григорьева.

Настает самая торжественная и долгожданная минута - вручение аттестатов. И как по команде полыхнул зал десятками букетов алых роз, гвоздик, пионов.

Самой главной награды - золотой медали удостоена Галина Боровьева. Почетными грамотами по отдельным предметам награждаются Елена Копцых, Татьяна Корнева, Олег Униченко и другие.

Вместе с аттестатами о среднем образовании отдельные выпускники получают удостоверение водителя 3 класса, шофера-любителя, золотые и серебряные значки ГТО.

Приколота последняя памятная ленточка 29-го выпуска. 151 выпускнику открыла школа дорогу в большую жизнь. Кем они станут, вчерашние выпускники: строителями и врачами, педагогами и работниками сельского хозяйства. Да мало ли на земле нужных и важных профессий! И во всем они будут честными и принципиальными, трудолюбивыми, такими, как учила их родная школа.

Г. Николаева
«Печорская правда»
3 июля 1975 г.

Самый трудный день

Многому мы научились в лагере "Активист" за 20 дней. Ежедневно проходили лекции, на которых мы познавали пионерское дело. И вот настал день, когда ребята сдавали зачет. Все волновались, каждому хотелось сдать лучше и не ударить лицом в грязь. Но вот уже все позади, экзамен сдан. 15 человек получили "отлично", 17 - "хорошо" и трое - "удовлетворительно".

Молодцы, ребята!

Н. Квасова, Печорская средняя школа № 1.
«Печорская правда»
10 июля 1975 г.

Завершить пятилетку народного образования
С августовского совещания учителей

"Ныне темпы общественного прогресса, темпы нашего продвижения к коммунизму все заметнее зависят от интеллектуального потенциала общества, от развития культуры, науки, образования... Благодаря успехам просвещения уже сегодня советский народ смело может быть назван одним из самых образованных народов в мире. Завершение к концу этой пятилетки перехода к всеобщему среднему образованию расширяет массовую базу для новых достижений но всех сферах общественной жизни". Эти слова Л. И. Брежнева близки и понятны нашему учительству, которое прилагает все усилия для успешного завершения пятилетки народного образования, для достойной встречи XXV съезда КПСС.

О делах школы и шел обстоятельный разговор на недавнем традиционном августовском совещании учителей. На нем с докладом "О задачах педколлективов школ по совершенствованию уровня обучения и воспитания учащихся в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи" выступил заведующий РОНО Н. Н. Боровьев.

...

Одним из средств воспитания подрастающего поколения является труд. Свои трудовые навыки учащиеся закрепляют на уроках труда, в школьных мастерских, на пришкольных участках. Хорошо оснащены мастерские, кабинеты домоводства, автодела и машиноведения в средней школе № 1. ...

...

Большое внимание уделяется в районе идейно-политическому воспитанию школьников. Хорошие уроки и внеклассные мероприятия готовят учителя Л. М. Виноградова, Н. Е. Кружков, А. И. Ванин, В. А. Шпота, В. И. Васильчикова.

...

Большой и серьезный разговор о школе шел на августовском совещании. И по тому, как серьезно подошло учительство района к обсуждению проблемы совершенствования обучения и воспитания учащихся, можно судить, что задачи по завершению перехода ко всеобщему среднему будут решены, школы достойно встретят XXV съезд КПСС.

«Печорская правда»
30 августа 1975 г.

Успехов вам, ребята!

В праздничные тона раскрасило первосентябрьское утро наш город. Повсюду счастливые лица, яркие букеты осенних цветов. Детвора начинает свой новый учебный год.

Печорская средняя школа № 1 гостеприимно встречает своих питомцев.

Выступает директор П. Н. Шмелев:

- Учебный год нынче особенный, он ознаменован подготовкой к XXV съезду КПСС. И поэтому нам предстоит потрудиться, чтобы встретить эту дату новыми успехами в учебе, хорошей дисциплиной.

В направлении "Бери с коммунистов пример" развернется работа в пионерских отрядах, комсомолия начнет подготовку к ленинскому уроку, на котором будет рапортовать о проделанной работе.

Отличных успехов, здоровья, побольше "5" и "4" пожелала учащимся в новом учебном голу классный руководитель 10 класса Е. Г. Филиппова. Особенно теплыми были ее слова, адресованные первоклассникам, которым впервые предстоит сесть за парты и начать поход за знаниями.

Поздравили учащихся с началом занятий ветеран Великой Отечественной войны М. А. Герасев, зав. отделом пропаганды и агитации райкома КПСС Е. П. Семенов. Затем слово предоставляется десятикласснице Ане Пусеп. Она желает всем отличной учебы, наказывает первоклассникам беречь школу, умножать ее традиции.

И как повелось, взяв за руки малышей, впервые пришедших в первый класс, десятиклассники, а вместе с ними и вся школа идут через весь город к обелиску воинам-освободителям, памятнику В. И. Ленину.

А в школе их ждет серебряная трель первосентябрьского звонка. Новый учебный год начался. Успехов вам, ребята!

Г. Иванова
«Печорская правда»
2 сентября 1975 г.

На торжественной линейке, посвящённой началу учебного года, группа учащихся Печорской средней школы № 1 за участие в областных соревнованиях юных техников была награждена Почётными грамотами.

На снимке: зав. отделом пропаганды и агитации райкома КПСС Е.П. Семёнов вручает Почётную грамоту Саше Ишевскому.

Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
13 сентября 1975 г.

У знамени Победы

За отличную учебу и труд и в связи с 30-летием со дня Победы по решению ЦК ВЛКСМ группа школьников из нашей области была удостоена почетного права быть сфотографированной у знамени Победы. Мне выпала большая честь представлять наш район.

Вместе с ребятами в столицу нашей Родины город-герой Москву ехали одна из лучших пионервожатых области Евгения Александровна Паникеева из Великих Лук и секретарь Себежского райкома ВЛКСМ Евгений Алексеевич Ермаков. Перед отъездом мы встретились с первым секретарем обкома ВЛКСМ А. Н. Ильиным, корреспондентами областного радио и газеты "Молодой ленинец".

Во время пятидневного пребывания в Москве мы познакомились с историческими местами, связанными с жизнью и деятельностью Владимира Ильича, с музеями и памятниками бессмертного подвига советского народа. Мы побывали на Красной площади, в Мавзолее Ленина, возложили цветы у Вечного огня Неизвестному солдату. Минутой молчания почтили память тех, кто погиб, завоевывая счастливую, мирную жизнь для всех нас. В павильонах ВДНХ СССР узнали о лучших достижениях науки, техники и передового опыта.

Но самым важным и торжественным для нас был третий день пребывания в столице. В автоколонне из 25 автобусов мы приехали к Центральному Музею Booружённых Сил. Вместе с ветеранами войны вице-адмиралом Черноморского флота И. И. Азаровым, гвардии капитаном А. И. Кузьминым, секретарем ЦК ВЛКСМ 3. Г. Новожиловой мы встали у святыни нашей Родины - знамени Победы. Каждому из нас эти несколько минут запомнятся на всю жизнь.

А после фотографирования состоялся небольшой митинг, на котором выступили Зоя Григорьевна Hовожилова, Илья Ильич Азаров. От школьников с ответным словом выступила ученица средней школы города Ростова-на-Дону. В конце митинга мы посмотрели кинофильм "Москва сорок первого года".

В следующие два дня мы совершили автобусную экскурсию по Москве, были на представлении в новом Государственном цирке на Ленинских горах, на экскурсии в МГУ, в доме-музее Ленина в Горках, катались на теплоходе по Москва-реке.

И вот настал прощальный вечер. Мы собрались в Люблинском Дворце пионеров. Пионерский ансамбль песни и танца Харьковского тракторного завода показал свой концерт. Как незаметно пролетели эти пять замечательных дней!

Много новых друзей нашел каждый из нас в Москве, много новых и интересных дел, впечатлений увез к себе в комсомольскую организацию.

Рута Пельс. Печорская средняя школа № 1.
«Печорская правда»
30 сентября 1975 г.

Всесоюзный слёт актива

В конце лета в "Орленке" - Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ проходил Второй Всесоюзный слет школьного комсомольского актива. Представлять наш район было поручено мне.

Приехав в "Орленок", мы окунулись в работу. Наш 11 отряд имел профильное направление - агитбригады. Сразу же началась подготовка к выступлению, посвященному открытию нашего лагеря. Время летело очень быстро. Два раза в неделю были занятия школы комсомольского актива. Мы собирались на эстраде и нам читали лекции представители ВКШ, ЦК ВЛКСМ и другие.

В нашу смену в лагере отдыхали ребята из Италии, Кубы и Болгарии. С некоторыми из них я познакомился. Очень красиво прошел митинг "Мы мечтою о мире живем", где присутствовал весь "Орленок". В это время лагерь был окутан темнотой, а наши лица освещало пламя факелов. Бурными аплодисментами встречали ребята выступления своих сверстников из СССР и из-за рубежа.

В "Орленке" мы не только работали, но и отдыхали. Весело и интересно проводили время на пляже. Берег моря в этих местах и близлежащие горы очень красивы. Ходили мы в поход на три дня на гору Холодную. Удивительно живописная в здешних местах природа. Сначала наш путь шел по ущелью, а потом на гору. С горы на многие километры открывался прекрасный пейзаж.

Время летело очень быстро, и пришла пора расставания. Как не хотелось уезжать! На всю жизнь запомнил я "Орленок".

О нем, о своих новых друзьях и вожатых, с которыми я провел счастливую орлятскую смену, я расскажу своим друзьям по школе.

С. Кузнецов, член комнтета комсомола средней школы № 1.
«Печорская правда»
30 сентября 1975 г.

Поездка в ГДР

Уже стали традиционными обмены делегациями между ГДР и СССР. Летом этого года мне посчастливилось в составе делегации Псковской области посетить Германскую Демократическую Республику.

Ранним утром пятого июля мы посетили Мавзолей В. И. Ленина, а в обед поездом "Москва-Берлин" отправились в ГДР. В составе нашей делегации было 90 человек. В одном поезде Дружбы с нами ехали ребята из Ленинграда, Курска и Калуги.

6 июля мы прибыли в столицу ГДР - Берлин. На встречу пришли руководители ЦК ССНМ и пионерской организации имени Э. Тельмана. С первых минут пребывания на немецкой земле мы почувствовали теплоту сердец и чувств наших немецких друзей. Мы встретились с ребятами, которые отправлялись поездом Дружбы в нашу область.

Программа пребывания в ГДР предусматривала посещение исторических памятников страны, округа-побратима Гера, знакомство с немецкими рабочими, пионерами и членами ССНМ, встречи с воинами советского гарнизона, с немецкими пограничниками.

Особое впечатление на нас произвело посещение музея Советской Армии в Карлсхорсте. Здесь 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. В центре музея находится зал, где произошло это историческое событие. Музей открыт в 1967 году. Активное участие в его создании принимал четырежды Герой Советского Союза Г. К. Жуков. И мы, посланцы Советского Союза, испытывали особую гордость за то, что являлись представителями страны, которая освободила от коричневой чумы фашизма не только народы Советского государства, но и народы многих европейских стран, принесла свободу немецкому народу.

Мы посетили и другие достопримечательности Берлина: памятник советским воинам в Трептов-парке, созданный по проекту советских архитекторов, памятник В. И. Ленину в центре Берлина и возложили цветы, побывали на телевизионной вышке, были у Бранденбургских ворот, в зоопарке.

Основное время мы провели в округе-побратиме Гера, в пионерском лагере Германа Матерна. Дружина этого лагеря носит имя Героя Советского Союза А. Матросова. Немецкие друзья создали на собранные ими средства комнату-музей А. Матросова. Наши ребята преподнесли стенд о детстве и юности героя и о месте на Псковщине, где он совершил свой бессмертный подвиг.

В лагере у нас проходил большой спортивный праздник, субботник, обмены опытом пионерской и комсомольской работы, дни солидарности с борющимся народом Чили.

А 15 июля мы с волнением следили за стартом советского корабля "Союз" и американского "Аполлон".

Мы посетили также город Геру, где несколько дней жили в семьях немецких ребят. Побывали в городах Йене и Веймаре. В Бухенвальде мы возложили венок на могилу Э. Тельмана, посетили крематорий, памятник узникам фашистского концлагеря. В Веймаре мы побывали в доме-музее замечательного немецкого поэта Гете.

За время пребывания в ГДР мы побывали во многих других городах. Всюду нас очень тепло принимали, просили исполнить советские песни. И разные языки нам не были помехой в общении, мы понимали друг друга.

Очень быстро пролетел месяц. И хотя мы и соскучились по дому, было очень грустно расставаться со своими друзьями, которые приехали провожать нас в Берлин. Было грустно, но мы уезжали на Родину полные чудесных впечатлений, у нас появилось много новых друзей. Мы уезжали на Родину со словами любви и благодарности немецким друзьям. Сейчас мы продолжаем нашу дружбу в переписке и надеемся на новые встречи.

Л. Сурнина, Печорская средняя школа № 1.
«Печорская правда»
30 сентября 1975 г.

Смотр юннатской работы

"Понравилось! Замечательно! Молодцы, ребята!". "Прекрасная выставка! Какая огромная работа проделана ребятами на участках. Чудесное оформление. Сколько выдумки и старания приложено. Желаю ребятам и их руководителям еще больших успехов, в будущем году". Такие восторженные записи оставили посетители выставки юннатско-опытнической работы, которая была открыта недавно в районном Доме пионеров.

В зале и в фойе на столах цветы, овощи, фрукты, выращенные умелыми руками школьников. Здесь же снопы пшеницы, льна, ржи, ячменя, огромных размеров тыквы, горки картофеля, моркови и даже арбузы. На них этикетки с обозначениями, на какой площади выращивались. Рядом диаграммы, фотографии, словом, результаты того, чем занимались юннаты на протяжении года.

...

Многолюдно было у стенда Печорской средней школы № 1. И взрослые, и сами школьники отмечали большое количество представленных экспонатов. Из материалов стенда видно, как поработали ребята за год, выполняя задания ученых, занимаясь опытнической работой.

...

Большой успех выпал на долю выставки. Конечно, результаты труда учащихся были бы более ощутимы, если бы пришкольные участки и поля ученических бригад стали бы настоящими "зелеными лабораториями" колхозов и совхозов.

Жюри подвело итоги. Первое место среди десятилеток заняла Печорская средняя школа № 1, второе - поделили Киршинская и школа-интернат, на третьем - Лавровская школа.

Среди восьмилеток первенство на протяжении нескольких лет удерживает Печковская школа, далее идут школы № 3 и Высоковская.

Г. Николаева
«Печорская правда»
2 октября 1975 г.

Поздравляем!

В этот светлый и праздничный день мы хотим поздравить нашу любимую учительницу и классного руководителя Надежду Петровну Собачкину. Это учитель с добрым сердцем и с душой настоящего человека.

Сборы, экскурсии, конкурсы - не перечислишь всего того, что было проведено в нашем классе. И в том, что наш отряд правофланговый, большая заслуга Надежды Петровны. А как интересно бывает на уроках литературы, которые она проводит!

Поздравляем нашу дорогую Надежду Петровну с Днем учителя.

Ученики 6 "б" класса средней школы № 1.
«Печорская правда»
4 октября 1975 г.

Ленинский зачёт

Вместе со всем советским народом комсомолия нащей школы стремится все свои силы отдать выполнению решений XXIV съезда партии, готовится достойно встретить XXV съезд КПСС. Каждый комсомолец определил для себя посильный вклад в дела, которыми живет сегодня страна. Для школьников - это отличная учеба, активная общественная работа, трудовые дела. Именно эти три момента включает в себя Ленинский зачет, итоги которого будут подведены перед открытием съезда.

Ленинский зачет - это проверка учебной деятельности, политической зрелости, общественной активности каждого комсомольца. Он включает в себя и социалистические обязательства, и личные комплексные планы, и самостоятельное изучение произведений В. И. Ленина, документов партии и комсомола, и участие в массово-политической пропаганде.

В личных комплексных планах "Учиться коммунизму" школьники определили все то, над чем им предстоит работать: изучение ленинского наследия, учебу, трудовые дела, сдачу норм ГТО.

2 октября в школе был дан старт Ленинскому зачету. Началом его стал Ленинский урок, посвященный 55-й годовщине со дня выступления В. И. Ленина на III съезде комсомола. В каждой комсомольской группе были тепло встречены ветераны войны и труда М. А. Герасев, А. Т. Таратушко, Н. Е. Кружков, В. Г. Чернышев и другие.

В торжественной обстановке комсомольцы взяли обязательства в честь предстоящего съезда партии, обязались добросовестно выполнить наказ ветеранов учиться коммунизму, трудиться на благо общества, жить по принципам коммунистической морали.

Важным моментом в ходе Ленинского зачета является трудовая деятельность школьников. Так, по инициативе комитета комсомола 28 сентября и 5 октября были oобъявлены воскресниками по оказанию помощи хозяйствам в уборке картофеля. В трудовом десанте участвовали 273 комсомольца. Они работали на полях колхозов имени Суворова, имени Мичурина, "Память Ильича". На площади 12,8 га ими убран картофель. И отзывы ребята привезли отличные: работали дружно, организованно.

Кроме того, нам предстоит собрать 40 тонн металлолома, 15 тонн макулатуры.

Учеба - это основная форма деятельности наших ребят. Хорошие и глубокие знания были и будут главным условием их последующих успехов в жизни. Поэтому мы особенно следим за успеваемостью, за тем, чтобы не было отстающих. Активную, трудную работу ведет учебный сектор, возглавляемый комсомолкой Наташей Парамоновой. В каждом классе есть своя группа помощи. Сильные помогают тем, кто послабее.

Вся эта работа и будет учитываться в течение проведения Ленинского зачета. А для успешной сдачи его каждому комсомольцу нужно успешно выполнять учебные обязанности, творчески участвовать в учебном процессе, изучать рекомендуемые ленинские работы. Кроме того, требуются и знания вопросов международного положения и внутренней жизни страны, активное участие в общественной жизни школы.

Ленинский зачет "Решения XXIV съезда КПСС - в жизнь!" явится своеобразной проверкой у школьников политической зрелости, активности, готовности к жизни.

В. Васильев, секретарь комсомольской организации средней школы № 1.
«Печорская правда»
18 октября 1975 г.

Крепим дружбу

В нашей школе с 1966 года работает клуб "Дружба", который проводит работу по интернациональному воспитанию учащихся. Яркими и запоминающимися событиями в жизни клуба и всей комсомольской организации были фестивали дружбы с учащимися школ прибалтийских республик, которые проходят под лозунгом "Эту дружбу на все времена завещал нам великий Ленин". Мы ведем переписку со школьниками всех братских республик.

Большую работу провел комитет ВЛКСМ по укреплению связей с социалистическими странами. Особенно большая переписка у нас ведется со школьниками ГДР. Комитет ВЛКСМ разработал план проведения недели дружбы с ГДР. В этом году ученица нашей школы, президент клуба "Дружба" Л. Сурнина была включена в состав делегации, которая посетила округ Гера.

По инициативе комитета ВЛКСМ в школе проведён митинг солидарности с патриотами Чили.

В. Васильев, секретарь комитета комсомола средней школы № 1.
«Печорская правда»
21 октября 1975 г.

Опыт старших - молодым

В школах нашего района трудится много опытных педагогов, которые постоянно добиваются высокого качества знаний учащихся, умело проводят воспитательную работу. Их опыт должен стать достоянием всех, тем более, что каждый год в школы района приходят молодые преподаватели, которым, особенно на первых порах их деятельности, нужны добрый совет и помощь более опытных коллег. С этой целью редакция начинает публиковать выступления опытных педагогов, подготовленные методкабинетом РОНО. Сегодня выступают преподаватели начальных классов средней школы № 1.

Развитие кругозора

Первый школьный звонок. Тысячи детей-дошкольников становятся школьниками. Начинается новая страничка в жизни ребенка. Дети приходят в школу с определенным кругозором. Задача учителя начальных классов расширить кругозор ребенка и обогатить его. Этому способствует новая программа. На всех уроках ребята получают знания, знакомятся с новыми понятиями, выражениями, словами, учатся логически мыслить, рассуждать.

Особенно развивают кругозор ребенка уроки чтения. Уже в первом классе дети читают произведения о родной природе, о жизни советских людей в наши дни, о делах октябрят, о В. И. Ленине, о Советской Армии, о жизни детей в других странах. Названные темы говорят сами за себя.

Начиная с первых страниц букваря, дети составляют рассказы и предложения по картинкам, обогащая свою речь такими словами, как: Родина, мир, Советский Союз, труд, Октябрь, коммунизм, партия. Учатся жить и трудиться по-ленински. На классных и внеклассных занятиях знакомятся с произведениями искусств, ведут наблюдения за природой, трудятся на пришкольном участке. Проводятся экскурсии и предметные уроки. Везде ребята узнают новое, что-то открывают для себя.

Большую помощь оказывают учителю кино и телевизор. Он должен руководить и направлять просмотр различных передач. А также и контролировать.

Родители тоже могут способствовать расширению и обогащению кругозора. Надо чаще и больше разговаривать с ребятами, посещать музеи, театры (где возможно), организовать прогулки в природу (в лес). Где бы ни были родители с ребенком, должны помнить, что на первое место ставится вопрос, что можно узнать, увидеть новое?

Развивая и обогащая кругозор ребенка, мы помогаем ему осваивать основы наук.

М. Боровьёва.

Работа с родителями

Цели, задачи школы и семьи едины. Я думаю, что все, у кого есть дети школьного возраста, знают и убедились в том, что только в тесном контакте можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей.

С первых дней, как получаю первый класс, и до конца третьего класса, стараюсь установить и поддерживать хорошие рабочие взаимоотношения с родителями своих учеников, включить их в круг переживаний, устремлений и творческих интересов детей, привлечь к разнообразной воспитатепьной работе.

Известно, что успеваемость учащихся находится в прямой зависимости от участия родителей в воспитании своих детей, от их сознательности, культуры, трудолюбия. На родительские собрания приходят почти все. Поэтому здесь есть возможность поговорить на различные темы обучения и воспитания, коснуться некоторых вопросов методики и педагогики. На собрании родителям были прочитаны лекции "Как оказать помощь в учении", "Детское чтение в семье", "Привитие трудовых навыков младшим школьникам" и другие. Практикуется обмен опытом между родителями по воспитанию детей.

Очень большую помощь в работе с классом оказывает родительский комитет. Раз в две недели проводились заседания его. На комитет вызывались родители, которые не занимаются воспитанием детей, ученики, которые нарушали дисциплину, плохо учились.

В особых случаях, когда в этом была потребность, заседания родительского комитета проводились на дому у "нарушителя". Вся эта работа дает свои положительные результаты. Члены комитета и вообще родители оказывают большую помощь в проведении различных внеклассных мероприятий, сборов, утренников, в проведении каникул.

Хорошими и верными помощниками мне были и остаются родители. Но особенно хочется поблагодарить членов комитета класса Б. Акыева, Т. А. Муру, В. И. Перевалову за ту большую помощь, которую они оказывают в деле воспитания детей.

Л. Райкова.

Культура поведения

Первое сентября. Торжественная линейка. Улыбки, цветы, праздничное настроение у всех. Но в центре внимания первоклассники. Такие они аккуратные в новой форме с белыми передниками и белыми бантами девочки, в белоснежных рубашках мальчики.

Но вот проходит неделя занятий, и учителя с огорчением замечают, что у некоторых детей уже учебники и тетради потеряли вид. Мальчики грубо разговаривают, бегают по коридору, толкаются. Вот одна девочка ест конфеты, никого не угощает, а бумажки разбрасывает. Другая - съела яблоко, а остатки бросила в парту. Ученик садится за парту, за стол в столовой и с шумом двигает стул. Громко жуют в столовой, разбрасывая крошки по всему столу, забывая сказать спасибо. Здороваются и прощаются только при напоминании.

Не воспитали родители этих детей элементарных навыков и привычек культурного поведения. Упустили время. И с первых дней в школе приходится много работать над воспитанием этих привычек. На первом же родительском собрании родители знакомятся с "Памяткой для родителей". Далее работа проводится систематически по плану. Целый цикл занятий пройдет в классе в течение года. Это и классные часы, и практические занятия, и беседы по поводу конкретных фактов, и чтение рассказов, и целевые экскурсии, и просмотр фильмов.

В первом классе дети знакомятся с "Правилами для учащихся", "Правилами октябрят". Они должны усвоить правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры и состязаний, правила вежливости. Но само знание правил еще не сделает ребенка культурным, воспитанным. Главное - ежедневные упражнения в нравственном поведении. Ученик в школе находится 4-5 часов. Остальное время он в семье. Поэтому воспитание навыков и привычек культурного поведения будет проходить успешно лишь в том случае, если родители будут помогать школе в закреплении правил поведения.

Е. Лапина.
«Печорская правда»
23 октября 1975 г.

Осенний кросс

В минувшее воскресенье состоялся районный профсоюзно-комсомольский легкоатлетический кросс, посвященный Дню рождения комсомола. В соревнованиях приняло участие более ста человек. Командная борьба велась среди восьмилетних, средних школ, а также предприятий.

По итогам кросса среди средних школ первое место завоевала дружная команда школы-интерната. Ей вручен переходящий кубок. Вторыми были школьники из Киршинской и третьими - Лавровской десятилетки. А неоднократный победитель прошлых соревнований команда средней школы № 1 заняла лишь последнее седьмое место.

Победителями в личном первенстве среди младших стали О. Никифорова и А. Ишевский из средней школы, О. Карбик - из школы-интерната.

Среди старших школьников лучший результат у А. Царевой из средней школы № 1. У юношей победил учащийся школы № 2 П. Ярвелайд, вторым финишировал представитель ПМК-4 И. Степанов; третье место досталось представителю команды АТК-1454 А. Могучему.

...

Н. Вышковский, председатель Печорского райспорткомитета
«Печорская правда»
23 октября 1975 г.

Праздник красной звёздочки

Уже вошло в традицию накануне праздника Октября принимать первоклассников в октябрята. Так было и в минувшую субботу. Накануне первоклассники Печорской средней школы № 1, восьмилетней № 3, Пачковской и Тайловской начальных получили приглашение на праздник звездочки в Дом пионеров.

И вот на торжественную линейку выстроились виновники торжества, их вожатые, пионеры.

- Сегодня у нас большой и торжественный праздник, - говорит председатель городского пионерского штаба "Орлята" Зоя Боровьева.- Нашим первоклассникам вручат красные октябрятские звездочки. Большая честь называться октябренком. Ведь октябрята - будущие пионеры.

Вожатые пожелали ребятам отлично учиться, дружить и мечтать и пять своих правил всегда выполнять, а пионеры - быть во всем примером, хорошо учиться, быть честными и правдивыми.

Приколоты красные звездочки с портретом Ильича, вручены флажки, радостные, счастливые стоят октябрята.

С большим и важным событием поздравила детвору старшая пионервожатая средней школы № 1 Э. Каннимен.

В веселых стихах октябрята пообещали отлично учиться, трудиться, ведь они - будущие пионеры.

- Помните, - говорили им старшие товарищи. - Это не просто звездочка. Она сверкает на орденах, которыми награждает народ своих героев за трудовые дела, отвагу и мужество. Теперь они и на ваших октябрятских флажках.

После торжественной линейки октябрята продолжили свой праздник. Они пели веселые песни, принимали участие в конкурсе на лучшее стихотворение о Родине, Ленине, Октябре, играли, танцевали.

Т. Ласкина
«Печорская правда»
7 ноября 1975 г.

Наша жизнь

В этой четверти в нашем отряде прошло много интересных дел. Одно из них - это сбор, который назывался "XXV съезду КПСС - достойную встречу". Мы пригласили на него передовую работницу трикотажной фабрики Великотную Ирину Леонидовну. Она рассказала нам о делах на фабрике, о том, как рабочие готовят трудовой подарок XXV съезду партии.

Так же у нас прошла интересная беседа о ГДР. Ее провела ученица девятого класса Люба Сурнина. Она в этом году побывала там и привезла много интересного материала.

Мы не только проводим сборы, экскурсии. Главная наша задача - хорошо учиться, быть во всем примером. Поэтому мы стараемся, чтобы в классе не было отстающих, помогаем друг другу.

Не забываем мы и о труде. Всем отрядом уже собрали 250 килограммов металлолома. Конечно, на этом не остановимся.

Зоя Макарова. 7 класс Печорской средней школы.
«Печорская правда»
7 ноября 1975 г.

Пример родителей

Как сложен, многогранен, а порой и противоречив духовный мир ребенка! Какое огромное значение имеет для него семейное воспитание! Каждый родитель должен быть поистине тонким исследователем, психологом, чтобы уже в раннем возрасте подмечать у своего ребенка имеющиеся у него положительные задатки и ориентироваться на их развитие. Это обстоятельство явится для нас тем базисом, на котором впоследствии можно будет привносить в структуру личности желательные для нас качества.

Формирование духовно-нравственного облика ребенка - это уникальная ювелирная работа. Только осознав это, ни один родитель не отважится для ее выполнения пользоваться грубым, плотницким инструментом.

Чтобы быть примером для своих детей, надо самим жить духовно богато и красиво, неутомимо работать над собой, используя колоссальные резервы, заложенные в личности взрослого по самовоспитанию. Если понять вопрос, что воспитывать другого мы можем только через себя, тогда становится понятным, как надо самому жить. Потому что нет ни одного действия воспитания детей, которое не включилось бы в воспитание себя.

Своим поведением, всей своей жизнью родители чаще подают хороший пример. Если они любят читать, увлекаются музыкой, театром, - их интересы захватывают детей. Если родители хотят воспитать у ребят высокие моральные и волевые качества, они должны сами обладать ими.

"Не думайте, - писал А. С. Макаренко, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение".

Для полноценного воспитания в семье должна быть глубокая самоотверженная любовь к детям.

В. Березина, преподаватель школы № 1
«Печорская правда»
20 ноября 1975 г.

Воспитывайте интерес к учению

Чтобы у школьника был устойчивый интерес к учению, каждый урок должен стать уроком напряженной детской мысли и творчества.

Готовясь к нему, необходимо предусмотреть использование на нем таких заданий, выполнение которых заставляло бы ребенка творчески мыслить.

Если это проверка усвоения ранее пройденного, - значит вопросы и задания подбираются такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, выделять главное, доказывать, устанавливать последовательность действий, обобщать и т. д. Объяснение строить так, чтобы ученики наблюдали, сопоставляли, выявляли закономерности, подводились к самостоятельному выводу.

Обучая и воспитывая детей, мы должны посеять в душе ребенка зернышко творческой мысли, не допускать, чтобы он по какой-то причине терял интерес к учебе. Иногда это бывает потому, что работа кажется непосильно трудной, а порой потому, что не найден ключ к детской душе.

Чтобы предупредить подобные случаи, надо всегда учитывать индивидуальные особенности учеников. К каждому уроку необходимо готовить индивидуальные задания, требующие самостоятельности и творчества: решить задачу двумя способами, составить задачу, подобную данной, или обратную задачу, подобрать синонимы к слову, придумать с ними предложения, найти сравнения в тексте и т. д.

Но еще большего внимания требуют те учащиеся, в глазах которых не часто видишь живой интерес, ученики отстающие, второгодники.

Тут уж приходится учителю быть особенно внимательным и осторожным. Необходимо обнаружить у этих ребят хоть маленькую искорку интереса к чему-либо, поддержать этот интерес, не дать ему угаснуть.

Не только в учебной, но и во внеклассной работе необходимо развивать у детей творческий интерес, увлеченность, способствовать формированию склонностей, которые нередко очень рано проявляются у них.

В школе каждому должно быть интересно. У каждого должно быть интересное дело. Только при таком условии дети полюбят свою школу, свой класс, будут с желанием учиться.

В. Лебедева, преподаватель школы № 1
«Печорская правда»
20 ноября 1975 г.

Встреча членов пионерских штабов

На осенних каникулах я была в столице нашей Родины - городе-герое Москве на встрече членов пионерских штабов.

Приехали мы в Москву 3 ноября. В этот день у нас состоялось знакомство со столицей, с ребятами, собравшимися на встречу. На следующий день была экскурсия по городу. Мы проезжали по праздничной столице, побывали на Красной площади, Ленинских Горах.

5 ноября день начался с праздника игры и игрушки в Московском городском Дворце пионеров. Затем мы побывали в редакции газеты "Пионерская правда". Там была встреча с Л. Ураловой, собственным корреспондентом газеты. Л. Уралова нам рассказала много интересного о газете, ее редакции. Ребята из разных городов говорили о юнкоровской работе.

6 нояобря мы побывали иа форпосте (детский клуб при ЖЭКе), где состоялась пресс-конференция об организации досуга пионеров. Ребята и взрослые, собравшиеся из разных концов страны, рассказывали о своих делах, делились опытом.

Вечером мы побывали на спектакле "День непослушания" детского театра Люблинского Дворца пионеров имени Гайдара.

Последним в нашей встрече был вечер дружбы и вечер прощания. 8 ноября мы уехали домой.

Прощай, Москва, прощайте, друзья! До новых встреч!

Зоя Боровьёва, 9 класс Печорской средней школы № 1.
«Печорская правда»
4 декабря 1975 г.

Получили комсомольские билеты

Сейчас в нашей комсомольской организации начался обмен комсомольских документов. Решением бюро райкома ВЛКСМ такое право предоставлено нам первым в районе.

Обмен комсомольских документов - это итог учебной и общественной деятельности. Тем, кто успешно справляется с учебой, принимает активное участие в трудовой деятельности, грамотно разбирается во всех политических событиях, первым были вручены комсомольские билеты нового образца. Это А. Пусеп, Н. Парамонова, Р. Пельс, Л. Сурнина и еще 36 школьников.

Д. Горов, член идейно-политического сектора средней школы № 1.
«Печорская правда»
4 декабря 1975 г.

Наше имя - октябрята. (Приём в октябрята учеников средней школы № 1)

Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
6 декабря 1975 г.

Парторганизация школы

Партия и правительство уделяли и уделяют постоянное внимания повышению общеобразовательного уровня молодежи. Эти вопросы нашли отражение в директивах XXIV съезду КПСС. В последующих постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы" и "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы".

В последнем указывается на необходимость принять меры к дальнейшему повышению уровня организационно-политической работы первичных партийных организаций школ, добиваться, чтобы они создавали атмосферу высокой активности и ответственности учителя за результаты своего труда.

Примером правильного построения своей работы являются первичные организации средней школы № 1, Новоизборской, школы № 3. Работа в этих парторганизациях строится на основе комплексного плана, на повестку собраний выносятся важные насущные вопросы, которые непосредственно касаются учебного процесса.

Коммунисты средней школы № 1 в этом году на своих собраниях обсуждали вопросы об улучшении профориентации учащихся, об усилении их идейного и нравственного воспитания и другие. В Новоизборской школе часто практикуется проведение открытых партийных собраний, что способствует укреплению связей со школьным коллективом, развитию гласности. Но чтобы интерес к ним педагогического коллектива рос, надо каждое собрание тщательно готовить. Выбор повестки дня во многом определяет активность присутствующих на собрании.

Центральная фигура в школе - учитель. В Постановлении ЦК КПСС "О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии" говорится, что учитель воспитывает учащегося и личным примером, и личным поведением, и высокой нравственностью. Стало быть, партийная организация призвана постоянно проявлять заботу об учителе, выявлять сильные и слабые стороны его в учебной и воспитательной работе, развивать педагогическое мастерство, помогать. Правильно поступили коммунисты средней школы № 1, когда, обсуждая работу учительской комсомольской организации, помимо положительного указали своим некоторым молодым коллегам на их пассивное отношение к общественным поручениям, слабое стремление к повышению качества обучения.

Партийная организация - политический вожак и воспитатель коллектива. Она не берет на себя функции педагогического совета, местного комитета, но она всемерно содействует активизации этих органов и способствует тому, чтобы коммунисты участвовали в их деятельности, укрепляли их авторитет, вносили дух инициативы, развивали критику и самокритику. Влияние школьной партийной организации, ее авторитет во многом зависят от личного примера учителей-коммунистов.

Большая опора парторганизации - комсомольцы и пионеры школы. Чтобы привлечь их к решению задач, стоящих перед коллективом, необходимо всемерно развивать их инициативу, оказывать больше доверия, поддерживать начинания.

Партийная организация школы призвана создавать в учительском коллективе обстановку взаимной требовательности, стремления критически оценивать свою работу, развивать критику и самокритику. Но, к сожалению, в некоторых коллективах бывает критика "вообще", без имен и фамилий.

Работа учителя сложна. Она требует большой затраты сил и энергии, бережного отношения друг к другу, товарищеского взаимопонимания. Задача партийных организаций - создавать такой микроклимат в коллективах.

...

«Печорская правда»
27 декабря 1975 г.