Будет ли в городе каток?

В январе минувшего года в газете "Печорская правда" была опубликована критическая заметка учащихся средней школы № 1 "Где же нам отдыхать?". В ней затрагивался вопрос создания катка в городе.

Прошел год, а воз и ныне там. В то время, когда с экранов телевизоров и по радио идет огромная пропаганда хоккея, наши мальчишки, взяв клюшки, за неимением ледовых площадок устраивают хоккейные баталии на дорогах, прудах, речках. Не стоит говорить, как опасны в гололед проезжие части дорог, опасен и лед на речке.

Ребята предоставлены сами себе. Где же домовые и уличные комитеты? Почему не организовать систематические тренировки, не закрепить за подростками тренера? Где каток или ледовая площадка? А для такого города, как наш, стыдно не иметь площадки, за которой, я уверен, ребята сами бы и присматривали.

Хотелось бы верить, что этот вопрос будет наконец-то разрешен.

А. Беляков
«Печорская правда»
19 января 1978 г.

В награду - улыбка

Кому из нас не знаком звук бормашины... Почти каждому, но если к врачу прийти, не запуская болезнь, неприятных ощущений этот звук не вызовет. В последние годы особое внимание обращено на проведение профилактики среди школьников. В декабре санировали учеников Печорской средней школы № 1 бывшая выпускница этой школы стоматолог Н. В. Чернышева и зубной врач 3. П. Рыбкина. Детям возвращали здоровье, а в ответ они дарили улыбки.

Отзывчивость, чуткость, знание дела - все это помогло завоевать авторитет Н. В. Чернышевой. Печеряне оказали большое доверие Надежде Викторовне, избрав ее депутатом городского Совета народных депутатов.

На снимке: стоматолог Н. В. Чернышева.

Фото Н. Егорушкиной
«Печорская правда»
31 января 1978 г.

На приз "Пионерской правды"

Запоминающимся днем для сборных команд пионерских дружин района по лыжным гонкам была прошедшая суббота.

В пионерском лагере имени Космонавтов проходили районные соревнования на приз газеты "Пионерская правда". В этих состязаниях принимали участие мальчики и девочки двух возрастных групп. Дистанцию три километра бежали старшие мальчики. Здесь победителем стал ученик средней школы № 1 С. Егоров. Отрадно, что все стартовавшие выполнили разрядные нормативы I и II юношеских разрядов.

Остальные участники этих соревнований состязались на двух километровой дистанции. У старших девочек победила учащаяся средней школы № 1 Л. Семенова, а среди младших - К. Хууль из школы № 2.

Лучшим у мальчиков был В. Мартьянов из школы № 3.

Переходящий приз и диплом I степени вручен команде средней школы № 1. Вторыми были ребята школы № 3 и третьими - школы-интерната.

Н. Вышковский
«Печорская правда»
2 февраля 1978 г.

Многоборье ГТО

В минувшее воскресенье проходили соревнования на первенство района по зимнему многоборью ГТО, которое вошло в зачет зимней спартакиады. В них приняли участие пять средних школ, СПТУ-3, восемь производственных коллективов. В программе соревнований: подтягивание на перекладине, стрельба и лыжные гонки на 10 километров у мужчин и юношей, отжимание в упоре, стрельба и лыжные гонки на 3 километра у девушек и женщин.

Победители определены по ступеням. Так, по III ступени (16-18 лет) лучшими были представители Печорской средней школы № 1 Александр Ишевский и Галина Дробченко, выполнившая нормативы I разряда.

В первой подгруппе IV ступени (19-28 лет) лидировали Виктор Иванов, преподаватель Печорской средней школы № 1, и Галина Смирнова, тренер ДЮСШ. Во второй подгруппе (29 - 39 лет) лучшие результаты у Владимира Лопанина (трикотажная фабрика) и Галины Королевой (хлебокомбинат).

Выступающий лично по V ступени (40-50 лет) Олег Владимиров выполнил норматив I спортивного разряда.

В общекомандном зачете среди учебных заведений первое место заняла Печорская средняя школа № 1, на втором месте - СПТУ № 3, третье - у Печорской средней школы № 2.

Среди предприятий и организаций призовые места заняли соответственно команды РОНО, трикотажной фабрики и райбольницы.

Н. Вышковский, председатель районного комитета по физкультуре и спорту.
«Печорская правда»
9 февраля 1978 г.

На приз газеты

Традиционными стели лыжные гонки на приз газеты "Печорская правда". Вот и в минувшее воскресенье в живописном уголке близ Печор вновь состоялись соревнования, посвященные нынче 60-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота.

На старт вышли спортсмены предприятий и организаций района, школьники.

На трассе, где развернулись лыжные гонки, было на что посмотреть: это и живописный лес, укутанный белой пеленой снега, и интересная борьба, развернувшаяся на лыжне.

На десятикилометровке у мужчин лучшие результаты были соответственно у Геннадия Степанова (РОНО), Владимира Лопанина и Олега Зайцева (трикотажная фабрика). Все они выполнили нормативы первого разряда. У женщин лидировала Людмила Николаева из ПМК-4.

Вне конкуренции оказались на лыжне спортсмены средней школы № 1 Александр Ишевский, Владимир Суворов и Вячеслав Умрихин, Ольга Никифорова, Антонина Аромяэ и Лариса Семенова.

Общекомандное первое место - у спортсменов трикотажной фабрики, второе - у лыжников ПМК-4, на третьем месте представители Озерного рыбозавода. Среди школьных коллективов призовые места заняли школы № 1, № 2 и Лавровская десятилетка.

Занявшим первые места вручены кубки газеты "Печорская правда". Призеры награждены подарками.

На снимке: призер соревнований А. Ишевский.

Н. Вышковский, внештатн. корр. Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
16 февраля 1978 г.

Смотр знамёных групп

В Доме пионеров проходил смотр знамённых групп пионерских дружин района "Равнение на знамя". Он проводился с целью проверки знаний по теории пионерского движения, правильному выполнению пионерских ритуалов и воспитанию уважения и бережного отношения к пионерской символике. Знания истории пионерской символики для пионера также необходимы, как необходимы человеку знания истории своей Родины.

Есть особая сила, особая красота в пионерских ритуалах, которые пробуждают в сердцах людей самые светлые, благородные чувства, напоминают о высоких идеалах.

На правом фланге пионерского строя всегда твой старший вожатый - пионерский комиссар, знаменосец, горнист, барабанщик - лучшие из лучших, кому доверена высокая честь вести за собой пионерскую дружину.

Знаменные группы 16 пионерских дружин приняли участие в районном смотре. На станциях "Историческая", "Ритуальная" и "Строевая" участники смотра показали свои знания по истории пионерской организации, пионерским символам и ритуалам, строевой подготовке.

Лучшими при подведении итогов стали знаменная группа Лавровской средней школы (1 место), Печорской средней школы № 2 (II место), Зимне-Борковской и Печковской восьмилетних школ (III место). Неплохо подготовились знаменные группы Изборской, Печорской средней школы № 1, школы-интерната.

В. Никифорова, методист Дома пионеров.
«Печорская правда»
18 февраля 1978 г.

"Расскажи мне обо мне"

В нашем отряде мы проводим много сборов, но один нам понравился и запомнился больше всего. Называется этот сбор "Расскажи мне обо мне". На этом сборе мы рассказывали о своих товарищах, о тех, с кем дружим, с кем живем в одном доме, играем во дворе. О каждом из нас было рассказано много интересного. Мы узнали, какие мы, по мнению ребят, узнали о своих чертах характера, о характере каждого из нас. Потом мы рассказывали об интересных случаях в нашей жизни. А к концу сбора приняли как бы обещание о том, чтобы как можно меньше делать плохих поступков. Этот сбор помог нам узнать себя, понять, не лишний ли ты в отряде.

И мы хотим, чтобы такие сборы проходили во всех отрядах и почаще.

Оля Кудрявцева, председатель совета отряда средней школы № 1
«Печорская правда»
18 февраля 1978 г.

Играй, мой баян

(Ученик школы № 1 А. Беляков обучается игре на баяне)

Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
18 февраля 1978 г.

Трудно в ученье - легко в бою

Накануне юбилея Советской Армии и Военно-Морского Флота в районном Доме культуры состоялся районный смотр-конкурс по начальной военной подготовке среди команд средних школ района. Организованный районным военным комиссариатом и районным отделом народного образования, этот конкурс должен был показать успехи в изучении важного предмета, умение учеников действовать по сигналам гражданской обороны, знание боевого оружия.

К сожалению, не все средние школы выставили команды. Честь своих коллективов защищали только ученики первой, второй, Новоизборской, Изборской и Киршинской средних школ. Перед началом конкурса они выстроились в зале с учебным оружием, противогазами, средствами оказания первой помощи. И вот начинается проверка строевой подготовки. Этот конкурс принимал курсант Рижского авиационно-инженерного училища Николай Шлюпкин.

А вот другое испытание: разборка и сборка автомата. В нем участвуют не только юноши, но и девушки. Юношам сложнее: задание надо выполнить с завязанными глазами - но они успешно справляются с ним. Лучшее время показал Александр Дроздов из средней школы № 1. Среди девушек лучшей стала ученица Киршинской школы Любовь Вальцева.

Состязания в огневой подготовке продолжаются. Надо показать умение метко стрелять. Это упражнение юноши выполняют в противогазах. Трудно поймать сквозь запотевающие стекла на мушку пневматической винтовки маленькую мишень, но будущие воины справляются с этим. Лучший результат показал Сергей Петров из Новоизборской средней школы. Он уложился в установленное время и выбил большее количество очков. Хорошо стреляли и девушки. Особенного успеха добилась ученица школы № 1 Елена Литвинова.

Были на смотре-конкурсе упражнения по зарядке автоматных магазинов, по быстрому надеванию противогазов. Письменные упражнения по уставам Советской Армии выполняли капитаны команд.

Завершился смотр-конкурс соревнованием сандружинниц. Лучше всех наложила повязку ученица средней школы № 2 Хельве Сави.

В итоге первое общекомандное место заняли ученики школы № 1. Им был вручен главный приз смотра-конкурса.

С. Елисеев
«Печорская правда»
25 февраля 1978 г.

На недавно проходившем смотре художественной самодеятельности школ было представлено все, чем увлекаются наши дети. А они привезли на конкурс очень много интересного. В программы выступлений были включены хоры, ансамбли, художественное чтение, танцы, цирковые номера.

На снимке: выстурает ансамбль Печорской средней школы № 1.

Фото Н. Сарапова.
«Печорская правда»
28 марта 1978 г.

Праздник книги

В дни весенних каникул проходит замечательный праздник - неделя детской книги. Одними из первых встретили его учащиеся первых и третьих классов Печорской средней школы № 1. Утренник, посвященный неделе детской книги, проходил в празднично убранном зале. Здесь можно было прочитать пословицы и поговорки о книге. Сцену ребята оформили красочными иллюстрациями из любимых книг. В глубине ее - портрет доброго друга ребят С. В. Михалкова.

По традиции в начале утренника были названы лучшие читатели и активисты школьной библиотеки.

И вот со сцены звучит слово о добром друге и верном помощнике - детской книге. Ребята читают стихи о книгах, говорят о бережном отношении и своей любви к ним.

На сцену один за другим выходят "именинники" - герои любимых детских книг: Красная шапочка и Буратино, Золушка и Дюймовочка, Царевна из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", Айболит и Аленушка с Иванушкой. Их ребята сразу узнали.

В этом году неделя детской книги проходит под девизом "65 лет писателю С. В. Михалкову". Вторая часть нашего утренника была посвящена этой теме. Имя Михалкова хорошо знакомо и по-своему дорого людям, независимо от их возраста и профессии. Но особенно оно дорого детям.

Стихи Михалкова гражданственны, умны, поучительны, не бывают равнодушными.

На утренник к ребятам в гости пришли герои книг С. Михалкова. В коллективном исполнении учащихся 3-а класса прозвучало стихотворение "Мой друг". Тепло встретили ребята инсценировку стихотворения "А что у вас" и многие другие номера.

Дружно отвечали школьники на вопросы викторины по стихам и сказкам.

Прозвучал на празднике и живой голос юбиляра. Школьники услышали в грамзаписи "Дядю Степу". Читал автор.

В конце утренника все участники исполнили "Песенку юных читателей".

Г. Васильева, зав. библиотекой средней школы № 1.
«Печорская правда»
30 марта 1978 г.

Творчество юных

Каждый раз, когда приходишь на выставку детского прикладного творчества, не перестаешь удивляться неиссякаемой детской выдумке, интересным и оригинальным решениям, найденным в обычном природном материале, фантазии и просто умелым рукам юных. В своих работах ребята используют глину и дерево, бумагу и акварельные краски, богатый природный материал. Здесь можно увидеть и мягкие игрушки, и выжигание.

Интересны работы учащихся Печорской средней школы № 1 Ю. Берникова, И. Фроловой, Л. Ермоловой. ...

Жюри единогласно признало победителями по прикладному искусству - школы № 1, Киршинскую и школу-интернат. По изобразительному искусству - школы № 1, № 2 и Киршинскую.

...

На снимке: собачки (мягкая игрушка), работа Лены Сараповой из школы № 1.

Г. Николаева
«Печорская правда»
11 апреля 1978 г.

Встреча с Горьким

28 марта вся страна отмечала 110-летие пролетарского писателя, основателя метода социалистического реализма Алексея Максимовича Горького. В связи с этой датой на родине писателя, на древней нижегородской земле, в городе, носящем его имя, проходил V-й Всероссийский литературный праздник школьников. Посланцы всех уголков России собрались здесь, чтобы отдать дань уважения великому писателю.

Но не с пустыми руками ехали сюда ребята. Доклады и рефераты, посвященные произведениям Горького, свои рисунки и стихи, литературные и музыкальные композиции, словом, все то, что связано с именем писателя.

Работа праздника проходила по секциям, в которых ребята могли найти себе занятие по душе. Их было пять: литературоведческая, искусствоведческая, детско-юношеской литературы, краеведческая и творческая. Те дни, что мы провели в Горьком, запомнятся надолго, хотя пролетели они незаметно. Каждый день был заполнен чем-то новым.

Очень понравились экскурсии по литературным местам города. Ветхий домик Василия Каширина, деда Алеши Пешкова, в который входишь, затаив дыхание... Кажется, вот-вот войдет сюда Алеша, полезет в комод за салфеткой, которую решил выкрасить... Немного жутко смотреть на скамейку, на которой впервые выпорол дед 3-летнего Алешу, на розги, вымачивающиеся в кадушке. Именно в этом доме услышал Алеша слова деда: "Ну, Алексей, ты - не медаль, на шее у меня не место тебе, а иди-ка ты в люди!"

Старое Сормово, где жил прототип Павла Власова Петр Заломов, осталось таким же, каким помнил его Горький. Немного странно рядом с ветхими, полуразвалившимися домишками с подслеповатыми оконцами, на их фоне, видеть кварталы нового, современного города. Теперь о городе Горьком во всем мире знают как о центре автомобильной и судостроительной промышленности.

Побывали мы и на ГАЗе, на других предприятиях.

Тепло встретив нас в Горьком, нам не давали скучать. В театре драмы мы смотрели пьесу Горького "Дети солнца"; в кинотеатре "Мир" встречались с деятелями киноискусства Марком и Ниной Донскими; в Доме культуры автозавода перед нами выступил большой хор Всесоюзного радио и телевидения с его солистами Димой Головым и Виталиком Николаевым...

Но дни праздника пролетели очень быстро. Расставаться не хотелось, ведь в Горьком у нас появилось много друзей. В городе на Волге и Оке мы очень многое узнали о любимом писателе, еще ближе стал нам А. М. Горький.

Т. Куренкова, ученица 10-в класса Печорской средней школы № 1.
«Печорская правда»
13 апреля 1978 г.

Турнир юных

В минувшие субботу и воскресенье соревнованием юных шахматистов и шашистов завершилась районная зимняя спартакиада среди школьников. В городском шахматном клубе встретились команды одиннадцати школ. Разыгрывалось первенство среди средних и восьмилетних школ. Чтобы добиться победы, командам, в каждую из которых входило по три участника, необходимо выбрать максимальное количество очков при встречах с соперниками.

12 команд шашистов, участвовавших в соревнованиях, за один день провели 194 партии. Наибольшее количество очков набрала команда средней школы № 1, а среди восьмилетних победителями стали ученики Ротовской школы.

Не менее напряженно отстаивали право выйти на первое место и юные шахматисты. Юноши и мальчики вели борьбу по швейцарской системе, а девочки и девушки - по круговой. И здесь было превосходство шахматистов средней школы № 1, которые от вторых призеров - учеников школы-интерната - оторвались на девять с половиной очков. Среди команд восьмилетних школ наилучшую подготовку показала команда школы № 3.

Итоги турнира показали высокую активность средних школ и недостаточное внимание, которое уделяют развитию этих видов спорта, в восьмилетних школах.

Н. Вышковский, председатель районного комитета по физкультуре и спорту.
«Печорская правда»
13 апреля 1978 г.

Воспитанию и обучению - комплексный подход

18 апреля состоялась седьмая сессия районного Совета народных депутатов шестнадцатого созыва. Сессия обсудила "Отчёт о работе отдела народного образования", с которым выступил заведующий РОНО Н.Н. Боровьёв.

...

Рассказав о делах средней школы № 1, ее директор П. Н. Шмелев остановился на тех вопросах, которые следует решить для улучшения учебного процесса и работы по профориентации. Обучение автоделу затруднено в связи с тем, что не выделяется новый автотранспорт и крайне лимитирован бензин. Учащимся негде сдавать нормы по плаванию, из-за чего затруднена сдача норм комплекса ГТО. В лагерях труда и отдыха ребятам предлагают только тяжелый однообразный труд, что не привлекает к работе в сельском хозяйстве. Давно пора в городе иметь стрелковый тир для проведения соревнований.

...

«Печорская правда»
22 апреля 1978 г.

Что в протокол не заносится

Были в старину такие музыкальные ящики. Вставляли в них медные диски наподобие современных пластинок, а в дисках - дырочки. Вращается такой диск, в дырочки вскакивают шпенечки, соединенные с молоточками, а те выстукивают мелодию. Какой диск поставишь - такая и мелодия, правильная, красивая, но...бездушная, механическая, лишенная человеческих чувств.

Неясная ассоциация с музыкальным ящиком родилась, когда пришлось присутствовать на отчетно-выборном комсомольском собрании в средней школе № 1. Нет, никаких резких упреков организаторам собрания в самой крупной школьной организации района нельзя бросить. Все было "на уровне" - и явка, и доклад, и выступления. Но чувства неудовлетворенности от этого собрания все же не удалось преодолеть. Поэтому возникло желание разобраться в причинах его, понять, почему то, что ожидалось, не сбылось.

Отчетный доклад, который сделала секретарь комитета комсомола Ира Тимофеева, убедительно показал, что комитет сделал за прошедшее время немало. Его регулярные заседания не давали ослабнуть деятельности школьников на многих направлениях. В организации хорошо прошла общественно-политическая аттестация, по-прежнему активно действует клуб интернациональной дружбы, создана комната боевой и трудовой славы. Большее внимание по сравнению с прежним периодом было уделено политической информации в классах, что привело к положительным сдвигам.

Все было хорошо в докладе, но насторожила одна фраза, одна из немногих, что были посвящены острому сейчас для района вопросу профориентации. Секретарь сказала: -Думаю, что найдутся такие, кто пойдет учиться в ПТУ и СПТУ,- и перешла к следующей теме. Если так было сказано о серьезном деле, то налицо досадный пробел в деятельности комитета. Но пока оставим это.

И еще обращал на себя внимание тот факт, что почти по всем показателям хронически отстающими были комсомольцы восьмых классов. Критика в их адрес зачастую была серьезной. Возник интерес к тому, что же скажут в ответ на упреки восьмиклассники, когда начнется обсуждение доклада.

А вот и прения. Быстро и четко отчитываются ответственные за секторы. Список выступающих у председателя собрания подходит к концу. Но в зале никак не может установиться атмосфера заинтересованности, соучастия в важном деле подведения годовых итогов. Такие чинные (девушки в белых праздничных фартуках) старшеклассники начинают вести свои разговоры, к собранию отношения не имеющие. Устанавливается ровный шумок, в котором тонет беглая скороговорка выступлений с трибуны.

Заставляет прислушиваться Света Балакирева. Ее слова, неровные по ритму - волнуется, хочет донести, что накопилось, до понимания всех о том, как работать новым комсоргам, чтобы не было скуки, чтобы горел огонек в комсомольцах, о том, что надо на собраниях петь комсомольские песни, что надо стараться быть всем вместе. И эти слова задевают, они из немногих на собрании, в которых есть и максимализм юности, и личное отношение к высказываемому, и большая заинтересованность в успехах тех, кто придет на смену.

А восьмиклассники так и не выступили. Не было, очевидно, поручено. Напрашивается вывод о том, что комитет в своей деятельности шел по легкому пути, работал с теми, с кем легче, не приучал к общественным нагрузкам новое пополнение. Был у него не такой уж большой круг активистов, которые и вели работу. Остальные были пассивными исполнителями, вот и пошумливали на собрании, на котором говорилось о чужих для них делах.

А профориентацией, как делом ответственным, занимается педагогический коллектив. Комитет решили не подключать. Может, не справится, а может, что не так сделает. На собрании также можно было слышать слова о том, что учителя разработали для комсомольцев план трудовых дел. И по многому другому чувствовалось, что комсомольцы школы инициативой, активностью не блещут. То ли в этом своеобразная реакция на решения, навязываемые им, то ли молодежь, стоящая на пороге взрослой жизни, так и оказалась не наученной принимать самостоятельные решения, выбирать иной путь, кроме легкого.

На материале одного собрания об этом трудно делать четкие выводы. Собрание, которое тем не менее по форме было безупречным. Все в нем было для протокола. Разве что в конце не спели песни. Комсомольской. Что в протокол не заносится.

С. Маркелов, член бюро райкома ВЛКСМ.
«Печорская правда»
22 апреля 1978 г.

Книга о мужестве

С большим интересом читают и обсуждают у нас в стране, в дружественных социалистических странах и за рубежом вышедшую в канун 60-летия Вооруженных Сил СССР книгу воспоминаний Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева "Малая земля". Учителя Печорской средней школы № 1 тоже провели читательскую конференцию по этой книге воспоминаний Л. И. Брежнева. 255 дней мужественной борьбы и героического подвига защитников Малой земли взволновали всех.

В выступлениях читатели поделились своими мыслями о книге, о характерах ее героев, о событиях 1943 года на Малой земле. О. М. Тумановская рассказала о памятном бое в Цемесской бухте 17 апреля 1943 года, в котором участвовал Л. И. Брежнев. О тщательной подготовке добровольцев и первом десанте на Малую землю под командованием майора Ц. Л. Куникова говорила Г. А. Шупик. Она обратила внимание на замечательные строки в воспоминаниях, где говорится о том, что ставшие легендерными слова "Хочу идти в бой коммунистом!" Л. И. Брежнев "слышал едва ли не перед каждым сражением, и тем чаще, чем тяжелее были бои".

"Какие льготы мог получить человек, какие права могла предоставить ему партия накануне схватки? - размышляет автор. - Только одну привилегию, только одно право, только одну обязанность - первым подняться в атаку, первым рвануться навстречу огню". Так просто и ясно вырисовывается в воспоминаниях образ коммуниста.

Об эпопее 255 дней на Малой земле и о том, как же могли остаться в живых люди, если на них обрушивались сотни тонн смертоносного металла (как позже подсчитали, его приходилось по 1,250 килограммов на одного человека), если силы противника во много раз превышали наши, если с окружающих гор враг видел Малую землю, как на ладони, говорили Р. М. Амосова, Л. Т. Парамонов.

"Всему этому, - читаем мы в книге, - противопоставили опыт, хладнокровие, расчет и каждодневный труд".

- Близка своим содержанием нам, учителям, 5 глава воспоминаний, - сказала на конференции Е. А. Румянцева. - В ней идет речь об образе политработника, о том, чем измерить, как оценить деятельность политического руководителя. Ведь ему "было доверено самое острое оружие в годы войны. Души и сердца воинов закалял он, без чего ни танки, ни пушки, ни самолеты победы нам бы не принесли".

Учительница рассказала, как тепло вспоминает Л. И. Брежнев о дружном коллективе боевых офицеров, прошедших школу партийной работы, обладавших и опытом и знаниями, отличавшихся инициативой и личным мужеством, рисковавших жизнью в ходе боев там, где этого требовала обстановка, о пропагандистах Малой земли А. А. Арзуманяне, И. П. Щербаке, Г. Н. Юркине, С. С. Пахомове, о комсорге батальона моряков Марии Педенко. Их образы в книге являются олицетворением духовного величия советских людей.

Учитель истории А. С. Талалаев у карты рассказал о том, с какой силой и выразительностью описывается в воспоминаниях штурм Новороссийска - ключа к освобождению Таманского полуострова и Крыма, о ратном подвиге героев боев за Новороссийск и Житомир, о примерах неистребимой любви к Родине, жажды защищать ее, не щадя собственной жизни.

С заключительным словом на конференции выступила зам. директора по воспитательной части Л. М. Виноградова. Она обратила внимание на то, в чем видит Л. И. Брежнев значение победы советского народа в Великой Отечественной войне и какой вывод сделал он, пройдя войну от первого до последнего ее дня.

"Наша победа - это высокий рубеж в истории человечества. Она показала величие нашей социалистической Родины, показала всесилие коммунистических идей, дала изумительные образцы самоотверженности и героизма... - пишет Л. И. Брежнев... - Но пусть будет мир, потому что он очень нужен советским людям, да и всем честным людям земли...- Быть войны не должно никогда",- читаем мы в заключительных строчках "Малой земли".

Г. Васильева, заведующая библиотекой Печорской средней школы № 1.
«Печорская правда»
9 мая 1978 г.

Главный критерий - действенность

Смотр школьных стенгазет - это всегда интересное и волнующее знакомство с жизнью школьных коллективов, их делами и планами. И, естественно, главный критерий их оценки - действенность, при этом не умаляются художественные достоинства, литературный уровень стенновок.

Так было и на этот раз. Определить самое лучшее всегда трудно, учитывая, что у каждой школьной газеты свое лицо, свои достоинства, свой язык. Между тем, приятное впечатление оставили отдельные номера классных, общешкольных стенновок, старательно оформленных, глубоко рассматривающих важные стороны жизни своих коллективов.

...

На протяжении ряда лет первенство в смотре стенновок удерживала Печорская средняя школа № 1. Но нынче она уступила Лавровской десятилетке. Хуже качество исполнения, чувствовалась спешка в подготовке отдельных номеров, классные газеты не отличаются особой продуманностью, аккуратностью, в них мало о жизни классов, о проблемах, которые волнуют выпускников, о горячем стремлении семнадцатилетних быть в первых рядах преобразователей Нечерноземья.

...

Среди десятилеток жюри распределило призовые места следующим образом. Первое - у Лавровской средней школы, второе - у средней школы № 1, третье присуждено Киршинской десятилетке.

...

Подводя итоги, жюри отметило, что школьные газеты в основном правильно понимают свое назначение, стремятся быть помощниками в учебе и труде.

Г. Николаева
«Печорская правда»
11 мая 1978 г.

На приз газеты

Весенний легкоатлетический кросс на приз районной газеты был проведен 5 мая. Стало доброй традицией, когда спортсмены выходят на старт в День печати, чтобы помериться силой, выносливостью. Легкоатлеты в ходе проведения состязаний выявляют свои спортивные возможности, проявляют мужество, настойчивость, желание добиться как можно лучшего результата.

В два часа дня участники выстраиваются у флагштока. Раздается команда:
- Смирно! Равнение на флаг!

Право поднять стяг предоставляется капитану команды средней школы № 1 Владимиру Суворову. Спортсмены этой школы были победителями прошлогоднего кросса.

С приветственным словом к участникам обратился редактор газеты Б. М. Костомаров. Он пожелал спортсменам успешного старта, показа хороших результатов.

И вот на дорожку городского парка выходят младшие девочки. Им предстоит пробежать 300 метров. Скоротечная дистанция, тут многое зависит от успешного старта, кто первым возглавит бег. Первым победителем состязаний становится учащаяся средней школы №1 Ира Горохова с результатом 55,8 секунды, второй была Вера Гундосова, защищавшая честь Бельской восьмилетней школы. Третье место поделили сразу две спортсменки Таня Волкова и Валя Ахманова.

Вслед за младшими девочками на старт выходят мальчики. У них уже дистанция на 200 метров длиннее. И здесь с большим отрывом бег заканчивает Сергей Егоров, также учащийся средней школы № 1.

Интересным сложился забег у старших ребят на километровке. Три призера - три друга Владимир Суворов, Александр Ишевский и Вячеслав Умрихин. Да и не мудрено - они занимаются в детско-юношеской спортивной школе. Ребята не только хорошие кроссмены, но и отличные лыжники. Первые двое имеют I спортивный разряд по лыжам, являются неоднократными победителями областных юношеских соревнований.

У девушек на пятисотке успешно выступила десятиклассница средней школы № 1 Ольга Никифорова, второй была Галина Дробченко, подруга по команде. Трех десятых не хватило ей, чтобы обойти победительницу. Третий результат дня иа этой дистанции показала Наталья Егорова из школы-интерната.

Тактически правильно построил бег среди мужчин Александр Харитоненко, представитель трикотажной фабрики. Проявив волю к победе, Александр выиграл на финише одну десятую секунды у Олега Зайцева.

Победителям соревнований были вручены Почетные грамоты и подарки. В общекомандной борьбе среди младших ребят переходящий кубок завоевали учащиеся средней школы № 1. Они награждены Дипломом первой степени. Победителями среди команд старших возрастных групп стали также учащиеся этой школы. Среди коллективов физкультуры первенствовали спортсмены трикотажной фабрики.

Редакция благодарит тренерский состав детско-юношеской спортивной школы, который подготовил трассу и организовал четкое судейство.

На снимке: победитель забега мальчиков на 500 метров С. Егоров.

В. Иванов
«Печорская правда»
11 мая 1978 г.

Дружба всего дороже

Вместе с теплым весенним ветром на печорскую землю пришел праздник - фестиваль дружбы школьников четырех республик: РСФСР, Латвии, Литвы и Эстонии. Он принес в город радостные ощущения молодости, тепла и света.

У средней школы № 1 весеннее разноцветье: пробивающаяся зелень, высокое голубое небо, национальные костюмы, улыбки, песни, которые звучат сегодня сразу на четырех языках. И у гостей этого праздника - ребят из латышского города Лимбажи, литовского - Паланги, эстонского - Рапла и у его хозяев уже найден общий язык. И пусть не так велик запас русских слов, но объяснение между всеми сегодня только по-русски.

Гостеприимно звучат слова - "Добро пожаловать!" и традиционные хлеб и соль - открывают зтот яркий молодежный праздник. Флаг поднят.

- Мы за дружбу! - говорит, открывая фестиваль, директор школы П. Н. Шмелев. Он желает участникам веселья и счастья, радостного пребывания на печорской земле.

Гостей фестиваля приветствует десятиклассница Лариса Соловьева и вручает им сувениры.

- Меняются годы, люди, но остается теплота сердца, остаются добрые друзья и воспоминания, - говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Палангаской школы Е. Б. Гульбийене. - Пожелание всем участникам нашей встречи - чтобы дружили и эта дружба помогала хорошо жить и учиться, быть достойными нашей большой многонациональной Родины.

И как память о Паланге, одном из городов янтарного побережья Балтики - сувениры друзьям.

И снова теплые пожелания, благодарные слова:
- Пусть ваши сердца горят, как яркий огонь, от которого разгорится большой костер дружбы. И пусть ваши лица всегда светятся так, как сегодняшний майский день, - это слова Парслы Сактыня из Лимбажской средней школы.

- Мы рады видеть друзей, - говорят раплаские школьники. И снова обмен сувенирами, теплые рукопожатия, пожелания, с которыми обратились к участникам фестиваля Фауста Ярецкайте из Паланги, И. К. Грава - из Лимбажской школы.

А потом было знакомство с городом, его памятными и историческими местами, обмен опытом комсомольской работы. Вечером - большой концерт дружбы, который открыли печорские школьники. Выступление ансамблей "Алые паруса" и "Вдохновенье", задорные танцы - все было принято в зале благодарными аплодисментами. Зал то умолкал, зачарованно слушая гитару, то восторженно аплодировал латышам за русскую "Утушку", то подпевал литовским ребятам, взявшись за руки и покачиваясь в такт мелодии. Этот многонациональный венок дружбы, который сплели из своих песен и танцев эстонские и латышские, русские и литовские школьники, стал олицетворением молодости и света, мира и добра.

До позднего вечера в стенах школы не смолкала музыка, веселье и повсюду звучала разноязыкая речь, песни. В блокнотах появились новые адреса друзей, завязывались интересные разговоры, казалось, встретились старые добрые друзья. А позади был только один день фестиваля.

Утром следующего дня, 9 мая, участники фестиваля вместе со всеми печерянами отдали дань памяти погибшим за освобождение нашей Родины, за светлый нынешний день. Возложили венки на братские могилы. И фестиваль продолжился теперь на стадионе, где школьники померялись силами в многоборье ГТО. Смешанная эстафета, метание гранаты, прыжки в длину выявили немало ловких и сильных ребят, которые принесли своим командам призовые места.

- Действительно, день сегодня напряженный, - говорит Фауста Ярецкайте из Паланги. - Соперники у нас серьезные. Но уже по баскетболу мы заняли первое место, третьи в эстафете. А сейчас "болеем" за прыгунов.

Я оказалась рядом с ребятами из Литвы, и первый вопрос, естественно, о том, чем запомнились дни фестиваля?

Говорит Пальмира Волковайте:
- Нам понравился город, старинная крепость и, конечно, гостеприимство, благодарны за заботу о нас. Мы отлично понимаем все зто, ведь в минувшем году фестиваль проходил у нас. Встретили мы здесь своих старых друзей, появились и новые. Не хочется расставаться. Тепло встречи мы сохраним в сердце.

Алдис Бирзгалис, Венте Ауэиньш - ребята из Лимбажи - тоже увезут с собой немало впечатлений:
- Жаль только, что дней на фестиваль отведено немного. Вечером уже уезжаем. А пока - соревнования, сегодня все внимание - спорту.

Действительно, соперники оказались серьезными. Лидерами стали спортсмены из Паланги, второе место у школьников из Лимбажи, третье - у хозяев фестиваля. Спорт есть спорт. Побеждают сильнейшие.

Возвращались с песнями, радуясь одержанным победам. Короткий отдых - и прощальный вечер. Так незаметно подошло время расставания. Опущен флаг фестиваля. Минуты прощания особенно напряженны. Улыбки и слезы, песни и дружеские рукопожатия. Но дружбе - не кончаться, для неё нет преград, и километры не помеха для тех, кто обрел друзей здесь.

До новых встреч, фестиваль!

Г. Николаева
«Печорская правда»
13 мая 1978 г.

Наш рапорт празднику

Все пионерские дела в этом году в нашей дружине были направлены на достойную встречу 60-летия Великого Октября, XVIII съезда ВЛКСМ, 60-летия Ленинского комсомола. В отрядах прошли встречи с ветеранами, беседы, сборы, ребята участвовали в "Неделе революционной славы", на дружинном сборе "Идем дорогой Ленина, дорогой Октября" рапортовали Родине о выполнении своих обязательств.

Интересный тематический дружинный сбор "Непобедимая и легендарная" подготовили пионеры отряда им. 3. Космодемьянской (7-б класс), посвященный 60-летию Вооруженных Сил. Пионеры участвовали в военно-спортивной игре "Зарница", победителем которой стал отряд им. Ю. Смирнова (5-в класс). Молодцы, ребята!

Активное участие красногалстучные приняли в трудовых операциях "Пионерстрой", "Миллион - Родине". Лучшими здесь стали отряды им. М. Филипповой, им. П. Морозова, им. Л. Голикова; в операции "БАМу - пионерские поезда" отличились отряды им. М. Филипповой, им. Ю. Смирнова.

Большую работу провел совет друзей октябрят. Пионеры помнят, что октябрята - будущие пионеры и принимают активное участие в работе с октябрятскими группами. Вожатые помогают малышам учиться и отдыхать. Знакомят с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников с историей пионерской организации, готовят к вступлению в пионеры.

Во всех школьных мероприятиях: спортивных соревнованиях, выставках, конкурсах, трудовых неделях пионеры дружины принимают активное участие. За большую работу, проделанную по маршу в течение 1977-78 учебного года, пяти отрядам присвоено звание правофланговых.

Дружина продолжает работать по маршу под девизом "Мы верная смена твоя, комсомол!" Все дальнейшие дела пионеров направлены на достойную встречу 60- летия ВЛКСМ.

Т. Егорова, ст. пионервожатая Печорской средней школы № 1.
«Печорская правда»
18 мая 1978 г.

На старте - сандружины

Утро выдалось на редкость безоблачным, теплым. К десяти часам в район Майского стали прибывать автобусы и грузовые машины с необычно одетыми пассажирами - в противогазах, с санитарными сумками через плечо - участниками районных соревнований санитарных дружин.

Одиннадцать тридцать. Звучит команда: "Стройся!". Победители прошлогодних соревнований представители средней школы № 1 и совхоза "Новоизборский" поднимают флаг. Командиры докладывают о готовности.

Жеребьевка. Кто же первый? И вот на старт выходят команды школы № 1 и завода КДТ. На первом этапе проверяется оснащение. (Судьи позже отметят, что укомплектованность была неплохая). На втором - оценка строевой. С песнями маршируют школьники.

Самое трудное впереди - очаги массового поражения. От настроя дружины, умелого действия командира и политрука зависит успех. Каждому звену предстоит отыскать и оказать необходимую помощь "пораженным", но не только оказать, а и определить ее очередность, выбрать средства выноса из очага, произвести частичную дезактивацию и дегазацию, погрузить на транспорт, осуществить уход за тяжело больными. Каждое неправильное действие наказывается штрафными очками. Работать нужно быстро. Задержался - получай штрафные очки. Здесь выручают физическая выносливость, решительность, знание медицины и умение сориентироваться в сложных ситуациях.

Последний этап - очаг биологического заражения. Необходимо знать, как приготовить дезсредства, забрать пробы для лабораторного исследования, провести подворные обходы, помочь медработникам в проведении профилактических мероприятий. Многое должна знать сандружинница.

Но вот этапы пройдены. Теперь можно и отдохнуть, но дружинницы горячо обсуждают свои промахи, переживают. Ведь на то и соревнования - кому победа, кому поражение.

Среди школьников победителем третий год подряд стала дружина средней школы № 1, ей вручен кубок. Второе место заняла команда школы-интерната, третье - школы № 2.

Среди коллективов предприятий и организаций победу одержала дружина Озерного рыбозавода, которая награждена переходящим кубком, второе место - у трикотажной фабрики, третье - у колхоза "Красный Изборск".

За хорошую подготовку дружины грамотой награждена фельдшер средней школы № 1 Л. В. Петрова, а за оперативное руководство - командир дружины колхоза "Заря" Б. М. Михельсон. Грамотами отмечен лучший дневник дружинниц Изборского гипсово-известкового комбината и "боевой листок" завода КДТ.

При подведении итогов судейская коллегия отметила, что не все сандружинницы владеют навыками оказания помощи в очагах массового поражения, небрежно обращаются с "пострадавшими", не умеют правильно наложить повязки, индивидуальные средства защиты не подогнаны, командиры плохо руководят подчиненными в очаге, малоактивны политруки и связные. Не в полном составе явилась на соревнования дружина колхоза "Память Ильича", что, естественно, сказалось на результате, а колхоз имени Суворова не выставил команду.

М. Маркелов, наш внештатн. корр.
«Печорская правда»
18 мая 1978 г.

Для многих пионеров этот год знаменателен тем, что они вступили в ряды ВЛКСМ. На торжественной линейке комсомольский билет был вручён ученице средней школы № 1 Светлане Щербаковой.

Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
23 мая 1978 г.

Санитарная дружина средней школы № 1 - победитель районных соревнований.

Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
25 мая 1978 г.

Спортивные новости

Прошли соревнования на первенство района по летнему многоборью ГТО среди школьников, в которых приняли участие 11 школ.

Первое место заняли спортсмены средней школы № 1, второе - новоизборские школьники, третье - школы-интерната.

Среди восьмилеток лучшей была команда школы № 3.

В личном зачете среди мальчиков по первой ступени комплекса лучших результатов добился Б. Сигов из Зимне-Борковской восьмилетки, среди девочек победила И. Большева из средней школы № 1.

Победителями по второй ступени комплекса стали В. Пылаев из средней школы № 2 и И. Барчук из Лавровской десятилетки.

Н. Вышковский, председатель райкома по физкультуре и спорту
«Печорская правда»
27 мая 1978 г.

Последний звонок

Этот праздник не отмечен в календаре, но приходит он каждый год, и узнать о нем можно по торопливо спещащей в школу детворе, ярким весенним букетам, солнцу и улыбкам. В этот день в школьной стране звучит последний звонок. Это всегда праздник, радостный и чуть-чуть грустный, каждым своим мгновением приближающий прощание со школой. Пройдут экзамены, отшумит выпускной бал и разбегутся за школьным порогом дороги, поведут в жизнь мальчишек и девчонок к радостным и удивительным открытиям.

На школьном дворе идет торжественная линейка. Сегодня все внимание - выпускникам, теплые слова напутствия, многочисленные пожелания родителей, бывших питомцев школы, шефов и благодарность учителям за большой и добрый труд, большое терпение.

- Мы гордимся многими нашими выпускниками, - говорит директор Печорской средней школы № 1 П. Н. Шмелев. - В наш адрес поступают благодарные письма из вузов, отзывы с предприятий. Помните, что школа всегда помнит о вас, радуется вашим удачам. Работайте и учитесь так, чтобы мы могли гордиться вами.

- За доброту, помощь, заботу - огромное вам спасибо. Вся дружина желает вам быть честными, принципиальными, счастливых вам билетов, исполнения желаний. Помните, что последний звонок прозвенит в нашей школе. Помните о ней. Приходите, приезжайте, мы всегда будем рады вам, - говорит, обращаясь к выпускникам, Андрей Коломин.

Взволнованно вслушивались выпускники в слова, адресованные им, а память вновь и вновь возвращала к тому памятному первосентябрьскому дню, когда они робко и смущенно переступили порог школы. И вот позади 10 школьных лет, а впереди - целая жизнь, прожить которую нужно честно, чтобы тобой могли всегда по праву гордиться.

И слова пожелания успехов на экзаменах, правильного выбора пути - это первоклассники, и цветы, которые они преподнесли будущим выпускникам. Выступает гл. инженер трикотажной фабрики В. М. Костеев, от имени родителей - Г. С. Семилетова. Десятиклассники читают стихи о последнем школьном звонке, прощании с детством. И Татьяна Куренкова от имени всех десятиклассников благодарит школу, учителей за все, чему они научились здесь, за доброту и тепло сердец, за знания, умения, которые пригодятся в жизни. И как подтверждение теплым и проникновенным словам выпускницы - букет цветов любимым учителям. Спасибо школе!

Звенит звонок, последний школьный, и серебряная трель его все звонче и увереннее:
Звени над прошедшим и над настоящим,
Над тем, что берег я и что не сберег.
Звени же над детством моим уходящим.
Веселый и грустный последний звонок!

Г. Николаева
«Печорская правда»
30 мая 1978 г.

Идут экзамены

С первого экзамена вопрос о зрелости, о готовности выбрать себе путь жизни ставится перед выпускниками во всей его значимости.

И темы, предлагаемые Министерством просвещения РСФСР, нацеливают выпускников на раскрытие своих мыслей, убеждений, своего я: "Жизнь, отданная революции" (по роману Н. Островского "Как закалялась сталь"), "Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?", "который дает заряд на всю жизнь" (В. И. Ленин) и "Тема подвига в современной советской литературе".

Все темы хороши, но большинство выпускников выбирает первую тему. Роман Н. Островского, подвиг его жизни не стареет, идея революционного переустройства мира так близка нашей молодежи. И выпускники не просто цитируют его высказывания о цели и смысле жизни, они пользуются его словами для выражения своих мыслей и убеждений.

"Роман "Как закалялась сталь" долгие годы вдохновлял людей на борьбу. На Павку Корчагина и теперь равняется молодежь. Что может быть прекрасней жизни, отданной за людское счастье?!",- пишет Марина Ортикова, выпускница школы № 1.

Так же близка нашей молодежи и тема подвига. И многие, раскрывая тему подвига для родины, для народа, показывают широкую начитанность и понимание героического во всем многообразии его проявлений. И естественно, что во многих сочинениях литературный материал подкрепляется фактами из окружающей жизни, примерами и цифрами, взятыми из газеты.

Так, Виктория Сидорович пишет:
"Сколько подвигов совершают комсомольцы в наши дии! О них еще нет книг, но они должны быть написаны, они будут написаны".

Не утратил своего интереса и значения для нашей молодежи и роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?". Действительно, "заряд на всю жизнь", по выражению В. И. Ленина, дают его слова: "Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, приближайте ero! Переносите из него в настоящее все, что можете перенести".

В. Весский, наш внештатн. корр.
«Печорская правда»
3 июня 1978 г.

Литературное наследство

Мысли с экзаменов

"Здравствуй, племя младое, незнакомое!"

Снова звучат слова поэта. Но повторяет их теперь, в дни Всесоюзного пушкинского праздника поэзии, молодежь нашей страны, которой он посвятил свой гений. Повторяет их на экзаменах по литературе как отчет в знакомстве с его творчеством и - счастливые наследники! - со всем огромным наследием, которое дала им дореволюционная и советская литература. Наследие бесценное по своему идейному и художественному богатству.

Учитель на уроках литературы успевает проложить только тропку по огромному материку этого богатства, задерживаясь на несколько дней на важнейших станциях: Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Максим Горький, Николай Островский, Шолохов и др. А ученик должен сам потом расширять и углублять знакомство - осваивать этот материк. Ведь из этого знакомства вырастает уменье разбираться в жизни, понимать и ценить людей, определять свое место и роль в обществе.

Таня Куренкова (10-в класс Печорской средней школы № 1) так определяет огромную воспитательную роль литературы: "Произведения советской литературы помогают нашей партии, нашему государству в создании новой исторической общности людей".

Вдумчивое отношение к прочитанному и широкое знакомство с советской литературой показали ответы Тани Яр, Лиды Петровой, Аллы Пимановой, Наташи Новиковой, Володи Краева, Любы Соболевой и других выпускников средней школы № 1.

Приятно было отметить заботу о правильности и точности выражения своих мыслей в ответах Марины Степановой и Веры Пресс.

Свободно и много читал наизусть из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Юра Берников. В общем итоге на экзаменах по трем десятым классам отличными и хорошими отметками оценено до 60 процентов ответов. Это хорошо.

Но можно ли мириться с сорока процентами троек? Ведь за этими тройками скрывается не просто слабое знание и понимание литературных произведений, - это недооценка заложенного в них опыта жизни, а в конечном итоге - понимания своего места в ней.

Хочется думать и верить, что знакомство с литературой, начало которому положено в школе, молодежь будет продолжать и расширять и после школы - в учебе и в труде. Это окажет ей помощь во всех областях жизни. Это обогатит содержанием и украсит ее жизнь.

В. Весский, учитель-пенсионер.
«Печорская правда»
13 июня 1978 г.

Друг и хозяин

Из школьного сочинения

"Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, степь, а человеку нужна Родина.
Охранять природу - охранять Родину".
М. Пришвин.

Человек и природа неразлучны. Человек не может существовать без природы, он сразу погибнет, если умрет природа. Все, чем живут люди: одежда, пища, материалы для изготовления орудий труда и, наконец, кислород, без которого человек немыслим, - все дает природа. Но нужно не только брать у природы, нужно считаться с ней, нужно охранять её, беречь от вредных веществ, от обнищания. О богатстве нашей планеты говорят: "Неисчерпаемые богатства". Но это не значит, что они на самом деле неисчерпаемы.

Когда-то ондатра - небольшой зверек с ценным мехом - была одной из самых многочисленных особей зверей, а теперь этот вид занесен в Красную книгу. На него запрещена охота. А ведь он и в самом деле был очень многочисленным. Завезенные из Америки ондатры хорошо прижились. Быстро размножились на озерах и мелких речках России. Так что совсем скоро Россия стала буквально второй родиной ондатр. И сколько тысяч рублей, сотен тысяч рублей пошло в фонд государства за эту водяную крысу с длинными усами, голым хвостом, глазками-бусинками и мягкой, пушистой шкуркой.

Во многих странах, закупавших шкурки зверьков, шапки, воротники и другие изделия ценились больше шкурок некоторых видов норок. Неправдоподобно. Но это факт. А факт, как говорят, штука колючая.

Но бедной стала семья ондатр. Мало их осталось, очень мало, только в некоторых районах страны. Да, обидно, что именно человек истребил их до такой степени. А ведь эта участь постигла не только ондатр, таких зверей очень и очень много.

Разве не счастье увидеть человеку белую цаплю? Аисты, и те малочисленны, а ведь аист - птица, приносящая счастье, по поверью людей. И недаром говорят, что именно аист приносит младенца, селясь на крышах домов. Так почему же люди не берегут ее, птицу счастья, почему аистов становится все меньше и меньше? По-моему, из-за жестокости дикарей, которые, к сожалению, еще существуют.

Люблю березку русскую,
В зеленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках!

Это деревце, именно русское деревце, является любимым не только у меня, а почти у каждого русского человека. Сколько радости приносит белый ствол с черными заплаточками, нежная зелень, распускание весной, ранняя золотая желтизна осенью, снежные, в инее ветки зимой. Вся ее кудрявая головка, а под ней подберезовик! Если спросить у вас: "Нравится?". Вы ответите: "О, да! Конечно!".

Не лишайте березу подберезовика, вырывая его с грибницей, не лишайте ветку почек, собирая их весной, лучше рвите понемножку с каждой ветки, равномерно, не оголяйте ветку, не ломайте вершинку, заготавливая веники, не сдирайте кору с растущей березы, не загрязняйте речку, на берегу которой растет это дерево, вы, загрязнив речку, погубите корни, и засохнет ваше любимое дерево, а вместе с ним и другие растения!

Люди! Эта просьба к вам.
Будьте всегда людьми!

Во многих фантастических произведениях авторы описывают природу других планет. Например, в книге "Пятеро в звездолете", прочитанной мною давно, но не забытой, описана природа двух планет. На одной планете автор описал всю пышность природы, все ее богатства, а на другой, как мы узнаем, нет ни единой травинки, ни единого цветочка, ни одного деревца. И кто же на этой планете живет?... Роботы! Жутко представить планету с уничтоженной природой. А ведь автор этой книги писал о нашей Земле, а не о каких-то других мирах. И он показал, что за отсутствием природы: растительного и животного миров - человек станет роботом, то есть все человечество погибнет! Эта книга призывает к тому, что нужно беречь, охранять природу. А охраняя природу, мы будем охранять и Родину.

В связи с решениями XXV съезда КПСС сейчас на заводах и фабриках страны Советов строят очистительные сооружения, идет жестокая борьба с браконьерством и халатным обращением с природой, много создано заповедников и заказников, где размножаются животные, занесенные в Красную книгу.

Оля Лемух, ученица 8-б класса средней школы № 1
«Печорская правда»
24 июня 1978 г.

Уходит детство через мой порог...

Выпускной бал! Эти слова вызывают чувство радости и грусти. И порой трудно определить, что тебе дороже. Трудно расставаться со школой, товарищами, учителями, трудно расставаться со всем тем, что тебя окружало десять лет. И в то же время радостно замирает сердце от того, что ты стоишь на пороге неизвестного, на пороге в большую жизнь, где должен выбрать одну дорогу, ту единственную, которая поведет тебя в даль светлую.

Шумит, пламенеет яркими летними цветами двор средней школы № 1. Школьную форму выпускниц сменили красивые светлые платья, подтянуты, строги в нарядных костюмах юноши. Все немного смущены, так как являются виновниками торжества, на них обращены взоры учителей, родителей, друзей и близких.

Под звуки марша колонна выпускников проходит по улицам города. Добрыми улыбками провожают девушек и юношей печеряне, желая им светлой дороги. А пока они, молодые и красивые, идут по знакомым улицам родного города, где так незаметно пролетело детство. Букеты пионов и роз ложатся к обелиску освободителям Печор от фашистских захватчиков, к памятнику В. И. Ленину.

В зале Дома культуры начинается открытый педагогический совет. На трибуне директор школы П. Н. Шмелев.
- Сегодня мы выпускаем 110 юношей и девушек, - говорит ои, - и я хочу посвятить им свое выступление. Жизнь человеческая неповторима. Наши выпускники прощаются со школой, чтобы пополнить ряды строителей нашего общества. Помните, что самый верный путь к счастью - труд, знайте, что в любом труде можно достичь вершин, не гнушайтесь никакой работой. Вас зовут тысячи дорог. Сегодня 18 человек из вас вместе с аттестатом о среднем образовании получат права шофера, 15 - похвальные грамоты за особые успехи по отдельным предметам. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Уходя в большую жизнь, вы навсегда останетесь в наших сердцах. Знайте, что нас огорчит неприятная весть о любом из вас. Умейте быть настоящими советскими людьми.

Притихли в зале выпускники, предательский комок подступил к горлу, непрошеная слеза появилась на реснице. Прощай, школа! Как поется в песне: "Уходит детство через мой порог...". Впереди большая жизнь. Кем они будут? Рабочими, инженерами, специалистами сельского хозяйства, учителями, врачами?

С добрыми словами напутствия к выпускникам обращается классный руководитель Г. А. Шупик.

- Перед вами открывается много дорог, - говорит Галина Александровна, - и как важно выбрать одну из них и не сделать оплошки. Мы очень верим в вас, в вашу доброту, талантливость, честность.

Второй секретарь райкома партии Е. И. Осипов от имени бюро райкома КПСС и исполкома районного Совета народных депутатов поздравляет юношей и девушек с окончанием школы, желает успехов в дальнейшей учебе и труде.

Красивой мечты и красивых дорог от имени родителей выпускникам желает В. С. Яр. Она сердечно благодарит учителей за их самоотверженный труд, желает им творческого вдохновения и большого счастья.

Аплодисментами встречают выпускники Юрия Пухова, который сердечно благодарит учителей за их труд, за все то, чему они научили своих воспитанников.

Начинается торжественный акт вручения аттестатов о среднем образовании. Один за другим выходят молодые люди на сцену, получают документ, памятную ленточку 32-гo выпуска и попадают в объятия родных и друзей.

Педагогический совет завершен. Выпускники поднимаются на сцену и дарят цветы учителям.

Праздник продолжился в школе. Музыка, поздравления, пожелания, прощальный школьный вальс. Яркими огнями светилась школа в этот вечер. Многие зашли в свой любимый десятый посидеть в последний раз за своей партой, за которой постигались великие открытия, совершались славные походы и путешествия, за которой росла и крепла школьная дружба.

Завтра они уже не школьники. Жизненные пути уведут их далеко друг от друга, забросят в непроходимую тайгу, голубые льды Севера, позовут в поля родного Нечерноземья, в степи Казахстана, но они никогда не забудут родную школу, которая дала им путевку в жизнь.

А. Васильев
«Печорская правда»
1 июля 1978 г.

Пятая трудовая

Стало доброй традицией у учащихся средней школы № 1 - после окончания учебы проводить часть своих летних каникул в подшефном колхозе имени Суворова. Ежегодно приезжают они в Троицкую школу, которая находится на берегу живописного озера.

Здесь на протяжении двадцати трех дней и жили двадцать восемь старшеклассников. Это те ребята, которые захотели сразу после экзаменов в восьмом классе оказать помощь подшефному хозяйству.

Все эти дни ребята соблюдали уставной порядок: в 7 часов 30 минут подъем, зарядка, завтрак. А после с песнями школьники шли на работу - на поля трех полеводческих бригад. До обеда трудились: сажали гибрид, убирали с полей камни.

- За время пребывания в лагере юные шефы оказали нам большую помощь, - говорит председатель колхоза Г. А. Гурьев. - На 10 гектарах их силами была высажена рассада гибрида, убраны камни со 100 гектаров. Школьники выполнили объем работ на сумму 1100 рублей.

После активного труда ребят ждал вкусный обед. Никто не жаловался на аппетит, только успевай повар раздавать добавки. Тихий час прошел, и каждый находил себе дело. Одни играли в теннис, другие - в волейбол и шахматы. Музыкальный руководитель Б. С. Королев с группой самодеятельных артистов готовил концертную программу. Школьники за время пребывания в лагере дали два концерта для тружеников колхоза. Тепло встречали их животноводы и механизаторы, работающее на комплексе, понравились выступления и жителям близлежащих деревень.

И вот уже закрытие лагеря. На последней линейке к ребятам обратился председатель колхоза Г. А. Гурьев. Он поблагодарил всех за оказанную помощь, пожелал школьникам успехов в учебе и пригласил на будущее лето снова приехать и помочь хозяйству. А затем преподнес всем им ящик конфет.

Миша Бедовый, Лариса Ермолова, Юлия Матросова говорили о том, что очень довольны пребыванием в лагере. Он по-настоящему их сдружил, сплотил, позволил узнать многие черты характера.

...И вот опущен флаг, но ребята не прощаются. Через полтора месяца они встретятся на школьной линейке, где каждому будет вручен ценный подарок, который они заслужили своей добросовестной работой.

В. Иванов
«Печорская правда»
15 июля 1978 г.

В добрый час!

Главный школьный праздник пришел к нам вместе с первым осенним днем. И несмотря на хмурое сентябрьское утро, он состоялся - и в счастливых ребячьих лицах, и торжественно серьезных первоклассниках, и в радостном ожидании первого школьного звонка. С утра город заполнила детвора с букетами цветов в праздничной форме. Главная дорога сегодня - в школу. А здесь на школьном дворе уже волнуется море цветов, звенят ребячьи голоса.

Торжественную линейку открывает величественная мелодия Гимна. Вносятся знамена.

- Знаменательный нынче год, - говорит директор Печорской средней школы № 1 П. Н. Шмелев. - Он отмечен работой XVIII съезда ВЛКСМ, июльского Пленума ЦК КПСС. С первых дней учебы вас, ребята, ждет много полезного и нужного. Особенный день сегодня для тех, кто впервые пришел в школу. Нынче первоклассники впервые получат учебники из фонда государства. Хорошего здоровья вам, ребята, отличного настроения. С новым учебным годом!

Тепло поздравил учащихся преподаватель Л. Т. Парамонов.

И вновь добрые пожелания самым главным виновникам праздника - первоклассникам, для которых нынешний сентябрьский день - начало пути к знаниям.

- Жизненный путь каждого человека отмечен разными событиями. Многие из них забываотся, но никогда не изгладятся из памяти школьные годы. И ведет ребят по школьной тропинке и выводит их на большую дорогу жизни учитель, человек ищущий, беспокойный, отдающий все свои знания делу воспитания подрастающего поколения, - от имени родителей сказала на торжестве Т. П. Прохорченко. - И в этот день дань уважения и поздравления родителей - прежде всего учителю, организатору всех добрых школьных дел.

С приветствиями обращаются председатель исполкома райсовета Г. Ф. Грибков, секретарь парторганизации АК-1454 Б. А. Румянцев, десятиклассница Ирина Голубева.

И по доброй традиции десятиклассники, взяв за руки первоклассников, возглавили праздничную колонну, которая прошла через весь город. Поравнявшись с обелиском воинам-освободителям, памятником В. И. Ленину, десятки ребячьих рук положили к их подножио букеты осенних цветов. А у школьного порога их встретил звонкий первосентябрьский звонок. В добрый час!

Г. Николаева
«Печорская правда»
2 сентября 1978 г.

"К нам едет ревизор!"

Всем известно, что известная комедия начиналась "пренеприятным известием" - "К нам едет ревизор!"

В этой истории ждали корреспондента, но он в школу не пошёл. Значит, не будет истории? Ан нет! Была история! И место её действия - качели-"вертушка" у городской автостанции. Здесь, ожидая автобусов в свои деревни после окончания школьного дня, раскачивались пионеры той самой школы, в которую не пришёл корреспондент.

Активистов среди них не оказалось, все рядовые пионеры. Они живут в окрестных деревнях и добираются до школы нелегко. Коля Кудряев ещё до автобуса идёт тридцать минут через деревню свою Пометково, под гору, через речку Белку, и опять гора, но уже взбираться надо вверх. И только там шоссе. Зимой темно, приходится освещать дорогу фонариком. Но дело не в этом, Коля привык к таким походам, в них есть своё преимущество. Вот, к примеру, сегодня: Коля ещё до занятий в школе видел, как в Белке плескалась рыба. А для рыболова увидеть живой плеск в реке - всегда удовольствие. Те, кто живёт в самих Печорах, лишён этой возможности. Они прибегают в школу, частенько ещё толком и не проснувшись. Протирают глаза, зевают - пока разомнутся, а Коля уже в форме! Два километра протопал!

Но вернёмся к "вертушке". Вид у Коли уныл и скучен. Теперь уже он зевает. Что такое? Из разговора выясняется странная картина. Школа усыпила нашего героя. Не потому что он рано поднялся. В селе никто позднее не встаёт, дела хозяйства поднимают. В школе дела нет!

Разговорчивый Коля?
- У тебя есть, Коля, пионерское поручение?
- Никакого.
- А в отряде есть ребята, которым дано поручение?
- Есть. Я их не касаюсь.
- Кто у вас председатель?
- Петровская!
- Как её звать?
- Не знаю.

Для справки: вместе учатся третий год!

- Как не знаешь?
- А ну её! Возникает всё!
- В этом, году у вас был пионерский сбор?
- В понедельник объявили... Какой? Не знаю. Что-то там...
- Как у вас ребята относятся друг к другу?
- Да никак! Вот сегодня Галка опоздала на урок, её Алексей спросил: почему? Она сказала: ты молчи! - Вот к все отношения!
- А сегодня в школе было что-нибудь интересное?
- Интересное? Да нет. Витька с Юдиным подрались.

Не подумайте, что это весь разговор с пионером Николаем, что на этом он кончается. Я, признаюсь, заподозрила своего, неразговорчивого .. собеседника в равнодушии. Да, попросту равнодушным он мне показался, раз ничего не знает и знать вроде не хочет.

Разговорчивый Коля?

- Что я сейчас буду дома делать? А давайте я расскажу про вчерашний день, очень похоже. Из школы пришёл, семь вёдер воды принёс из колодца. Вообще в день у нас хозяйство съедает примерно восемнадцать вёдер, но мы с мамкой напополам носим. Потом дрова колол. Еловые. Берёшь чурбак, если хороший, на пять частей получается. Сложил дровешки "в костёр" - это так мы кладку называем. За коровой пошёл. Ветка за полкилометра от дома пасётся. Настроение у неё было домашнее, сразу домой направилась, а то бы и поспорить пришлось. Потом на пригорке травы накосил. Ну, косу обтёр, под крышу её заложил. Сел за уроки. По геометрии круг начертил, центр О обозначил, да и всё такое прочее. Ещё над 525-м упражнением по русскому задержался. Там про иван-да-марью рассказ был. Я вспомнил, такие у нас цветы были на косьбе летом. Хорошо в поле работать...

Вот тут-то н получилась загвоздка. Оказывается, что собеседник мой - работящий парень! И не только "вкалывает", а ещё наблюдать умеет, можно сказать, поэт в душе. Как он мне про иван-да-марыо рассказал! Правда, словечки порой у Николая вылетают, прямо скажем, крепкие, да и не к месту. Но и это тоже, я решила, от широты души его человеческой. Вы знаете, неплохой парнище. И почему в школе ему такому нет применения? Обидно просто!

Может быть, он один такой в дружине, "незадействованный", как любят сейчас говорить? Рядом, на той же "вертушке", раскачивались ещё пионеры, той же первой печорской школы: Рудольф Урлахер, Наташа Вишнева, подходили другие ребята, усмехнулись нашему "пионерскому", разговору. Я ставлю в кавычки слово, потому что ничего пионерского и не было, ни у кого из этих ребят не оказалось пионерского поручения, ни один из них не мог сказать, что будет в этом пионерском году их жизни в дружине. Я, конечно, понимала, что начало года, не раскачались ещё, может быть. Но ведь они могут и целый год пробыть в таком состоянии ненужности в дружине! А жаль, неплохие они, честное слово! Вот Наташа приехала два года назад из Белоруссии, там в своей дружине она была звеньевая, председатель совета отряда, да и рядовой приходилось ей выполнять интересные поручения, а тут "других выбирают", по её же словам. Получается, что работают только те, кого выбирают! Разве не все должны работать? Разве те, кого не выбрали, тем самым исключены из пионерской жизни? Как же они сами-то идут на такое безгласное положение? Как довольствуются крохами? Вот как Рудольф, который занимается только поливанием цветов на подоконнике их класса.

Товарищи пионеры! Обратите внимание! В вашей дружине, в вашем отряде хорошо ли использованы силы каждого пионера? Как получается, что в дружинах бывают пионеры, которые ничего не ведают пионерского? Кто виноват?

Л. Середина. (Наш корреспондент). Псковская область, г. Печоры.
«Пионерская правда»
15 сентября 1978 г.

Урок физкультуры в средней школе № 1. Занятия ведёт преподаватель Виктор Николаевич Иванов (на снимке крайний справа).

Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
10 октября 1978 г.

Быть хозяевами на земле

Быть на земле хозяевами. Не просто созерцающими наши успехи, а творящими поистине чудеса собственными руками, радуясь своей причастности ко всему, что происходит на земле. Именно такие хозяева - умелые, грамотные, деловитые - участники районного слета юннатов, обыкновенные мальчишки и девчонки, в красных галстуках, с комсомольскими значками на груди. Они выращивают урожаи, охраняют леса и водоемы, одевают нашу землю в зеленый наряд. Трудно перечислить все добрые юннатские дела. И хорошим ориентиром стала в этом традиционная выставка юннатско-опытнической работы.

В зале и фойе районного Дома пионеров разместилась эта богатая экспозиция, рассказывающая о труде школьников, о том большом деле, которое доступно детям - участии в преобразовании родного края. И участие это - в высоких урожаях, полученных на пока еще маленьких пришкольных полях, в открытиях и научном поиске, и просто - в приобщении к труду на земле, в возможности посвятить дело всей жизни сельскому хозяйству.

По заданию ученых занялись видоиспытанием кормовых трав в условиях области и района учащиеся Печорских школ № 2 и № 3. Производственная бригада школы № 2 к тому же получила урожайность картофеля в пять раз выше, чем в колхозе, на полях которого трудилась.

Паниковские юннаты по заданию совхоза проводили опыты с кормовой капустой и занимались сортоиспытанием ячменя и овса.

Отлично потрудились юннаты Печковской восьмилетки. Среди экспонатов, представленных ими, - капуста, морковь, лук, с которыми проводятся опыты. Учащиеся наблюдают за посевами, стараются получить высокие урожаи.

Не радовали нас нынче погодные условия. Обилие влаги и недостаток тепла не способствовали развитию культур, но тем не менее лавровские юннаты получили свеклы, в пересчете на гектар, по 400 центнеров, моркови - по 290, а изборские школьники - по 300 центнеров капусты.

Таких ярких примеров немало. О своей работе юннаты рассказали на стендах, в дневниках наблюдений, диаграммах.

Отмечая их работу на слете, заведующая методкабинетом РОНО Ю. Г. Лемух говорила:
- Не важно, кем вы будете, когда вырастете: агрономом, животноводом или садоводом - важна та работа, которую вы делаете не для себя, а для людей. Ничего, что в школе небольшой учебно-опытный участок, мала ваша делянка, где вы проводите свои опыты, что пока у вашей ученической бригады маленькое поле, и опыты, как вам кажется, не очень сложные. Это начало. И важно, чтобы оно было хорошим, чтобы потом хотелось продолжить начатое дело.

Действительно, интересное это дело - ухаживать за животными, добиваться высоких урожаев, беречь природу - очень трудное и ответственное. Об этом говорили и сами участники слета.

Люба Савкина из Печорской восьмилетней школы № 3 с интересом говорила о том, как учащиеся выращивают цветы. Женя Шупик из средней школы № 1 рассказал о работе с кроликами, Таня Богова из Бельской восьмилетки - о школьном лесничестве, Люба Макеева из Новоизборской десятилетки - о юннатско-опытнической работе, Наташа Садовина из Изборска - о "зеленом патруле".

Тепло поблагодарил юннатов за проделанную работу председатель президиума районного общества охраны природы П. М. Кондрашин. Он пожелал школьникам шире пропагандировать новые сорта, приблизить опытничество к хозяйствам района, иметь а каждой школе ботанический участок.

Заведующий РОНО Н. Н. Боровьев познакомил участников слета с обращением участников Всероссийского слета ученических производственных бригад.

И в заключение праздника были подведены итоги юннатско-опытнической работы. Среди средних школ первое место присуждено Лавровской, второе - Изборской, третье - Печорской средней школе № 1.

Среди восьмилеток призовые места соответственно заняли: Почковская, Печорская № 3, Паниковская.

Грамотами отмечены такие ученические производственные бригады, как бригада средней школы № 2, Изборской и Лавровской десятилеток. Отмечена работа школьного лесничества Бельской восьмилетки.

Г. Николаева
«Печорская правда»
12 октября 1978 г.

Учимся любить свой край

Как уже сообщалось в нашей газете, в Доме пионеров проходила выставка юннатско-опытнической работы школьников района. Сегодня некоторые участники выставки рассказывают о своих делах.

Наш школьный учебно-опытный участок занимает 3,5 га. Это дендрарий, отдел систематики, цветник, овощной, полевой питомник и крольчатник. Каждый отдел закреплен за классом. Наш класс отвечает за крольчатник и сад. Работаем и в других отделах.

Весной на уроках труда мы изучали хозяйственные культуры и записывали в план-дневник все особенности их развития.

С морковью мы познакомились подробно. С этой культурой мы провели опыт. Семена подвергли пескованию, удобрили почву и в указанные сроки провели посев. С огромным интересом, старанием и терпением наш класс ухаживал за появившимися зелеными всходами. Ребята поливали их, прореживали и подкармливали, пололи.

Все лето мы трудились на пришкольном участке. Работы было много. Оказывается, не так просто вырастить хороший урожай моркови. С каждым днем наша культура становилась крупнее, наливалась соком. Несмотря на дождливое лето, у нас выросла хорошая, крупная морковь. С участка собрали 150 кг, в пересчете на гектар - 410 центнеров.

Т. Орлова, ученица Печорской средней школы № 1
«Печорская правда»
17 октября 1978 г.

Анатолий Котов (на снимке), учащийся 8 "б" класса средней школы № 1, стал комсомольцем накануне 60-летнего юбилея ВЛКСМ.

Фото Н. Сарапова
«Печорская правда»
28 октября 1978 г.

Неделя революционной славы

В конце октября комната боевой славы организовала встречу учащихся нашей школы с М. В. Лашиным, В. А. Весским и И. П. Федотовым.

М. В. Лашин рассказал о комсомольском движении в нашем крае, о первых комсомольцах и их борьбе в тылу и на фронте в суровые годы войны.

С интересом слушали мы стихотворения В. А. Весского о наших земляках - островских подпольщиках, лирические песни, воспевающие красоту и величие нашего города в исполнении И. П. Федотова.

От имени всех учащихся я хочу выразить благодарность ветеранам за их интересный рассказ. Эти уважаемые люди всегда будут желанными гостями в нашей школе. Мы решили собрать и оформить материал о первых комсомольцах нашего района, обещаем изучать революционные и боевые традиции.

Т. Рюрикова, ученица 10-б класса средней школы № 1.
«Печорская правда»
11 ноября 1978 г.

О мужестве, о героизме

В минувшую среду у учащихся средней школы № 1 состоялась встреча с участником Великой Отечественной войны П. Н. Воронковым, который выступил перед ними с лекцией "Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны". Ребята из первых уст узнали о подвиге советского народа в те трудные времена, так как летчик Воронков прошел всю войну с начала и до победного часа.

Лектор привел множество примеров героических поступков солдат и командиров на полях сражений, использовал в своем выступлении наглядные пособия. ...

И. Михайлов
«Печорская правда»
9 декабря 1978 г.