Сравнение: в чью пользу?

Время быстротечно. Вот уж и очередной учебый год канул в Лету со своими заботами, проблемами, тревогами.

ТАК уж сложились обстоятельства, что 3 раза в неделю я отправляла в школу своего старшего внука, ученика 2 А гимназического класса (в остальные дни этим занималась мама). Ну и, конечно, регулярно просматривала его дневник, тетради и учебники.

У меня сохранился дневник моей дочери за 1979-80 учебный год, когда она тоже училась во 2 А классе школы № 1, теперешней гимназии. Так что есть возможность сравнить, каковы были учебники и программы тогда, 30 лет назад. Какие требования предъявлялись в то время к учащимся, и каковы методы обучения нынешних второклашек-гимназистов на основе современных, как сейчас принято говорить, инновационных проектов.

Само собой разумеется, что в гимназическом классе появились новые дисциплины. Это информатика и английский язык. Изменились названия некоторых предметов: вместо природоведения - окружающий мир, вместо труда - технология, пение стало музыкой, рисование - изобразительным искусством, но суть осталась та же.

Жизнь не стоит на месте, и в обучении современной школы появились новые технические средства - компьютер, Интернет, интерактивная доска. И это вполне естественно.

Но вот что настораживает и вызывает чувство неприятия.

В настоящее время нет государственного стандарта учебников и программ. Кто их только не составляет! Зачастую это дилетанты, люди, пренебрегающие богатым опытом советской системы образования, действующие по принципу: лишь бы разрушить старое.

Чтобы не быть голословной, я внимательно проанализировала учебник по чтению "Родная речь", по которому нынче занимался второй гимназический класс. Пособие знакомит ребят с устным народным творчеством (сказки, пословицы, загадки), в нем помещены произведения А. Пушкина, Л. Толстого, С. Есенина, К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, Б. Заходера и многих других писателей, даже иностранных. В стихотворениях и прозаических отрывках речь идет о дружбе, природе, любви к матери, заботе о животных, помощи родителям и т.д. Но, к сожалению, нет ни одного текста, поднимающего такую важную тему, как любовь к Родине. Слова Россия, Родина, Отчизна вообще не упоминаются в учебнике. И что ещё хуже: о Великой Отечественной войне - ни строчки. Как же воспитывать патриотов, если авторы учебника начальной школы, видимо, выполняя чей-то заказ, не ставят такой цели. Для них важны другие ценности.

А как было бы здорово, если бы ребята накануне Дня Победы прочли в "Родной речи" отрывок повести В. Катаева "Сын полка" о Ване Солнцеве или рассказ о пионере-герое! Но увы!

Надо отдать должное классному руководителю И.П. Вдовенко, которая в честь 65-летия Победы предложила ребятам найти стихотворение о Великой Отечественной войне и выучить его наизусть, а также рассказывала им о блокадном Ленинграде и детях-героях.

Восполнила пробел в патриотическом воспитании второклассников и учительница музыки З.И. Лапаева. К 9 Мая она разучила с ребятами замечательные песни военных лет - "Сережка с Малой Бронной и Витька с Маховой", а также "Шел ленинградский паренек". Я знаю, что второклассники пели их с удовольствием не только на уроке, но и дома.

Еще хотела бы обратить внимание на один важный аспект. Почему-то программа по чтению не нацеливала учащихся на заучивание наизусть стихотворений, имеющихся в учебнике. Мой внук за весь учебный год выучил всего лишь 2-3 стихотворения.

Не требовала программа и пересказа прочитанных текстов. А у дочери в дневнике, в графе "Что задано", в строке напротив чтения, записано (а это 4 раза в неделю): выучить стихотворение наизусть или подготовить пересказ текста, краткий или подробный. Как показала жизнь, этот метод обучения родному языку себя прекрасно зарекомендовал. Зачем нужно было терять его?

Умело пересказывать - это значит владеть речью, логически, последовательно передавать содержание прочитанного, дисциплинировать свои мысли, что особенно важно сейчас, когда школьники уже в начальных классах выполняют тестообразные (от слова "тест") задания, которые не способствуют развитию речи, а требуют только указания соответствующего варианта.

Что же касается заучивания наизусть, то детские и юношеские годы - самое лучшее время для этого. Как легко в этом возрасте запоминаются рифмованные строчки! Да и память развивается.

Если программа по родной речи была довольно-таки легкой, без пересказа и заучивания наизусть, то по русскому языку значительно сложнее. На мой взгляд, со стороны, слишком много внимания уделялось такому разделу языкознания, как фонетика, изучающему звуковую сторону языка. А вот сочинений ребята не писали, что можно объяснить очередной инновацией. Думаю, со мной согласятся опытные преподаватели русского языка, что даже в самом маленьком, простом, но самостоятельном повествовании на конкретную тему проявляются лингвистические способности ученика, его индивидуальность, умение выразить свое отношение к тому, о чем пишешь. А эти качества так необходимы будущим филологам, журналистам, представителям других гуманитарных специальностей. Да и не только им.

Хотела ещё посетовать на то, что подготовка домашнего задания по английскому языку занимала у внука и его одноклассников слишком много времени, больше, чем по другим предметам, вместе взятым. Но подумала, что грядет очередная реформа образования, когда часть уроков, видимо, будет платной, в том числе и иностранный язык.

Так что, внучек, учи английский, пока за этот урок не надо платить!

Т. ПРОХОРЧЕНКО, бабушка, по образованию учитель русского языка, литературы и истории
«Печорская правда» 15 июня 2010 г.