Вспоминая прошлое

О школе с любовью

Из газеты «Печорская правда» узнала о том, что Печорская гимназия отметила 65-летие. Искренне радуюсь и горжусь ее успехами сегодня, но захотелось вспомнить о том, что было, когда только шло становление средней школы № 1.

Я ученица этой школы с 1946 по 1951 год. Окончила здесь семилетку, а потом и среднюю школу.

Школа была на Кирочной улице (сейчас Гагарина). Здание небольшое, мрачноватое, с печным отоплением. В классах тесно стояли неуклюжие черные парты, круглая печь и висела доска. Начальные классы занимались на Псковской улице (школа № 2). Занятия проходили в 2 смены. Физкультурой занимались в коридоре на 2 этаже. Внизу были учительская и пионерская комната. Пионерами были не все, потому в пионерскую комнату входили только ученики в галстуках. Линейки, праздники проходили в коридоре или, как теперь называют, в рекреации. Были в то время две параллели: классы «А» и «Б», но только в семилетке.

Главная наглядность - географические и исторические карты, бумажные таблицы. Плохо было с учебниками - были не у всех, потому приходилось делать конспекты. Уроки проводились по проверенной в методике схеме: проверка домашнего задания, опрос, изучение нового материала, задание на дом. Никаких педагогических изысков и инноваций, но мы получали прочные знания по предметам.

Конечно, прошло так много лет, и все изменилось: страна, времена, люди, а, следовательно, школа. Но возвращаясь в прошлое, теплеет на душе и все ярко встает в памяти, особенно мой класс, где классным руководителем была Ольга Васильевна Бардина, только начинавшая свой педагогический путь. Класс наш был большой, более 30 человек, очень шумный, неорганизованный, разновозрастной, трудно управляемый.

Мы были детьми, опаленными войной, которую видели, испытали, пережили, многие потеряли отцов, братьев. Знали мы цену хлеба, испытали горе и лишения, не видели беззаботного и счастливого детства, а потому, оказавшись в детском коллективе, выплескивали накопившуюся энергию. До прихода Ольги Васильевны в классе сменилось несколько классных руководителей, не сумевших найти контакт с озорниками.

И вот пришла молодая, стройная, красивая девушка, по возрасту немного старше своих учеников, и как-то постепенно смогла усмирить ершистых и трудно управляемых воспитанников. Она не кричала, не приказывала, не назидала, а по-доброму, с уважением к ученикам, объясняла, часто с улыбкой, с пониманием, с терпением. Она старалась быть с нами рядом всегда и везде, не жалея времени и сил. Она была и есть для нас примером во всем: в разумной строгости и требовательности, в уважении к личности ученика, в умении выглядеть молодой и нарядной, а потому всегда красивой.

Вспоминаю, как мы классом декламировали поэму Алигер «Зоя», как после уроков с замиранием сердца слушали чтение книги «Тарантул или зеленые цепочки» (автора забыла), ее беседу о дружбе и товариществе. Помню, как мы культпоходом ходили в кинотеатр на фильм «Жила-была девочка», фильм о блокадном Ленинграде. Для меня, деревенской девчонки, это был первый фильм, увиденный в кинотеатре и запомнившийся на всю жизнь. Спасибо Вам, наша любимая и незабываемая Ольга Васильевна, за ту радость общения, которую Вы подарили нам!

Кроме Ольга Васильевны, преподававшей нам алгебру и геометрию, все остальные учителя были уже люди солидного возраста. Русскому языку и литературе нас учил Василий Алексеевич Гринин, интеллигентный, солидный и терпеливый учитель. Он тяжело передвигался, а потому вел уроки, сидя за столом. Не знаю почему, но он называл нас придуманными им именами и фамилиями. Меня он звал Варвара Должанская, Тосю Пярсон - Пяхн и т. д. А обращаясь к Володе Ленскому, говорил: «Куда, куда вы удалились?!» Мы баловались на его уроках, но тихо, без озорства. Просили читать комедию Гоголя «Ревизор», что он делал весьма мастерски, артистично, читая монологи разными голосами и выразительно жестикулируя. Очень грустно до сих пор, что он был репрессирован за какие-то провинности, предъявленные ему властями.

Биологию преподавала Елена Александровна Дрессен, искренне влюбленная в водоросли, амебы, евглены, за что ее ученики незлобно называли за глаза «евглена зеленая», а ей хотелось, чтобы мы умели видеть и любить живой мир планеты.

Ольга Сергеевна Масленникова вела уроки физики. Невысокого роста, подвижная, с живыми добрыми глазами, она терпеливо и доходчиво учила нас законам физики. Она была совершенно одиноким человеком, полностью отдавшим себя школе. Похоронена она на Печорском кладбище добрыми соседями. Стоит скромный памятник. Но, видимо, нет и тех, кто хоронил, потому что могила имеет заброшенный вид. Надо бы что-то сделать, но у нас нет сил. Эта могила для меня -горькое напоминание: такова судьба одинокого учителя.

Вот входит в класс, опираясь на трость, «Историк-Геродот» Анатолий Романович Мосунов. Это был строгий, требовательный учитель. Уроки вел стоя, потому всех видел, все замечал. Худощавый, среднего роста, он требовал знания дат, событий, доходчиво излагая новый материал. Видимо, он был инвалид войны, но об этом никогда не говорил. Мы его уважали и побаивались за его строгость и требовательность.

Хочется низко поклониться светлой памяти учителей, которых уже давно нет среди нас.

Мир праху вашему, Учителя!
Пусть мир иной вам даст покой и пристань!
Земная жизнь у вас была такой пятнистой,
Такою черно-белой, не цветной.
Хоть каждый в жизни был не только личность,
А Человек! И с буквою большой!

Они не имели званий и наград, не обладали эрудицией сегодняшнего учителя. Одеты скромно, держались достойно, в ученическом коллективе почти незаметны. Но всегда уважали ученика, как личность, были терпеливы, мудры, интеллигентны. Многие из них были участниками и инвалидами войны, ходили в гимнастерках, в галифе, а из скромности не носили орденов и медалей, ничего не рассказывали о себе.

Окончив семилетку, каждый по-своему определил свой жизненный путь: кто продолжил учебу в печорском педучилище (Валя Данилова, Таня Теплякова), кто-то в фельдшерско-акушерской школе (Маша Иванова, Юра Кудрявцев, сестры Гавриловы и Лужковские), а кто-то устроился на работу. Меньшая же часть продолжила обучение в 8-ом классе средней школы. Это примерно 8-9 учеников.

В. Лаур (Дубровская)
Окончание следует
«Печорская правда» 15 января 2010 г.