Героям войны посвящается...

В Печорской гимназии прошёл фестиваль военно-патриотической песни

В годы войны она внушала оптимизм нашему народу, возможно, во многом благодаря песне мы одержали победу над немецкими войсками. Свои достижения в музыкальном искусстве показали 28 коллективов, учащиеся со 2 по 11 класс. Получилось очень массовое и продолжительное по времени мероприятие. Выступления ребят с удовольствием слушали и оценивали уважаемые гости, члены жюри: И.Л. Тезнев (руководитель военно-патриотического клуба "Рубеж"), В.В.Васильев (председатель совета ветеранов Печорского района), замдиректора гимназии Герасимова Н.А. и Перова Т.B. Фестиваль проходил в 4 этапа. Первыми вышли на сцену ученики 2-3 классов. Очень задорно, в силу своего возраста, ребята спели замечательные песни военных лет. Классные руководители и музыкальный работник Лапаева З.И. в течение 2-х месяцев вели с ними репетиции. Члены жюри особо отметили внешний парадный вид и песенный репертуар учеников 3 "А" класса (Прохватилова Л.П.), четкое и ритмичное исполнение строевой песни учениками 3 "Б" класса (Ежова С.Н.).

После небольшого перерыва "песенный марафон" продолжили учащиеся 4-5 классов. Очень ярким получилось выступление у ребят 4 "А" (Черемхова Г.П.), которые исполняли песню "Идет солдат по городу". Юношу в роли солдата, умело маршировавшего на протяжении всего выступления, члены жюри попросили наградить отдельно сладким призом. Сильным в плане подготовки получилась инсценировка песни у учащихся 5 "А" класса (Соколова О.В.). Ребята профессионально двигались, применяли реквизит, сделанный своими руками, выдержали форму одежды военных лет (даже нашли самый настоящий шлем танкиста!)

Третью часть фестиваля открывали учащиеся 6-7 классов. Практически все песни были обыграны и сопровождались видеорядом. Жюри остановило свое внимание на дружном и четком выступлении учащихся 7 "А" класса вместе со своим классным руководителем Володиной Н.Л. Также привлекла гостей праздника непринужденность и простота исполнения веселой песни-марша "Кап-кап-кап" учащимися 7 "В" (Страшкбва И.В.). В зале никого не оставило равнодушным исполнение песни "Ленинградцы" учениками 6 "А" класса (Терашкевич A.M.), посвященной мальчишкам блокадного Ленинграда. Слезы на глазах зрителей и голос с дрожью у исполнителей!

Завершали песенную программу учащиеся 8-11 классов. Члены жюри по праву оценили исполнение красивого российского вальса "На сопках Манчжурии" учениками 10 "А" класса (Демиденко Д.А.), где было очень душевное и профессиональное пение, яркие костюмы и нежный танец. Удивительно трогательно и очень тонко исполнил сольно песню "Журавли" ученик 8 "В" класса Кисель Николай (Илларионова Е.Н.). Сам исполнитель очень доволен собой, а педагоги ... не ожидали от юноши таких голосовых данных. Талант! Еще один юноша из 8 "Б" класса Тросников Илья (Христовская М.Н.) поразил всех присутствовавших своим голосом, таким открытым и запоминающимся. Очень ярким и разнообразным по использованию музыкальных инструментов (аккордеон, бубен, барабан)получилось выступление у 8 "А" класса (Добровольская Е.В.). Живая музыка очень "подкупила" всех присутствовавших в зале, аплодисменты не смолкали. Один из уважаемых гостей, Васильев В.В., особым образом отметил подготовку и исполнение песни "До свидания, мальчики" 11 "Б" классом (Бузуйкина Е.В., Страшкова И.В.). Ребята сняли видеоролик о мирном времени: школьный выпуск 1941-го, дружба, любовь и вдруг... война. И вот юные актеры вышли на сцену в школьной форме, бантах и крепко держась за руки. В зале полная тишина. Еще одним сильным выступлением стало видеоисполнение песни "Нам нужна одна Победа!" учащимися 11 "А" класса (Сасоев А.А.). Не выходя на сцену, ребята сняли эпизод из фильма "Белорусский вокзал". Голос Добровольской Екатерины звенел такой мощью, такой сокровенной клятвой... Эту же композицию очень красиво, массово, вживую, исполнил на сцене 9 "А класс (Кириллова Н.А.). А ученики 10 "Б" (Николаева С.Е.) с любовью к родному краю, с душой, под гитару у костра исполнили уже достаточно современную песню "Березы".

Воспитательный центр выражает огромную благодарность всем участникам фестиваля, который повысил чувство патриотизма у молодежи и открыл новые таланты в нашей школе. Очень надеемся и дальше продолжать традицию проведения подобных мероприятий! Дипломы и призы будут вручены на итоговых линейках по окончании учебного года.

И. Страшкова,
педагог-организатор Печорской гимназии
«Печорская правда» 21 мая 2013 г.

Вспоминает учительница

В 1956 году я окончила Печорское педагогическое училище в звании "учитель начальных классов". Распределения по школам не было. Каждый искал работу сам, устраивался кто как хотел. Я уже не помню, как я попала в Митковицкую семилетнюю школу учителем математики в 5-7-ые классы. В дипломе по математике были оценки "отлично". Наверное, это и сыграло роль: в школу нужен математик. А мне тогда было только 18 лет. Я сейчас даже удивляюсь, что делает молодость, решиться на такую ответственную работу. И вот я в школе. В здании шёл большой ремонт. Занятия начались где-то в середине сентября. В коридорах ходили по дощечкам, пола не было долго.

Директором школы был Георгий Васильевич Топчий (наверное, участник войны, протез ноги), человек требовательный, даже резковатый, слушались его с полуслова. Вёл уроки физики. Его жена - биолог. Елена Михайловна Меньшикова вела русский язык и литературу. Вальтер Рудольфович Кеель - физрук и трудовик. Анна Васильевна Лисаветина и Вера Зорина - учителя начальных классов.

Это учителя русского отделения. В школе тогда было и эстонское отделение. Занятия проходили в одну смену. Наполняемость классов была где-то 12-15 человек. Школа находилась в небольшой деревне Подлесье. В километре от Подлесья была деревня Митковицы: крупный населенный пункт, поэтому и школа называлась Митковицкой. Деревня Подлесье стояла у самой дороги на трассе Псков-Печоры. Здесь были медпункт, почтовое отделение, правление колхоза.

Все учителя жили на квартирах у местных жителей. Я жила у Елены Ивановны Кузьминой. Она одна воспитывала двух девочек. Обычный деревенский дом был разделен на маленькие комнатки. Жили вместе с хозяйкой три квартиранта: я, преподаватель математики эстонского отделения Василий Семенович Белов; зав. почтовым отделением Катя Чижова. Каждый в своей "клетушке". Жили мирно, дружно. Хозяйка была с юмором, не унывала, на свою судьбу не жаловалась, жизнелюбивый человек.

Я была классным руководителем 6-го класса. Сейчас помню Гену Парфёнова, Таню Штенову, Зину Горохову, конечно, не всех, ведь прошло больше пятидесяти лет. Самым интересным был седьмой класс. Мальчики на 2 года моложе своей учительницы, а ростом вымахали выше её. Это Миша Локтев, Витя Удалов. Но что удивительно, я часто вспоминаю, что вопроса о поведении никогда не стояло! Наверное, что-то учительское было во мне уже тогда. И я часто вспоминаю слова, как-то сказанные по телевизору, что учителем и врачом надо родиться. При РОНО работал И.П. Унт - инспектор-математик, эстонец, владеющий русским языком. Он приезжал часто в школу, приходил и на мои уроки. Я позже поняла, что он обязан был помогать мне. Но учителя мне потом передали его слова "её нечему учить, у неё надо учиться". 7-ой класс прекрасно сдал экзамен по алгебре, неуспевающих ни в одном классе не было.

На следующий год я перешла в Моложевскую начальную школу.

Лидия Семёновна Крючкова (Краева)
«Печорская правда» 21 мая 2013 г.

Школьники с родителями работали в скайп-чате

"Край родной, навек любимый!" - эта строка из известной песни дала название районному сетевому учебно-исследовательскому проекту-конкурсу печорских школьников, который успешно прошел в течение февраля-марта 2013 года. 23 школьные команды, около двухсот учащихся 1-11 классов, их наставники - руководители исследовательских коллективов, педагоги-тьюторы, родители начали сетевое взаимодействие с коллективного скайп-чата, где рассказали о своих идеях и планах.

30 апреля 2013 года состоялась очная встреча участников проекта на базе МБОУ "Печорская средняя общеобразовательная школа № 3" в рамках VI районной конференции "ИКТ-компетенции современного учителя", представители школьных команд поделились своими находками, открытиями, высказали предложения для дальнейшей совместной деятельности.

В основу работы юных исследователей были положены три значимых события: 2013 год - год защиты окружающей среды в России, 1110 лет со дня упоминания Пскова в летописи (903), 540 лет со дня основания Псково-Печерского монастыря (1473).

Проект состоял из шести этапов, каждый из них предполагал разработку определенного социально значимого продукта: фотоальбом и фотогалерея, вики-статья, презентация, видеофильм, итоговое эссе.

Все эти материалы созданы в разнообразных социальных сервисах и доступны в Интернет на региональном портале ПскоВики, где и происходило сетевое взаимодействие команд. Для сетевого общения внутри команды и более широкого общения с участниками всего проекта каждая команда создала блог, для размещения материалов исследовательской работы созданы индивидуальные страницы команды в Интернет. Тематика проектно-исследовательской деятельности школьных команд, участвовавших в проекте, разнообразна.

Вот несколько школьных историй.

Школа на селе - больше, чем школа! Школа в социальной системе деревни является не только образовательным, но и культурным, духовным центром.

Вот почему так много внимания наши исследователи уделили изучению истории школ и местности, где они расположены.

Команда "Юные мигковичане" ОСП МБОУ "Печорская СОШ № 3" посвятила свое исследование родной деревне Митковицы, которая неразрывно связана с Митковицкой школой. Школа в этом году празднует 100-летний юбилей. И это исследование помогло ученикам лучше узнать историю своей деревни, своей школы - малой Родины.

Команда 8-10 классов "Следопыты" МБОУ "Киршинская СОШ" решила проследить историю просвещения на территории Кулейской волости. Ребята убеждены, что, собирая сведения об истории школ родного края, систематизируя полученные данные, они сохраняют историю малой родины для будущих поколений.

История школы - страничка истории нашей малой Родины - такова тема исследования команды "Дружные ребята" МБОУ "Ротовская ООШ".

В 2012 году школа отпраздновала свой 90-летний юбилей. О школе в прошлом, настоящем и будущем рассказали участники команды "Дружные ребята".

Школа, шкальные годы - яркая и запоминающаяся на всю жизнь часть в биографии каждого человека. Все мы помним свою первую школу, класс, учителя и дорожим этими воспоминаниями.

Удивительное исследование о проблеме школьных зданий, их старении и бесследном исчезновении с карты города провела команда "Искатели", 6 "Б" класс МБОУ "Печорская гимназия".

Охрана окружающей среды - проблемы экологии волнуют каждого человека, 2013 год объявлен годом защиты окружающей среды в России. Несколько команд сетевого проекта посвятили свои исследования данной тематике.

Команда 6 "А" класса "Happy Smile- Счастливые улыбки" МБОУ "Печорская гимназия" - решила привлечь внимание жителей города Печоры к водоёмам, которые находятся в черте города. Главная проблема исследования: загрязнение пруда - наша общая беда.

Команда 3 "А" класса "Знайки" МБОУ "Печорская гимназия" решила привлечь внимание к зеленым насаждениям города, к состоянию центрального городского парка и провела исследование по теме "Городской парк".

Школьные кабинеты, помещения, где проходит большая часть жизни учеников и учителей, насколько здоровая атмосфера царит там? Команда "А" класса "Позитив" МБОУ "Печорская гимназия" поработала над проблемой ""Как вернуть здоровье школьной экологии?"

В нашем проекте участвовали студенты Псковского индустриально-технологического техникума, команда "Автомеханики", они исследовали проблему загрязнения воздуха выхлопными газами и постарались привлечь внимание администрации города Пскова к состоянию дорог, а также установки пешеходного перехода рядом с их учебным заведением. Они показали, каким же образом влияет транспорт на экологию города.

История и исторические памятники Печорского края.

Все мы знаем, насколько богат наш край памятниками истории и культуры, но насколько глубоки эти знания? Что скрывает история, какие изменения происходят с годами? В этом году нашей главной святыне Псково-Печерскому Свято-Успенскому монастырю исполняется 540 лет со дня основания. Команда 9-10 классов "Позитивус" МБОУ "Печорская лингвистическая гимназия" решила определить, что изменилось во внешнем облике Псково-Печерсного монастыря в сравнении с XVII веком, выяснить, с чем были связаны реконструкции внешнего вида монастыря.

И еще одна интересная история, связанная с Псково-Печерским монастырем.

Команда 1 "А" класса "Часики" МБОУ "Печорская лингвистическая гимназия" изучала историю башенных часов Псково-Печерского монастыря, искала ответы на вопросы:
Где в городе можно увидеть башенные часы? Все ли часы Псково-Печерскош монастыря можно считать курантами?

Оказывается, если заглянуть в глубину веков любого поселения, то можно узнать много удивительного и поучительного.

Команда 4 класса "Краеведы" МБОУ "Лавровская гимназия" изучала исторические и культурные памятники Лавровского края, отвечая на вопросы:
o Какое влияние объекты истории и культуры оказывают на жизнь местного населения?
o Зачем надо знаггь историю родного края?
o Что значит: любить свою малую Родину?

Команда "Юные исследователи" МБОУ "Паниковская ООШ" приглашает нас на экскурсию по историческим местам д. Паниковичи, с какой любовью они рассказывают о родной деревне!

А все ли знают, что является историко-культурными и духовными центрами деревень? Задумались? Тогда советуем вам познакомиться с работой команды 10- 11 классов "Искатели" МБОУ "Новоизборская СОШ". Тема их исследования "История часовен Сеннского погоста Новоизборской волости". Ребята выясняли, какова взаимосвязь часовен и истории деревень, в которых они находятся. А целью работы определили: способствовать сохранению памяти и обогащению представлений о часовнях как об историко-культурных и духовных центрах деревень.

Красота и уникальность Печорского края - часто ли мы задумываемся о том, какие сокровища нас окружают? Команда 5 "А" класса "Эдельвейс" МБОУ "Печорская СОШ № 3" тему своего исследования определила, как "Жемчужина Печорского района". Ребята поставили цель рассмотреть множество уникальных объектов деревни Печки по разным направлениям: экологическому, эстетическому, рекреационному, историческому, геологическому и ответить на вопрос: "Может ли маленькая деревушка на берегу Псковского озера стать привлекательной для туристов?"

А вот еще работа по схожей тематике. Команда 8 "Б" класса "Радуга" МБОУ "Печорская СОШ № 3" приглашает нас в виртуальное "Путешествие по Мальской долине". Главная проблема исследования команды: что привлекает туристов в наш край?

Поистине уникальный объект изучала команда 10 "Б" класса "Мечтатели" МБОУ "Печорская СОШ № 3", тема исследования - "Музыкальная жемчужина Печорского края", ребята решили более глубоко изучить историю лютеранской кирхи и ее главного музыкального инструмента, ответить на вопрос "Насколько уникален орган, находящийся в лютеранской кирхе на территории города Печоры?"

Богат и уникален Печорский край не только историческими памятниками и первозданной природой, но и людьми, которые своим служением народу, стране вписывают страницы в историю, прославляя свою малую Родину.

Команда 5-9 классов "Истоки" МБОУ "Новоизборская СОШ" провела исследование по теме: "Духовный подвиг Демина Тимофея Васильевича". Удивительна судьба этого замечательного человека - регента-псаломщика, протодиакона Сеннской Свято-Георгиевской церкви, преподавателя музыки Новоизборской средней школы, руководителя русского народного хора, руководителя оркестра народных инструментов.

Практически каждый житель г. Печоры и его окрестностей помнит поистине выдающегося человека Улле Георгия Васильевича. Команда 7 "А" класса "Любознательные" МБОУ "Печорская СОШ № 3" посвятила свое исследование этому уникальному человеку, талантливому хирургу, спасшему жизни или вернувшему здоровье многим печерянам.

Пожелаем печорским школьникам дальнейших успехов в проектно-исследовательской деятельности и сетевом взаимодействии.

А. Петрова,
заведующая ИАЦ Управления Образования Печорского района,
координатор проекта
«Печорская правда» 24 мая 2013 г.