Шахматный всеобуч: шах и матом по «двойкам»

Два года назад в школьных программах для начальных классов появился новый предмет - шахматы. В какой-то степени, это был эксперимент. Ведь появление шахмат в расписании уроков было введено не во всех регионах России. Наша область решила участвовать во внедрении инноваций. И не прогадала. Об итогах двухлетнего всеобуча для самых младших школьников рассказал Н. Г. Вышковский, который руководит Печорским шахматным клубом.

- Прежде, чем перейти к итогам двух лет шахматного всеобуча, расскажу о том, каких успехов достигли юные шахматисты Печорского района. 7 мая в городе Опочка Псковской области прошёл шахматный турнир, посвящённый Дню Победы «Мы помним героев Великой Отечественной войны». Зачёт проводился по городам и районам. Среди городских команд весь пьедестал почёта заняли псковичи и великолучане.

А вот в турнире районных команд первенствовали юные шахматисты Опочецкого района. Вторыми стали ребята из Островского района. Наша команда заняла почётное третье место. Это несомненный шаг вперёд, так как в турнире принимали участие двадцать две команды. В состав команды Печорского района входили Игорь Гаппаров, Кристина Журавлёва, Никита Сушилин. Все они учатся в Печорской гимназии. Лучше всех выступила Кристина, которая набрала пять очков. Соревнования проводились по швейцарской системе. Каждая команда провела семь игр. Игорь принёс в командную копилку четыре очка, а Никита - два. Для победы нашей команде не хватило всего очка. Если бы мы набрали на одно очко больше, то догнали бы в турнирной таблице лидеров. И в этом случае заняли бы первое место, так как у команды Печорского района суммарный рейтинг был выше, чем у опочан и островичей

В рамках турнира была проведена викторина «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?». Участники турнира должны были ответить на вопросы, посвященные Великой Отечественной войне. И радует, что современные школьники помнят, кто совершал подвиги во время кровопролитных битв, кто завоевал победу в борьбе с фашизмом. У молодёжи есть историческая память, кто бы что ни говорил. Областная Федерация шахмат награждала призёров викторины. По её итогам мы заняли второе место.

- Николай Гордеевич, что такое швейцарская система?

- Швейцарская система впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе в 1895 году. В первом туре участники разбиваются на две группы. Сильнейший из первой группы встречается с сильнейшим из второй. Во втором туре принцип сохраняется. При этом не допускается, чтобы участники встречались друг с другом более одного раза за турнир. Желательно чередование цвета фигур от тура к туру. Не допускается, чтобы один участник три тура подряд играл одним цветом. Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

- Каковы итоги шахматного всеобуча в Печорском районе?

- В ста школах Псковской области, которые были включены в систему шахматного всеобуча, проходит олимпиада. В областной шахматной олимпиаде принимают участие все второклассники из четырёх школ Печорского района: гимназии, Новоизборской, Лавровской и Печорской средней школы № 3. Под эгидой Главного Управления образования Псковской области олимпиада проводится в три этапа. На первом этапе проводится тестирование в школах. Второй этап - муниципальный, а третий, финальный, - областной.

5-6 мая был проведён первый этап шахматной олимпиады. Второклассники участвовали в конкурсе эрудитов, решали шахматные задачи, играли блиц-турниры. В задачах школьники должны были поставить мат в один ход. Ребята должны уже знать положение фигур на доске. Поэтому в задачах аннотация не указана. Вместо блиц-турнира был проведён сеанс одновременной игры со мной. На областной этап шахматной олимпиады поедет тот ученик, который наберёт большее количество очков на первых двух этапах.

- Шахматный всеобуч в школах действует уже несколько лет. Как Выдумаете, эта идея оправдала себя? С какими проблемами столкнулись при претворении идеи в жизнь?

- Проблема одна - недостаточное количество часов преподавания шахмат. В некоторых школах вместо урока шахмат пытаются ограничиться кружком. А это уже веёт к необязательности, ломается система преподавания. По утверждённому плану шахматного всеобуча в школах должно быть два урока в неделю. Моё предложение простое. Со следующего года в школьную программу вводится третий урок физкультуры. И можно его во вторых классах отдать на шахматные занятия. Идея шахматного всеобуча оправдала себя. Шахматы развивают межпредметные связи, тренируют память. Человек, играющий в шахматы, всегда всесторонне развит и интеллектуально, и физически. Например, многие шахматисты хорошо играют в футбол. О влиянии шахмат на успехи в учёбе и говорить не приходится. Связь очевидна. Многие ребята из шахматного клуба в школе учатся на «хорошо» и «отлично». Например, Игорь Гаппаров, Кристина Журавлёва, Никита Сушилин.

Вопросы задавал В. Маслов.
«Печорская правда» 20 мая 2011 г.