От Рождества до Пасхи

В Доме детского досуга и творчества новая выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества "От Рождества до Пасхи". На весенних каникулах с ее экспозицией знакомились все желающие: и дети, и взрослые. Обилие и разнообразие детских работ, в которых и личный взгляд на тему, и умение высказать свои мысли и чувства при помощи красок разноцветных ниток, природного материала.

Сама тема выставки подразумевала изучение роли Христа и христианских идей в жизни и творчестве современного молодого поколения, пропаганду человеколюбия, милосердия во имя сохранения мира на земие. Идеи эти, пропущенные через призму детских сердец, передают гамму чувств и устремлений, выплеснулись в такое многообразие талантливых работ, что просто глаза разбегаются. И красота неописуемая золоченых куполов храмов, глядящих на нас с рисунков и панно, бойницы древних крепостей, седые башни и лик Божьей Матери - тихая благословенная Русь. И такая несказанная радость на сердце от того, что не зачерствели детские души, что умеют юные видеть прекрасное, чувствовать его, стремиться к нему.

Жюри отбирало лучшие работы в двух номинациях: декоративно-прикладное творчество, живопись и графика. Учитывалась яркость воплощения темы, оригинальность использования местных традиций. И снова отличились учащиеся гимназии, школы № 2, кружковцы Дома детского творчества, залесские школьники, воспитанники детского сада "Березка". И если вышивка предполагала использование ниток и бисера, последнее, кстати, очень искусно применили в своих работах рукодельницы, то юные художники попытались рисовать не только карандашом, акварельными красками и гуашью, но даже... зубной пастой. И здорово же получилось!

Вне всякой конкуренции прекрасно выполнены работы Кати Секретаревой из гимназии, которая уверенно чувствует себя и в рисовании, и в вышивке. Ее талантливые акварели "Тайловская башня" и "Купола Успенского собора" займут достойное место на областной выставке. Кстати, из 12 работ юных художников, представленных в области, половина выполнена учащимися Печорской гимназии. Еще три работы - самых маленьких участников выставки - из детского сада "Березка", две из Изборска. Приятно видеть, что на древней изборской земле традиционно почитают живопись. И дети с великой радостью передают свои чувства и привязанность к родным местам яркими, волнующими красками.

Раздел декоративно-прикладного творчества представят в областном центре 20 работ печерян. Трудно предугадать, кому отдаст предпочтение жюри. Но то, что эти работы - талантливые, красочные и исполнены, можно сказать, на одном дыхании, скажет каждый, кто познакомился с ними на районной выставке. Здесь и несколько работ юных умельцев из кружков "Удивительная игрушка", "Художественное творчество", "Рукодельный" Дома творчества, учеников Залесской начальной школы, Печорской гимназии, Митковицкой школы и друтих. Прекрасные панно, вышивки, роспись по дереву, композиции из природного материала, назначение которых - радовать души и сердца. И надо признать, дети прекрасно справились с этой задачей. По достоинству оценили творчество юных дарований представители духовенства Псково-Печерского монастыря. Снимки лучших работ будут опубликованы в детском журнале "Колокольчик", издаваемого монастырем.

Г. Николаева
«Печорская правда» 5 апреля 2002 г.

Чествовали юные дарования

Гимном России открылся торжественный прием главой района А. А. Роговым школьников - победителей международных и областных олимпиад, конкурсов, фестивалей, лучших спортсменов. Стало традицией чествовать на высоком уровне тех, кто в школьные годы стремится овладеть вершинами знании, любит и умеет трудиться, добиваясь высокого профессионализма в своем творчестве. Мы с гордостью говорим о них - это будущее нашей России, достойная смена старшего поколения. Одним словом умники и умницы, увлеченные, азартные, юные, красивые.

- Каждого ребенка мы считаем одаренным, каждого считаем способным. Но среди них обязательно должны быть лидеры, и нет сомнения, что сегодня здесь собрались самые одаренные. Именно лидеры, притом каждый - в своей номинации. И я хочу пожелать вам развития ваших талантов, лидерских качеств в спорте, музыке, учебе, чтобы вы не останавливались на достигнутом, а совершенствовались и ставили для себя новые цели, покоряли новые вершины. И чтобы те лучшие качества, которыми вы обладаете, направляли на добрые дела, на благо ваших родителей, окружающих людей, учителей школы, и от этого получали бы удовлетворение, - глава района А. А. Рогов говорил эти слова с чувством глубокого уважения к молодой смене, которая, несмотря на свой юный возраст, успела достигнуть в жизни важных высот.

Юные дарования района приняли сердечные поздравления начальника районного управления образования С. А. Авдеева, начальника отдела по делам молодежи Г. И. Степановой.

После торжественных речей глава района А. А. Рогов и С. А. Авдеев вручили школьникам Почетные грамоты администрации, денежные премии и цветы. Их получили 43 школьника, столько ярких звездочек вспыхнуло на небосклоне печорского образования. Такой же награды удостоены хореографические коллективы "Карусель" (Дом детского творчества), "Надежда" (школа-искусств) и "Школьные годы" (гимназия), театр "Привет" (школа № 3), вокальное трио (гимназия) и команда по ОБЖ учащихся Новоизборской школы.

Самый юный участник встречи - первоклассник Печорскэй гимназии Евгений Гаврилов, но и его вклад в творческую копилку района ощутимый - второе место в Международном конкурсе "Мир воды глазами детей" в номинации "Литературное творчество". А вот, чтобы перечислить все титулы Алены Суворовой, восьмиклассницы из гимназии, потребуется время: 3 место на областной олимпиаде по русскому языку, вторые места на областной олимпиаде по математике и на конкурсе "Юные дарования" (русский язык), 1 место на областном конкурсе "Юные дарования" (номинация "Юный математик")..

А за плечами Никиты Иванова, тоже восьмиклассника, но школы № 2, победа в международном конкурсе "Мир воды глазами детей" и две победы в конкурсе "Знакомство со своим соседом", III место в областной экологической акции.

Печорские дарования блеснули на многих олимпиадах по школьным предметам, музыке, спорту. Круг их увлечений поистине не имеет границ. И в том, что растут они любознательными, трудолюбивыми, целеустремленными, готовыми с честью выдержать любой экзамен, и не только на прочность знаний, заслуга школьных учителей, семьи. И как пожелание прозвучали слова мамы одного из участников встречи юного музыканта Миши Леничко Светланы Александровны: "Хочу, чтобы у каждого родителя всегда находилось время для своих детей". С этим нельзя не согласиться.

Ответное слово держали виновники торжества, самые старшие, одиннадцатиклассники, благодарили взрослых, администрацию, учителей за встречу, которая останется в их памяти, как яркое воспоминание о школьной жизни и напутствовали своих продолжателей поддержать добрые традиции лидерства.

И в заключение состоялся концерт учащихся детской школы искусств,

Г. Николаева
«Печорская правда» 11 июня 2002 г.

Хотя и невелик наш город, но трудом энтузиастов здесь созданы хорошие условия для развития многих талантов маленьких жителей. На снимке: каждое такое выступление хореографического ансамбля "Школьные годы", которым долго и бессменно в гимназии № 1 руководит Г. Лебедева, украшает городской праздник, как это было на площади Победы 9 мая, когда и сделан этот снимок.

Фото С. Маркелова
«Печорская правда» 11 июня 2002 г.

Физкультуру любить - здоровым быть

Физическая культура - это единственный предмет, который формируетт грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.

Результаты труда учителя физической культуры, как правило, не сразу заметишь. Мы не готовим спортсменов высоких разрядов, у нас совершенно другие задачи. Нам, учителям школ, необходимо обеспечить ребятам физическую подготовку, дать волевую закалку, охватить большинство ребят участием в спортивных мероприятиях, днях здоровья и т.д.

Двухсменный режим работы гимназии и большая загруженность спортивного зала не позволяет полностью охватить учащихся дополнительными занятиями по физической культуре и спорту. Поэтому важным направлением является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в спортивных секциях. К сожалению, за последние годы в городских спортивных секциях уменьшилось количество детей из нашей гимназии. Тренеры клуба физической подготовки и районного спорткомитета базируются в современном спортивном зале школы № 3, идет набор из этой школы, а наши учащиеся в основном вынуждены заниматься только в школьных перегруженных секциях, под руководством учителей физкультуры. Несмотря на это, гимназия еще успешно выступает в районной спартакиаде и достойно борется за лидерство. Ученики нашей школы были победителями в многоборье, легкой атлетике, в баскетболе (девушки и юноши средней возрастной группы), шахматах, в районной олимпиаде по физической культуре, в которой четверо наших учащихся стали победителями и призерами.

Ученица 11 класса Анна Шнявина принимала участие в областной олимпиаде, в которой была признана судьями самой пластичной в акробатике.

В составе сборной команды района и области наши учащиеся показывали хорошие результаты в областных и даже Всероссийских соревнованиях. Настя Железнова на первенстве России по горному бегу заняла третье место, а Валерий Ершов был пятым. Ольга Школяр в областных соревнованиях по лыжным гонкам была призером.

А самые наши маленькие ученики 5 класса Дима Ильиных и Костя Родин оказались лучшими в областных турнирах по боксу и борьбе. В составе л/атлетической эстафетной команды района половина участников была из нашей школы. И как итог - третье место в Пскове, после Политехнического института и школы милиции.

Выступление сборной команды гимназии в районных или областных соревнованиях все-таки не определяет состояние физической культуры в школе, а является одним из показателей.

Как сделать, чтобы физическая культура в школе эффективно решала главную свою задачу - содействовать укреплению здоровья детей. Правильного ответа на этот вопрос сейчас самым настоятельным образом требует от нас сама жизнь. Хотелось бы, чтобы дети занимались в одну смену, в спортзале уроки проводились с одним классом, улучшилась бы материально-техническая бара школы. Необходимо осознание важности физической культуры не только со стороны самих детей, а и классных руководителей, учителей-предметников и, конечно, родителей, которые иногда препятствуют занятиям детей в секциях, в спортивной школе, находя для этого различные причины: занятия в музыкальной школе, недостаток времени для подготовки уроков по другим предметам, плохая успеваемость.

Ведь не секрет, что есть школьники, стремящиеся получить освобождение от уроков физкультуры. Вот и получается, что ежедневно учащиеся недополучают половины, а то и большее количество движений (в дни, когда нет уроков физической культуры, дефицит двигательной активности достигает 80%).

Очень важно выработать у себя сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях.

В. Степанова, учитель физической культуры Печорской гимназии
«Печорская правда» 27 августа 2002 г.

1 сентября хорошо встретили второго

Если начало нового учебного года было отодвинуто на день по прихоти календаря, то по прихоти природы первое осеннее прохладное утро тоже пришлось именно на второе сентября. Еще накануне, в воскресенье, было довольно жарко, и утро тогда было теплым, а вот в понедельник те, кто оделся по летней привычке легко, поеживались. Природа будто говорила; эй, мальчишки и девчонки, время тепла и отдыха прошло, с осенней прохладой начинается пора учебных трудов!

Чей это праздник - День знаний? Учителей и учеников. Если судить по тому, кто пришел на торжественную линеику к высоким стенам гимназии № 1, то праздник был всеобщим. Если дедушкам и бабушкам попроще вместе с внучатами прийти утром рабочего дня на праздник, то мамам и папам, наверное, пришлось как-то исхитриться, чтобы, оставив хоть на немного служебные и рабочие места тоже прийти сюда, поймать волну радостного оживления, уловить залах свежей краски в классах, вернуться душой на десять, двадцать лет назад, когда твое место было не позади этих нарядных рядов мальчишек и девчонок, а в самой гуще, где после летних каникул встретились повзрослевшие, загоревшие школьные друзья.

На празднике в гимназии было много почетных гостей. Глава района отменил важную ежемесячную расширенную планерку, чтооы объехать в торжественное утро как можно больше школ. Иеромонах Августин из Псково-Печерского монастыря не только напутственную молитву прочел, но и святой водой покропил ряды учеников.

Было сказано много теплых слов и в адрес одиннадцатиклассников, и десятиклассников, и пятиклассников, и, конечно, первоклассников. Последним досталось особенно много внимания. Мамы и папы не хотели выпустить малышей из-под своего крыла, когда эту занятную публику взяли за руки одиннадцатиклассники, чтобы провести по городу к монументу освободителям Печор.

А День знаний набирал обороты. Никому из школьников и в этот день, наверное, учиться не пришлось: праздничные представления, развлекательные программы, дискотеки ждали их в течение всего дня.

Но вот во вторник...

Счастливого вам нового учебного года, дорогие ребята!

С. Маркелов
«Печорская правда» 3 сентября 2002 г.

Одиннадцатиклассник гимназии № 1 Николай Зарудний приступил к своему последнему году занятий в средней школе "остепененным": стало известно, что ему присуждено первое место в международном конкурсе "Мир воды глазами детей". На этом конкурсе Николай выступил с работой "Религиозный символизм воды", основанной на анализе христианского учения. Кроме того, Николай стал призером всероссийского фотоконкурса снимков живой природы. Развивать свои таланты Николаю помогают занятия в Доме детского творчества.

Фото С. Маркелова
«Печорская правда» 3 сентября 2002 г.

Я - в одиннадцатом

Я иду в 11 класс! Her- этого не может быть! Как же получилось так, что пролетели незаметно те 9 лет, которые казались бесконечными? Возможно ли то, что мы теперь старшие после учителей в школе? Да, это действительно так. Осознав это, понимаешь, что наступает самый трудный, самый ответственный учебный год. Впереди ждет не только напряженная учеба, но и подготовка к выпускному вечеру, выпускные экзамены, окончательный выбор ВУЗа и поступление в него.

Но самое тяжелое испытание - прощание со школой. И я уверена, что для многих это будет действительно нелегко, ведь мы оставляем не уроки, ранние подъемы или домашние задания, мы оставляем частичку своей личной истории, какой бы она ни была. Поэтому за этот последний год хочется успеть все: и отблагодарить учителей, так как не сделал это раньше, и стать самым дружным, самым запоминающимся, только с хорошей стороны, классом. И если очень постараться, то все это можно сделать в этот последний год.

О. Качкина, ученица 11-а класса Печорской гимназии.
«Печорская правда» 3 сентября 2002 г.

Один день депутата Салопова

Печально известная в народе истина о том, что власти начинают работу только накануне выборов, у нас в районе, к счастью, не подтвердилась. Выборы прошли, а работа по-прежнему ведется и не на словах, а на деле.

2 октября, в преддверии Дня учителя наш депутат В. В. Салопов решил лично побывать в школах Старого и Нового Изборска, в гимназии 1, в детском доме, встретиться с педагогическими коллективами, ответить на вопросы, выслушать и помочь решить проблемы. Помимо поздравлений и теплых слов в свой адрес учебные учреждения получили по новому ксероксу. Подобная копировальная техника для многих долгое время оставалась несбыточной мечтой. ...

Депутат областного Собрания депутатов В.В. Салопов и директор гимназии О.М. Тумановская, судя по всему, довольны состоявшейся встречей. Они уверены, что проблемы можно решать только сообща.

О. Александрова. Фото автора
«Печорская правда» 8 октября 2002 г.

Праздник, значимый для всех

Праздник учителей становится год от году все более значимым праздником. Громче звучат поздравления. Искреннее становятся слова в этих поздравлениях. Почему так происходит? Возможно, потому, что нынешнее время более выпукло обозначило ценность образования. когда знания, отнюдь, не всегда даются бесплатно. С другой стороны, знания вооружают человека для современной сложной жизни.

Все эти мысли пришли в голову, когда довелось быть на празднике учителей района, состоявшемся в минувшую пятницу в актовом зале Печорской средней школы № 3. Сюда прибыли делегации всех наших школ, собрались многочисленные гости, начиная с главы района А. А. Рогова, до глав волостей. Каждый из этих гостей немалыми своими стараниями способствовал и способствует тому, чтобы наши школы вполне соответствовали своему назначению. Учат учителя, но заботятся о том, чтобы в классах было тепло, чтобы достаточно сытыми были школьные завтраки многие и многие люди, короче, система власти района. Так, Глава района вместо того, чтобы начать свое выступление с поздравления, сперва спросил, везде ли в школах начался отопительный сезон и уж потом перешел к более торжественным словам.

А поводов для торжества было немало: на праздничном вечере были названы имена многих и многих наших педагогов, кто за успехи в обучении нашей молодежи был так или иначе отмечен.

Та часть программы праздника, которая была посвящена вручению наград, началась с вручения Почетной грамоты Главного управления образования нашей области начальнику Печорского управления образования С. А. Авдееву. Такими же грамотами были награждены и несколько учителей, например, А. П. Киселёв - преподаватель гимназии № 1, О. И. Декар - преподаватель Новоизборской средней школы. Важно отметить, что педагогический процесс сейчас рассматривается как непрерывный, начиная с детского сада. Так что никто в зале не удивился, что в ряду преподавателем школ Почётной грамотой Главного управления образования области была награждена и заведующая детским садом «Берёзка» Н. В. Цылько.

Были и другие награждения. Кстати, всем учителям и техническому персоналу школ в канун праздника были выплачены премии. Это, конечно, придало хорошего настроения всем, кто причастен к знаменательной дате.

С. Елисеев
«Печорская правда» 8 октября 2002 г.

Надёжный, приветливый кров

Листая страницы календаря, невольно вспоминаю октябрь 1962 года, когда молодым специалистом вместе с учениками средней школы № 1 переносил мебель, оборудование. приборы в новое здание школы по улице Ленина.

Именно в октябре 1962 года здание было сдано в эксплуатацию. И это было событием для всего города. Светлое, просторное - оно вместило весь школьный контингент (тогда это около 800 учащихся). Восьмилетняя школа № 3 заняла освободившееся здание первой школы по ул. Кирочной (нынче ул Гагарина). С этого момента школы города перешли на односменные занятия. Вот бы и сейчас так.

В начале 60-х годов отношение к качеству работ еще сохранилось сталинское, поэтому здание стоит вот уже 40 лет без капитального ремонта, и все это время его посещают каждодневно около тысячи человек. Исправно работают водопровод, канализация, теплоснабжение (хотя эта очень сложная история для школы достойна отдельного рассказа), энергоснабжение.

Прорабом на этой стройке был замечательный строитель, впоследствии начальник строительной организации ПМК-376 С. И. Волков. Это здание он назвал лучшим зданием своей жизни. Удачно были решены вопросы размещения стадиона, парка, пришкольного участка, крольчатника, тира.

Но панегирик надо петь не зданию, а людям, которые, умело используя материальную базу, наполнили содержанием, организовали духовную жизнь коллектива.

Большая заслуга в этом прекрасного организатора коллектива, педагога и человека Федора Ивановича Демидова - директора с большой буквы. Надежными, верными помощниками ему были завучи И П. Внлюжанин Г. И. Щегольков, Н. А. Плешкова. Педагогическое мастерство, житейскую мудрость я перенимал не только у руководителей школы, но и у педагогов, прошедших войну, тертых жизнью Н. Е. Кружкова, В. А. Гаврилова, Б. А. Серебрякова, О. В. Бардиной, Н. И. Бобровой, А. И. Афанасьевой. Они были "задающим генератором" идеи, традиции, которые не только сохранялись, но укреплялись и развивались.

Я с большой благодарностью вспоминаю в общей сложности те 14 лет, которые я провел в этом коллективе. Самым важным в работе коллектива была особая одухотворенность учебно-педагогического процесса, стремление к поиску и поиск новых форм работы с детьми, уважение к личности и учителя, и ученика.

Удовлетворили результаты работы: оценки наших учеников на экзаменах, поступление в ВУЗы, получение ими профессий, продвижение их по службе. Можно привести массу примеров. Особая гордость: престиж учительской профессии. Школа всегда была более чем на 50 процентов укомплектована учителями - выпускниками своей школы.

Сейчас приятно узнать новости в спортивных достижениях учеников школы. Не могу не вспомнить, что спортивные традиции закладывались такими учителями, как Л. Б. Василенок, Б. Д. Юзвик. Помню, как сборная школы по баскетболу в составе В. Шкворова, В. Мисуркина, Дрехлова, С. Плахотина и других на равных играла со сборными командами городов Выру, Пскова.

Художественная самодеятельность в школе получила новый импульс с приходом в качестве руководителя Г. Г. Лебедевой. Ансамбль "Школьные годы" не раз становился лауреатом областных смотров-конкурсов. Коллектив постоянно обновляется (такова школьная жизнь) и постоянно радует зрителя.

С большим сожалением наблюдаю, как жизнь разрушает не только плохое, но и хорошее: нет в школе обязательного горячего питания, тотальное воровство сделало бессмысленным выращивание кроликов, а потом и плодово-овощной продукции, невозможны массовые выезды на экскурсии учащихся в города-герои, утеряна хорошая традиция интернационального воспитания - фестиваль школ прибалтийских республик и др.

Прошло 40 лет. Уже получают пенсию те ученики, с которыми я переносил приборы, они тоже стали учителями. Я вспоминаю Г. Шевтанову (ныне Г. А. Васильева), Л. Сурженко (ныне Л. Я. Анисахарова) и др. Я вспоминаю учителей, которые пришли в школу позже, но оставили в душе глубокий след. Не желая обидеть кого-либо и не умаляя достоинств всех замечательных педагогов, я восхищаюсь педагогическим мастерством Е. П. Горшановой, эрудицией А. А. Сасоева, трудолюбием Н. А. Барановой, организованностъю А. К. Яллай, тактом Н. Л. Володиной. Да и у каждого учителя есть своя "изюминка", каждый учитель - это личность. Я думаю, что учащиеся школы вполне искренне могут посвятить своим учителям слова А. С. Пушкина: "Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем истинно и мертвым и живым,
Подъяв к устам признательную чашу,
Не помня зла во благо воздадим".

40 лет по улице Ленина в г. Печоры стоит, красуется здание школы № 1, его не изменили ни природные катаклизмы, ни испытания холодом, ни возникавшие пожары. Так и коллектив успешно решает стоящие перед ним задачи и направляет его работу честный, принципиальный, неравнодушный к судьбе каждого ребенка руководитель - О. М. Тумановская.

Со значительным событием и новых успехов тебе, школа!

Е. Семёнов, пенсионер
«Печорская правда» 8 октября 2002 г.

Деловая игра "Детская перепись"

С 9 по 16 октября в нашей стране пройдет Всероссийская перепись населения. Данные переписи жизненно необходимы для принятия более эффективных решений при составлении бюджетов всех уровней, планировании рынков труда и жилья, развития всех отраслей хозяйства, в том числе и сферы социального обеспечения и здравоохранения, а также при определении направлений в области языковой и религиозной политики. Результаты переписи дадут четкое представление о возрастной, трудовой и образовательной структуре нашего общества.

Успех предстоящей Всероссийской переписи населения во многом будет зависеть от готовности к ней самого населения, и здесь большое значение в период подготовки переписи населения имеет работа со школьниками.

Именно поэтому с 9 по 16 сентября в Печорской гимназии прошла деловая игра "Детская перепись". Узнав в школе, что такое перепись, ребенок расскажет родителям об учете населения, обратится к ним за помощью в выполнении специальных домашних задании и тем самым косвенно подготовит взрослых к этому важному для нашей страны мероприятию.

Началу деловой игры "Детская перепись" в каждом классе, со 2 по 1l, предшествовали уроки истории, обществознания, граждароведения по изучению вопросов Всероссийской переписи населения 2002 года, которые умело провели А. А. Сасоев, В. В. Мосин, А. С. Талалаев, Д. А. Демиденко и учителя начальных классов. Следующим этапом игры стали организационные классные часы, где между участниками были распределены роли переписчиков, художников, журналистов, а кто-то стал членом классного жюри.

С 10 по 12 сентября в классах закипела работа. Переписчики сами изготовили переписные листы. Кроме предложенных вопросов многие включили в перепись и свои собственные.

Для того, чтобы ответить на вопросы переписчика, опрашиваемый должен был знать не только личные данные, но и сведения о своих близких.

Творческая работа досталась художникам. Им было предложено придумать и нарисовать свою эмблему "Детская перепись" и агитационный плакат.

А журналисты в своих статьях, на фото отображали, как проходит перепись в класном коллективе.

По итогам деловой игры в Печорской гимназии организована выставка лучших работ учащихся (эмблем, агитационных плакатов, газет).

И. Вдовенко, Печорская гимназия
«Печорская правда» 8 октября 2002 г.

На пути информатизации школы

Всем хорошо известно, что с середины 80-х годов начался в нашей стране процесс компьютеризации школ. В те годы ещё почти никто и не предполагал, что компьютеры, придя в школу, смогут перевернуть в наших умах представление о традиционном преподавании учебных дисциплин, что через 15 лет мы заговорим об информатизации школы.

В нашей школе первый компьютерный класс появился в 1988 году. Это был тогда единственный класс в районе. Конечно же, он использовался в первую очередь для проведения уроков информатики с учащимися всех школ района. Возможности использования компьютеров были небольшие: программирование, игры. Затем у нас появились обучающие программы по русскому и иностранному языкам. Учителя с удовольствием пользовались услугами компьютерного кабинета для проведения своих уроков.

И все-таки основной упор был сделан на преподавание информатики. В этой работе встречалось много трудностей: не было хорошего учебника, не было стабильной программы. Это положение сохранилось до сих пор. Хорошо, что появился "Обязательный минимум содержания образования по информатике". На его основе, с учётом возможностей нашей школы мы разработали программу непрерывного курса обучения информатике с 1 по 11 класс. В программе учтена возможность неоднократного обращения к отдельным темам курса на разном уровне: во время изучения пропедевтического курса, базового курса и профильных курсов. Мы не можем утверждать, что наша работа - образец для подражания, однако время показывает, что выпускники нашей школы, особенно из гимназических классов, не испытывают затруднений с информатикой при продолжении образования.

В 1997 году при финансовой поддержке администрации района нам удалось заменить компьютерный класс на лучший, отвечающий требованиям того времени. Появилось больше возможностей: увеличился объём программного обеспечения, расширились возможности использования компьютеров при преподавании других дисциплин (иностранного и русского языков, химии, истории, биологии, географии, физики, математики, автодела). Учителя школы с интересом отнеслись к такой форме проведения уроков, поборов в себе страх перед новой для них техникой.

В 1999 году школа получила выход в Интернет. С этого года начались наши занятия на дистанционных курсах. Очень хорошие курсы работают при сетевом Роботландском университете (г. Переславль-Залесский). От занятий на этих курсах пополняется багаж знаний и учеников, и учителей. Учителя, работая с детьми, проходят курсы повышения квалификации. Так, например, в 1999-2000 учебном году наши учителя прошли курсы по теме: "Методика раннего обучения информатике", ученики - "Введение в Интернет". В сетевом университете занятия проходят по определённой программе: изучаем теорию, участвуем в конкурсах с другими командами. Мы занимаемся там уже третий год и, к сожалению, среди большой географии наших коллег-соперников никогда нет представителей Псковской области.

На факультативных занятиях старшеклассники занимаются изучением языка программирования Паскаль. Результатом этих занятий было четвёртое место нашего ученика в прошлом учебном году на областной олимпиаде. Но областная олимпиада проводится один раз в год, да и участие в ней принять все не могут, поэтому в прошлом учебном году команда наших старшеклассников приняла участие в дистанционной обучающей олимпиаде по информатике ДООИ-2002, в ней принимали участие более 200 команд из разных уголков России. Главное отличие этой олимпиады - командные соревнования, а также то, что в рамках её проведения происходит обмен методическими разработками между преподавателями, и всё идёт в общий зачёт. Можем сказать, что наше участие было успешным, нас наградили Дипломом второй степени.

В 2002 году произошла очередная замена нашего компьютерного класса. Конечно, спустя два месяца после его установки, можем сказать, что не всё работает ещё гладко, не всё старое программное обеспечение подходит. Но мы не сидим, сложив руки: уже в этом учебном году провели соревнование по компьютерным играм с учениками школы №3 и сожалеем, что не обладаем информацией, не проводятся ли такие областные соревнования.

Впереди у нас стоит огромная задача - сделать компьютерный кабинет центром информатизации школы. Мы планируем в этом учебном году провести школьные методические объединения учителей всех предметов, показать им возможности проведения уроков с использованием средств мультимедиа. Продолжим работу с детьми на дистанционных курсах. Начнём работу по информационному обеспечению решения задач управления учебным процессом.

Н. Баранова, Н. Володина, учителя информатики Печорской гимназии
«Печорский вестник» 22 декабря 2002 г.