Невидимые нити тянутся в прошлое

22 ноября Печорская гимназия отмечает свой юбилей. 70-летняя история школы складывается из частичек жизни её учеников, труда учителей, праздников и буден многих поколений. Школа богата традициями, которые с годами меняются. Например, 40-летние выпускники школы с интересом вспоминают фестивали дружбы, "Зарницу", 50-летние - поездки в колхоз, сбор макулатуры и металлолома, пионерские сборы.

Новое время рождает новые традиции. Уже восьмой год подряд в начале сентября в школе проходила игра-соревнование "Остановись, мгновение!". Темы игры каждый год разные, ещё не повторялись. Ремонт дорог в городе не позволил нам выйти для выполнения заданий на улицы города. Поэтому, первый этап игры мы проводили в классах. Для этого воспользовались имеющейся в школе локальной компьютерной сетью, связывающей все школьные компьютеры (выпускники школы помнят о радиосети). На сетевом диске были размещены сорок фотографий некоторых зданий города. Необходимо было догадаться, какие это здания; выдвинуть предположения, почему фотографии именно этих зданий были предложены; разместить результат работы в блоге класса. Все классы задания выполнили, правда, некоторые с ошибками. Предположения были выдвинуты разные, но большинство сошлись на мысли, что эти здания имеют какую-то связь с нашей школой. Второй этап игры и был направлен на поиск этих невидимых связей.

Чтобы исследования получились более глубокими, каждый класс должен был познакомить всех с одним зданием. Младшие школьники изучали историю детских садов, ведь они совсем недавно пришли из них в школу. Очень содержательной получилась работа у 4 "А" класса (классный руководитель Вдовенко И.П.) о детском саде "Дружба" (впоследствии "Звёздочка"). Дети смогли узнать историю постройки здания на улице Международной, что в нём располагалось до размещения там детского сада. В классе есть ученики, окончившие этот детсад, но есть и учителя школы - "выходцы" из этого сада, о них тоже было рассказано в исследовании.

Пятиклассники знакомились с историей Дома детского творчества. Дом детского творчества главный помощник школы в развитии творческих талантов детей, в подготовке их к выбору будущей профессии. Ребята не только изучали историю, но и посетили ДДТ, познакомились с кружками.

В здании, в котором сейчас располагается лингвистическая гимназия, раньше занимались ученики нашей школы. Наиболее полно изучили историю этого здания учащиеся 6 "В" класса (классный руководитель Писукова В.Н.).

Когда-то основным зданием нашей школы было здание на улице Гагарина. С историей этого здания знакомились семиклассники. Учащиеся 7 "В" класса (классный руководитель Лаур С.В.) не только изучили исторический материал на сайтах Интернета, но "пообщались" со зданием вживую, совершив туда экскурсию.

В городе есть места, где когда-то учились ученики нашей школы, но сейчас они в полуразрушенном состоянии или исчезли совсем. Учащиеся 8 "Б" класса (классный руководитель Баранова Н.Н.) так и назвали свою работу "Что было там, где ничего нет". А стояла там с 1934 по 2013 год маленькая школа. Её любили многие выпускники, потому что у большинства учащихся нашей школы там начинался путь в страну Знаний. А теперь здесь пустырь. Может быть это даже лучше, чем наблюдать, как на наших глазах гибнет здание в Садовом переулке, хота и является объектом культурного наследия регионального значения. Об этом здании подробно рассказали в своих исследованиях десятиклассники (классные руководители Добровольская Е.В. и Илларионова Е.Н.).

На улице Свободы стоит здание, в котором раньше располагалось школьное общежитие, где жили учащиеся, которые не могли каждый день ездить домой. Интересные разноплановые исследования провели учащиеся девятых классов. 9 "А" класс (классный руководитель Володина Н.Л.) углубился в историю, узнал, что это дом Кельдера и подробно рассказал об этой семье. Это исследование удачно дополняет работа 9 "В" класса (классный руководитель Страшкова И.В.), в которой акцент сделан на современном состоянии здания, есть даже видео-экскурсия. Но вывод печальный: здание рушится. Т.е. разрывается ещё одна нить в истории нашей школы. Как давно не существует нити между школой и детским домом, ведь когда-то все воспитанники этого учреждения обучались в нашей школе. Два здания на улице Садовой, в которых эти дети проживали, уже давно стали жилыми домами, обветшали.

Наши исторические экскурсы в прошлое не были бы полными, если бы не было живого общения с людьми, жизненная судьба которых связана с этими зданиями и нашей школой. Наши исследования дополнила видео-экскурсия, которую провела Гуль Л.В. по детскому саду "Дружба". Интересными были классные часы-встречи с Баусовой О.С., Артемьевой С.И., Бедовым В.Н., Белой В.А. и Михайловой Т.В., проведённые в 4 "А", 5 "В", 7 "В", 8 "Б" классах. А с какими удивительными людьми, выпускниками нашей школы, встретились ребята других классов - это Троицкий А.П., Гусева Н.В., Добровольская Т.Г. Их школьная пора проходила в нескольких зданиях нашего города, а дальнейшая жизнь была отдана работе с детьми. Давали интервью учащимся, помогали собирать материал Баронова Е.В, Майстренко М.В, Шнявина В.О., Черницкая М.В., Яллай А.К., Анисахарова Л.Я., Бирюкова Е.Б., Каношина Т.А., Демяшкина А.А., Березина В.С., Петрова А., Никитин В.А., Толкачёва Г.Е., семья Железновых. Неоценимый вклад в виде фотографий внёс Маркелов С.Н. Во многих классах помогали родители. Всем большое спасибо. Так мы вместе сохраняем историю нашей школы.

Ребята не только собирали материал о "своём" здании, но и знакомились с исследованиями других классов, взаимооценивали работы. Все работы размещены на сайте школы в блогах классов, которые можно найти на странице "Учащиеся".

Подготовка к юбилею школы продолжается…

Баранова Н.Н., учитель Печорской гимназии, организатор игры.
«Печорская правда» 14 ноября 2014 г.